Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:51, реферат
В 14 веке в Европе утверждается новое культурно историческое движение, определившее направленность всех последующих этапов западной цивилизации, и получившее название Возрождения (Ренессанса). Начало Возрождения было связано с интенсивным распространением и увлечением античной культурой, искусством и философией. Усиливается интерес к античности в целом как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствующих свободному развитию познавательных и творческих возможностей человека
Такой первой концепцией
переустройства общества, претендующей
на всеобщность, явилась теория Томаса
Мора (1478 – 1535 гг.), выдающегося английского
мыслителя и гуманиста, о создании
совершенного гражданского общества,
воплощающего идею равенства между
людьми. Сформировавшего основные принципы
идеального, совершенного государства
в своей знаменитой книге "Утопия"
(1516 г.). Экономической основой
Вместе с отменой частной собственности исчезают и пороки общества – "обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательство…"1 . Моральные и этические качества утопийцев основываются на естественной природе человека как разумного существа, для которого стремление к счастью и совершенствованию является нормой. Воспитание добродетельных качеств у граждан государства "Утопия" является первейшей заботой семьи и государства. Впрочем, идеал семьи для Томаса Мора является патриархальная семья крестьянина и ремесленника, где старший заботиться о младшем, а младший с уважением относится и подчиняется старшим. Уважение к другим является величайшей добродетелью для утопийцев, наряду с сознательным отношением к труду на благо общества. Для Т. Мора основанием для морального здоровья являются простые правила религиозно-христианской морали, если они не расходятся с разумом, а доводы разума по поводу морали и добродетелей, воспринимаются как глас божий. Попытка примирить разум и религию есть одновременно отражение потребности демократизировать церковь. Поэтому в государстве "Утопия" утверждается веротерпимость и право граждан на свободу вероисповедания.
Граждане утопического государства наделены суверенным правом избирать себе власть – сенат, который является коллективной формой самоуправления народа. В сенат избираются самые достойные в нравственном отношении граждане и способные к умственной, интеллектуальной деятельности, к управлению и отправлению власти в интересах всех граждан и общества в целом, поддержанию равенства и заботе о процветании государства. Все важнейшие вопросы общественной жизни предварительно обсуждаются в каждой семье, передаются особым должностным лицам (сифогрантам), избранным тайным голосованием, а те уже передают решения граждан сенату для исполнения. Избирается и правитель отдельного города и государства в целом из числа ученых и сведущих в государственных делах. В такой форме представляется Т. Мору возможность воплощения идеала Возрожденческой личности, каждая из которых изначально является и совершенной и разумной индивидуальностью.
Еще более радикальную
теорию переустройства общества в соответствии
с идеалом Возржденческой личности
выдвинул итальянский мыслитель и философ
Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) в своем
знаменито произведении "Город солнца"
(1600 г.), тоже явно утопического характера.
Он возводит в абсолют принцип обобществления.
В соответствии с ним упраздняется не
только частная собственность, как основа
угнетения и неравенства, но также и институт
семьи как таковой, поскольку все граждане
города Солнца должны получить равное
и одинаковое воспитание и образование.
Всеобщий принцип обобществления требует
строжайшей регламентации всех сторон
общественной жизни. Труд обязателен для
всех, хотя он и сокращен до 4-х часов. Потребление
носит распределительно-
Как мы видим, свобода
человека как индивидуальности являлась
для философии Возрождения