Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 09:24, контрольная работа
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Большой вклад в политическую философию внес Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), обосновавший в книге «Государь» необходимость светского характера государства. Политика, по Макиавелли, имеет свои законы, правитель страны не является частным лицом, и недопустимые в личной жизни «обычных» людей ложь, вероломство, интриги и т.д. вполне уместны (ибо неизбежны) в мире политики.
Возрождение дало человечеству и смелые утопические идеи, авторами которых были английский мыслитель Томас Мор (1478 – 1535 гг.), написавший знаменитую книгу «Утопия», и итальянский гуманист Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), выразивший в сочинении «Город Солнца», как и Т.Мор, представления об идеальном устройстве общества и государства. Здесь уничтожена частная собственность, все находится в общественном владении. Труд обязателен для всех, все люди равны перед законом, принцип распределения материальных благ уравнительный, материальные потребности ограничены самым необходимым, производственному труду отводится только часть времени (шесть часов у Мора и четыре – у Кампанеллы). Остальное время люди посвящают образованию, развитию своих способностей. Мужчины и женщины имеют равные права. Существует свобода вероисповедания. Органы управления выбираются всем населением.
Перед нами предстает идеал, в котором сосредоточены черты как буржуазной, как и коммунистической идеологии. К оценке этого идеала необходимо подходить с исторических позиций. В условиях, когда писались эти произведения, реальное положение человека в обществе было гораздо хуже того, что описывалось в данных сочинениях. В Англии в ту пору шел процесс, получивший название «огораживания» - фермеров-арендаторов и общинников сгоняли с общинныхи феодальных угодий, отдавая их под пастбища для овец. В этом была особенность первоначального накопления капитала. Произведения Мора и Кампанеллы были по тем временам очень прогрессивны и гуманны, но несли на себе печать исторической ограниченности, что выражалось в идеях сохранения элементов временного рабства, как формы наказания обществом индивида у Т. Мора, контроль за поведением личности в государстве Т. Кампанеллы (в чем сказывалось влияние монастырского воспитания). Но главное, в данных работах, это идея равенства граждан и свободы личности.
Мыслители эпохи Возрождения, обратившиеся к серьезному изучению человека, общества, природы, оказали сильное влияние на философскую и естественно – научную мысль Нового времени и других последующих эпох.
3.Выдающийся мыслитель эпохи возрождения
БРУНО ДЖОРДАНО (Филиппе) (1548-1600) —итальянский философ эпохи Возрождения.
|
|
| |
| Родился близ Неаполя. В 17 лет вступил в орден доминиканцев, где ему дали монашеское имя Джордано, получил сан священника и степень доктора философии. Уже тогда он высказывал свои сомнения в некоторых религиозных догматах, что вызвало преследование со стороны религиозных властей. После обвинения в ереси был изгнан из ордена. Бежал в Рим и Северную Италию. Он странствовал из города в город, читая лекции в различных университетах, жил в Швейцарии, Франции, Англии, Германии и Чехии. В это время он написал и опубликовал свои первые произведения: «О тенях идей», «Пир на пепле», «О причинах, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме», в которых излагает свои основные взгляды по вопросам онтологии, теории познания и этики. |
|
Список использованной литературы
1. Грамши А. Рисорджименто и предшествующая история//Искусство и политика. Т. 1. - М.: Искусство, 1991. - С. 225-268.
2. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. Под ред. С.А. Асиновской, Е.В. Гутновой. - М.: Наука, 1986. - 427 с.
3. Дегтярёв А.А. Политическая Власть как регулятивный механизм социального общения//Полис: политические исследования. - 1996. - № 3. - С. 70-102.
4. Гуковский М.А. История Возрождения в трудах рус-ских ученых XIX в. //Вопросы истории. - 1945. - № 5-6. - С. 97-118.
5. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. - М.: Изд. К.Т. Солдатенков, 1900. - Т. 2. - 998 с.
6. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. -- М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа 1892. - 576 с.
7. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - Т. 1. - 618 с.
8. Гуковский М.А. Вступ. ст. сб.: «Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии»/Под ред. М.А. Гуковского. - М., 1963. - С. 3-19.
9. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.
10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.
11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М.: Индрик, 1993. - 328 с.
12. Дажина В.Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии//Культура Возрождения и власть. - М.: Наука, 1999. - С. 130-141.
13. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Пер. с нем. и ком. Н.Е. Бабанова. - М.: Искусство, 1978. - Т. 2. - 395 с.
14. Девятайкина Н.И. Петрарка о воспитании правителя. (По письму к Никколо Аччайоли)//Вопросы экономической и социальной истории, классовой борьбы, культурного и идейного развития в средневековых городах Франции, Италии, Англии, Германии, Чехии XIII - начала XVII веков. - Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1987. - С. 58-67.
15. Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения. - М.: Федерация, 1929. - 235 с.
16. Долгов К.М. Итальянские этюды. - М.: Худож. лит-ра, 1987. - 487 с.
17. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. - Париж: Евразийское книгоизд, 1927. - 357 с.