Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:25, реферат
Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. Специфическая черта философии Возрождения - деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе ("природа есть Бог в вещах", - повторял Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский). Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным "языком", понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появляется "натуральная магия", весьма популярны астрология, алхимия.
Заключение
Термин "Возрождение" появляется как отражение ценностной установки мыслителей новой эпохи: это, с одной стороны, сознательное противопоставление себя мрачному средневековью, где господствовали теология и схоластическая философия, а с другой - возвращение к ценностям античной культуры с ее культом Разума и Гармонии. Огромное количество изобретений и научно-технических достижений, а также изменения в ценностях культуры буквально во всех сферах жизни людей в Западной Европе - все это свидетельствовало о наступлении новой эпохи - эпохи Возрождения. Новая ориентация в культуре ищет собственного теоретического выражения в философии.
Данный исторический период можно разделить на следующие культурно-исторические пласты.
1. Европейский гуманизм, связанный с такими именами как Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и критики средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности.
2. Наука эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Коперник, Галилей, Кеплер и др.). В эпоху Возрождения формируются основы современного естествознания, современный образ науки. Тезису Фомы Аквинского "малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких" Галилей противопоставляет такой принцип: "Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о величайших вопросах, не достигая никакой истины". Для Кеплера и Галилея наука занимается отношениями, которые можно выразить числом, в математической форме, а традиционно считавшиеся научными вопросы о сущности мира, о смысле жизни и т.д. отодвигаются на второй план как не поддающиеся научному анализу.
3. Реформация (Лютер, Кальвин, Мюнцер), повлекшая за собой переворот не только в светской, но и духовной культуре. На уровне обыденной жизни протестантизм становится религией, проникающей в прямом смысле в каждый дом, что приводит к росту всеобщей образованности. В политике протестантизм становится формой выражения перехода к правовому государству.
4. Эти тенденции
реализуются в становлении
5. Итальянская философия (Телезио, Бруно, Кампанелла, Пьеро Помпонацци, Патрицци и др.) выражает в этот период особую, гуманистическую тенденцию, базирующуюся на идеалах античной культуры. Происходит "переоткрытие" Платона и развитие идей Аристотеля и его последователей. Философы специально исследуют проблему человеческих чувств и взаимоотношений, рассматривая человека как целостное существо, которому присущи и разумность, и аффекты ("страсти души").
Культура эпохи
Возрождения характеризуется
Список используемой
литературы
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального образования
Красноярский
Государственный Медицинский
«Федеральное Агентство по Здравоохранению
и социальному развитию»
ГОУ ВПО
КРАСГМУ РОСЗДРАВА
Кафедра
философии и социально-
Дисциплина Философия
Контрольная
работа (реферат)
Тема: Философия
эпохи возрождения
Выполнила:
Красноярск-2008
План
реферата.
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального образования
Красноярский
Государственный Медицинский
«Федеральное Агентство по Здравоохранению
и социальному развитию»
ГОУ ВПО
КРАСГМУ РОСЗДРАВА
Кафедра
философии и социально-
Дисциплина Философия
Контрольная
работа (доклад)
Тема:
Закон перехода количественных
изменений в качественные.
Его значение.
Выполнила:
Красноярск-2008
Один
из основных законов материалистической
диалектики, согласно которому изменение
качества объекта происходит тогда, когда
накопление количественных изменений
достигает определённого предела. Этот
закон вскрывает наиболее общий механизм
развития. Впервые он был сформулирован
на объективно-идеалистической основе
Г. Гегелем. Творческое развитие на базе
диалектического материализма получил
в трудах классиков марксизма-ленинизма.
Закон Перехода
количественных изменений в качественные
носит объективный и всеобщий характер.
Его содержание раскрывается с помощью
всех категорий диалектики и прежде всего
категорий качества, количества и меры.
Любое количественное изменение выступает
как изменение элементов системы. Степень
различия между старым и новым качеством
зависит от количественных изменений
в рассматриваемом объекте. "... Качественные
изменения — точно определенным для каждого
отдельного случая способом — могут происходить
лишь путем количественного прибавления
либо количественного убавления материи
или движения (так называемой энергии)".
Появление нового качества по существу
означает появление предмета с новыми
закономерностями и мерой, в которой заложена
уже иная количественная определённость.
