Философия эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 09:24, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Работа содержит 1 файл

философия таныгина.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Большой вклад в политическую философию внес Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), обосновавший в книге «Государь» необходимость светского характера государства. Политика, по Макиавелли, имеет свои законы, правитель страны не является частным лицом, и недопустимые в личной жизни «обычных» людей ложь, вероломство, интриги и т.д. вполне уместны (ибо неизбежны) в мире политики.

Возрождение дало человечеству и смелые утопические идеи, авторами которых были английский мыслитель Томас Мор (1478 – 1535 гг.), написавший знаменитую книгу «Утопия», и итальянский гуманист Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), выразивший в сочинении «Город Солнца», как и Т.Мор, представления об идеальном устройстве общества и государства. Здесь уничтожена частная собственность, все находится в общественном владении. Труд обязателен для всех, все люди равны перед законом, принцип распределения материальных благ уравнительный, материальные потребности ограничены самым необходимым, производственному труду отводится только часть времени (шесть часов у Мора и четыре – у Кампанеллы). Остальное время люди посвящают образованию, развитию своих способностей. Мужчины и женщины имеют равные права. Существует свобода вероисповедания. Органы управления выбираются всем населением.

Перед нами предстает идеал, в котором сосредоточены черты как буржуазной, как и коммунистической идеологии. К оценке этого идеала необходимо подходить с исторических позиций. В условиях, когда писались эти произведения, реальное положение человека в обществе было гораздо хуже того, что описывалось в данных сочинениях. В Англии в ту пору шел процесс, получивший название «огораживания» - фермеров-арендаторов и общинников сгоняли с общинныхи феодальных угодий, отдавая их под пастбища для овец. В этом была особенность первоначального накопления капитала. Произведения Мора и Кампанеллы были по тем временам очень прогрессивны и гуманны, но несли на себе печать исторической ограниченности, что выражалось в идеях сохранения элементов временного рабства, как формы наказания обществом индивида у Т. Мора, контроль за поведением личности в государстве Т. Кампанеллы (в чем сказывалось влияние монастырского воспитания). Но главное, в данных работах, это идея равенства граждан и свободы личности.

Мыслители эпохи Возрождения, обратившиеся к серьезному изучению человека, общества, природы, оказали сильное влияние на философскую и естественно – научную мысль Нового времени и других последующих эпох.

 

 

 

 

 

3.Выдающийся мыслитель эпохи возрождения

БРУНО ДЖОРДАНО (Филиппе) (1548-1600) —итальянский философ эпохи Возрождения.

 

 

 

 