При этом глубина качественных изменений
может быть различной; она может ограничиваться
уровнем данной формы движения, а может
выходить за его пределы: наш предок, антропоид,
например, с биологического уровня поднялся
до социального.
Процесс коренного
изменения данного качества, "надлом"
старого и рождение нового есть скачок.
Он является переходом от старого
качества к новому, от одной меры
к другой. "Чем отличается диалектический
переход от недиалектического? Скачком.
Противоречивостью. Перерывом постепенности"
(Ленин В. И.). Переход явления из одного
качественного состояния в другое есть
единство уничтожения и возникновения,
бытия и небытия, отрицания и утверждения.
Скачок включает в себя момент снятия
прежнего явления возникающим; при этом
качественные и количественные изменения
взаимно обусловливают друг друга.
Неверно представлять,
что сначала происходят лишь количественные
изменения, а вслед за ними только
качественные, потом снова лишь количественные
и т.д. В действительности же переход одного
явления в другое есть взаимодействие
количественных и качественных изменений,
проходящих через ряд промежуточных фаз.
При этом различные фазы изменения данного
качества означают изменение степени
данного качества, то есть по сути дела
количественное изменение. "... Промежуточные
звенья доказывают только, что в природе
нет скачков именно потому, что она слагается
сплошь из скачков" (Энгельс). Со стороны
количественных измерений этот переход
выступает во времени как нечто постепенное,
а со стороны качественных — как скачок.
Начало скачка от одного явления в другое
характеризуется началом коренного преобразования
всей системы связей между элементами
целого, самой природы элементов. Завершение
скачка означает образование единства
качественно новых элементов и иной структуры
целого. Большими скачками в развитии
объективной реальности являются образование
звёзд, в частности Солнечной системы
с её планетами, возникновение жизни на
Земле, образование новых видов животных
и растений, происхождение человека и
его сознания, возникновение и смена общественно-экономических
формаций в истории человеческого общества.
Особым видом скачка, характерным для
общественного развития, является революция.
В процессе развития
можно выделить два основных вида скачков:
скачок как "точечное" во времени
изменение, то есть резкий переход от одного
качества к другому, и скачок как некоторый
процесс определённой длительности. Скачок
может длиться миллиардную долю секунды
в микропроцессах, миллиарды лет — в космических
процессах и сотни тысяч лет — в образовании
видов животных. Отличительной особенностью
скачка является лишь то, что возникновение
нового качества означает конец имевшей
место ранее закономерности количественных
изменений. Для скачков первого типа характерны
резко выраженные границы перехода, большая
интенсивность, скорость процесса самого
перехода, целостная перестройка всей
системы как бы разом. Примерами такого
рода скачков являются атомный взрыв или
политическая революция в обществе.
Исходя из природы
качества как системы свойств, следует
различать единичные или
Скачки можно
различать и по характеру процессов,
предваряющих качественное преобразование.
В одной форме скачков резко
выражена граница перехода, например
рождение и смерть организма. Предварительные
изменения постепенно нарастают
до границы меры без коренного преобразования
данного качества. В скачках иного рода
процесс коренного преобразования качества
не предваряется постепенными количественными
изменениями, которые включаются в сам
процесс перестройки данной системы. Так,
переход одного электрона с внешней орбиты
атома на внутреннюю существенно влияет
на химические свойства атома или молекулы.
Изменение качества
также влечёт за собой изменение
количества. В общей форме это
выражается в том, что по мере повышения
уровня организации материи
Закон взаимного
Перехода количественных изменений в
качественные имеет важное методологическое
значение, обязывая учёного изучать объект
и с качественной, и с количественной сторон
в их единстве, так чтобы количественные
характеристики не затмевали качественные
определённости фактов и закономерностей.
Этот закон предостерегает как от всех
форм плоского эволюционизма, реформизма,
так и от разновидностей катастрофизма,
а в общественном развитии — от субъективистского
авантюризма.
Список
литературы
1. Основные законы
диалектики, М., 1966;Шептулин А. П.,
2. Основы марксистско-ленинской
философии, 3 изд., М., 1974.А. Г. Спиркин.
Филосо́фия
(др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости»,
«любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία
— мудрость) — наиболее общая теория,
одна из форм мировоззрения, одна из наук,
одна из форм человеческой деятельности,
особый способ познания.