Родился близ Неаполя. В 17 лет вступил в орден доминиканцев, где ему дали монашеское имя Джордано, получил сан священника и степень доктора философии. Уже тогда он высказывал свои сомнения в некоторых религиозных догматах, что вызвало преследование со стороны религиозных властей. После обвинения в ереси был изгнан из ордена. Бежал в Рим и Северную Италию. Он странствовал из города в город, читая лекции в различных университетах, жил в Швейцарии, Франции, Англии, Германии и Чехии. В это время он написал и опубликовал свои первые произведения: «О тенях идей», «Пир на пепле», «О причинах, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя», «О героическом энтузиазме», в которых излагает свои основные взгляды по вопросам онтологии, теории познания и этики.
Затем Бруно возвращается на родину в Италию и поселяется в Венеции. Вскоре он был обвинен в ереси и в 1562 году заключен в тюрьму. В течение восьми лет был узником венецианской, а затем римской инквизиции. В 1600 году состоялся суд инквизиции. Бруно несколько дней колебался, надеясь вырваться из рук инквизиции, но все-таки не отрекся от своих взглядов. 17 февраля 1600 года в Риме на Площади цветов он был сожжен на костре за ересь.
По характеру смелый и резкий, Бруно в своих лекциях выступал против схоластики и католической церкви, отстаивая свое учение. Он развивал материалистические взгляды в форме пантеизма, т.е., отождествлял Бога и природу. Бруно рассматривал окружающий нас мир как единый, котором материя и форма слиты вместе. Вселенная, по Бруно, едина, бесконечна и неподвижна. В ней происходят постоянные изменения и движения, но в целом она не двигается, ибо наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Идея Единого пронизывает все основные положения его философии. Единое — это одновременно сущность бытия и форма его существования. Единое — это такая категория, которая объясняет все в мире — и его изменчивость, и его постоянство. Все противоречия и противоположности объяснимы тем, что Вселенная едина. Бруно писал: «И так как все формы находятся в нем [Едином], то, следовательно, к нему приложимы все определения и благодаря этому противоречащие суждения оказываются истинными».
Выступал против противопоставления бесконечного Бога конечному миру, растворял Бога в природе и таким образом приходил к выводу о бесконечности природы. Все в природе, согласно Бруно, состоит из неделимых частиц, атомов, которые определяют единство всех вещей. Такое понимание природы он формулирует в виде концепции минимума: в мире не существует ничего, кроме минимума, который определяет все в мире, весь максимум. В минимуме заключена вся сила, а потому он представляет собой максимум вещей. Минимум определяет максимум подобно тому, как в одной искре содержится возможность огня. Абсолютный минимум во Вселенной — это атом, в математике — точка, в сфере метафизики — монада (неделимая единица, как атом). Минимум или монада образуют все то, что определяет максимум и целое. В них отражаются все свойства природы.
Продолжая развивать идеи гелиоцентрической теории польского астронома Н.Коперника, Бруно возродил концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленности составляющих ее миров. Он подчеркивал, что Вселенная одна, в ней духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Согласно Бруно, вся Вселенная одушевлена, ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называет «мировой душой».
Признание существования одной Вселенной исключает у Бруно наличие внешнего Бога, сотворившего мир. Природа и Бог — это одно и то же, они обладают одним и тем же единым началом: это один и тот же порядок, закон, который определяет ход вещей. Более того, Бруно отождествляет Бога-природу с материей. Он пишет: «Материя все создает из себя, ибо природа есть двигатель себя самой, который действует изнутри». Природа есть материя. Таким образом, у Бруно, Бог — это другое название закономерного окружающего мира.
В философии Бруно есть концепция панпсихизма, т.е. представление о всеобщей одушевленности природы. Духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой такое начало, от которого идет созидание. Духовное начало не может существовать без тела, как и тело, движимое и управляемое им, с ним единое, не может быть без духовного начала.
Концепция панпсихизма и «мировой души» определяет и теорию познания Бруно. Человеческий разум — это «живое зеркало», в котором отражаются природа и формы вещей. В соответствии с этим задача познания состоит в установлении законов, управляющих изменчивостью вещей. В процессе познания мира оно переходит от ощущений к воображению, от воображения к рассудку, рассудок к интеллекту, интеллект к уму. Интеллект — «видящее зеркало», которое активно осмысливает мир. Ум же — это «живое зеркало», оно охватывает мир единым взором и познает его озарением, созерцанием, интеллектуальной интуицией.
Заслуживают внимания этические воззрения Бруно. Критерием нравственности для него выступает деятельность, в которой человек осуществляет свое предназначение. «Прочь от меня, — писал он, — всякое безобразие, всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность!»
Бруно не верил в бессмертие души и призывал к героическому энтузиазму, самоотверженности ради высокой цели на земле. Он занимал четкую антирелигиозную позицию и считал, что религиозное сознание отрицательно влияет на человеческую жизнь, так как подменяет разумный подход слепой верой. В то же время Бруно признавал, что религия необходима для людей малоцивилизованных, которыми надо управлять.
Философия Бруно оказала большое влияние на развитие философской мысли в Европе в последующие столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Грамши А. Рисорджименто и предшествующая история//Искусство и политика. Т. 1. - М.: Искусство, 1991. - С. 225-268.

2. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. Под ред. С.А. Асиновской, Е.В. Гутновой. - М.: Наука, 1986. - 427 с.

3. Дегтярёв А.А. Политическая Власть как регулятивный механизм социального общения//Полис: политические исследования. - 1996. - № 3. - С. 70-102.

4. Гуковский М.А. История Возрождения в трудах рус-ских ученых XIX в. //Вопросы истории. - 1945. - № 5-6. - С. 97-118.

5. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. - М.: Изд. К.Т. Солдатенков, 1900. - Т. 2. - 998 с.

6. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. -- М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа 1892. - 576 с.

7. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - Т. 1. - 618 с.

8. Гуковский М.А. Вступ. ст. сб.: «Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии»/Под ред. М.А. Гуковского. - М., 1963. - С. 3-19.

9. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М.: Искусство, 1990. - 395 с.

10. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М.: Индрик, 1993. - 328 с.

12. Дажина В.Д. Портретная иконография Медичи: от республики к монархии//Культура Возрождения и власть. - М.: Наука, 1999. - С. 130-141.

13. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Пер. с нем. и ком. Н.Е. Бабанова. - М.: Искусство, 1978. - Т. 2. - 395 с.

14. Девятайкина Н.И. Петрарка о воспитании правителя. (По письму к Никколо Аччайоли)//Вопросы экономической и социальной истории, классовой борьбы, культурного и идейного развития в средневековых городах Франции, Италии, Англии, Германии, Чехии XIII - начала XVII веков. - Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1987. - С. 58-67.

15. Дживелегов А.К. Очерки итальянского Возрождения. - М.: Федерация, 1929. - 235 с.

16. Долгов К.М. Итальянские этюды. - М.: Худож. лит-ра, 1987. - 487 с.

17. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. - Париж: Евразийское книгоизд, 1927. - 357 с.

 



Информация о работе Философия эпохи возрождения