Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:01, контрольная работа
Впервые термин «Возрождение» появился у известного живописца и архитектора XVI века Джорджo Вазари (1511-1574). В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он характеризует словом «rinascita», что с итальянского переводится как «возрождение», состояние современного ему искусства. Но широкое хождение в качестве названия целой эпохи французское слово «renessance» получило в начале XIX века.
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Философия эпохи Возрождения ……………………………………… 4
Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения ……………. 4
Гуманизм эпохи Возрождения ……………………………………………... 9
Глава 2. Натурфилософия эпохи Возрождения и её основные представители
2.1 Николай Кузанский ………………………………………………………... 14
2.2 Джордано Филиппo Бруно ………………………………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………………... 21
Список использованных источников и литературы …………………………. 23
2.2 Джордано
Филиппo Бруно
Джордано Филиппo Бруно (1548-1600) родился в обедневшей дворянской семье в местечке Нола близ Неаполя. В раннем возрасте его отдали в Неаполь в частную гуманитарную школу учиться диалектике, логике и всем наукам, которые входили тогда в круг школьного обучения. Затем в пятнадцать лет он поступает в монастырь Сан Доменико Маджори, где и получает монашеское имя Джордано. В 1572 году Бруно был рукоположен в сан священника, а через четыре года получил степень «публичного» доктора - высшую для школ доминиканского ордена. Но уже в монастыре беспокойный ищущий характер Джордано Бруно сталкивает его с монастырским окружением: он выражал сомнение в догмате Троицы. В связи с этим неоднократно назначались инквизиционные расследования. Бруно надеется в Риме добиться оправдания. Но это была напрасная надежда. В результате в 1576 году он сбрасывает монашеское одеяние и два года скитается по городам Северной Италии. Затем Бруно перебирается в кальвинистскую Женеву. Но и с кальвинистами он не находит согласия и попадает в тюрьму.
Биография
Бруно наполнена столь
Сначала Бруно был узником венецианской инквизиции. Но по требованию папы Венецианская республика выдала его римским властям. Семь лет провел Бруно в застенках римской инквизиции. Но ни тюрьма, ни пытки палачей доминиканского ордена его не сломили: он ни в чем не раскаялся. 17 февраля 1600 года Бруно был сожжен вместе с его книгами в Риме на Кампо ди Фьоре (Площади Цветов).
Если говорить в общем, то Бруно обвиняли в ереси, т. е. в превратном толковании ортодоксального христианского учения, его основных догматов. Космология Бруно основана на том, что «вселенная бесконечна и что она состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и лоном, в котором имеется много звезд; равным образом Луна, Солнце и другие бесчисленные тела держатся в этой эфирной области так же, как и земля; и что не нужно верить в другой небосвод, в другую базу, в другое основание, на которые опирались бы эти великие животные, участвующие в составе мира, который является истинным субъектом и бесконечной материей, бесконечной божественной действующей силой; все это хорошо доказывают как правильное мышление и рассуждение, так и божественные откровения, которые говорят, что нет числа послам Всевышнего, которому тысячи тысяч помогают и у которого десятки тысяч помогают и у которого десятки сот тысяч управляют».
Таким образом, Бруно отказывается от представления о небесных сферах, т. е. «небесах», которые окружают Землю как центр мироздания. Планеты и другие небесные светила, по его убеждению, поддерживаются эфиром, в котором они как бы плавают. Тем самым Бруно продвигается дальше Коперника, у которого сохранялось понятие небесных сфер. Ведь работа Коперника так и называлась - «Об обращении небесных сфер».
Бруно стремится к тому, чтобы отделить науку от теологии. Философия есть философия, а религия есть религия. Но оригинальность воззрений Бруно состоит не в этом. Она заключается в том, что мир у него является и субъектом-творцом, и своим собственным творением - бесконечной материей. Вследствие этого пантеизм Бруно иногда именуют натуралистическим. Но в том-то и дело, что его пантеизм вообще является очень условным. Ведь на место Бога Бруно явным образом ставит материю, понятую как субъект всех своих изменений, а значит материя у него превращается в субстанцию. Вся материя у Бруно не возникает и не исчезает. Более того, она может принимать любую форму. А поскольку материя и Вселенная бесконечны, то материя всегда существует во всех своих возможных формах, в том числе и в форме мыслящей материи, в форме духа. Отсюда предположение Бруно о том, что в иных мирах могут обитать разумные существа, подобные людям.
Материя,
понятая как субстанция, есть материя
в ее единстве с формой. Внутреннюю
способность материи к образованию
форм Бруно называет Душой мира. В духе
платонизма он иногда именует ее также
Мировой душой. Таким образом, душой у
Бруно оказывается то, что схоласты, вслед
за Аристотелем, называли субстанциальной
формой, которая имела вполне рациональный
смысл, утраченный позже механистической
философией Нового времени. Душа в учении
Бруно - это форма, но не та, которая на
материи, а та, которая организует материю
изнутри. Природный мир у Бруно оказывается
чем-то вроде безмерного тела, которое
обладает душой, восходящей до мыслящего
духа. Мировая душа в учении Бруно находится
не вне мира, а внутри него - в качестве
его внутренней формы. Здесь мы подходим
к тому же вопросу, но как бы с другой стороны.
Как душа мира доходит до состояния мыслящего
духа, или как мыслящий дух производится
всей материей - суть у этих вопросов одна
и та же. Она в том, как именно из всеобщего
(материи) рождается особенное (мыслящее
тело). По большому счету Бруно ответа
на этот вопрос не дает. Но оригинальность
его позиции в том, что он не видит в духе
чего-то противостоящего материи. Христианские
представления о духе и материи, какими
их застал Бруно, основаны на противоставлении
одного другому в качестве антиподов.
При этом вечный дух в лице Бога творит
материю как свою противоположность.
Заключение
Таким образом, Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность;
2. светский характер (против церкви);
3. гуманистическое мировоззрение;
4. обращение к культурному наследию античности.
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм
- от греч. theos, что означает бог. Это
религиозные и философские
В
гуманизме с самого начала были заключены
натурфилософские тенденции, получившие
особое развитие в 16 веке. Главная проблема,
занимавшая натурфилософов - соотношение
бога и природы. Рассматривая ее, они стремились
преодолеть дуализм средневекового мышления,
понимали мир как органическую связь материи
и духа. Признавая материальность и бесконечность
мира, они наделяли материю способностью
воспроизводить самою себя, а вместе с
тем и жизнью, создав учение о живом космосе.
Таким образом, в философских системах
эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая
картина мира. Наука понималась как естественная
магия, астрономия переплеталась с астрологией,
и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего
мастера, действующего самостоятельно,
живущего по своим законам, означало разрыв
с устоявшимися средневековыми представлениями
о боге-творце и вело к зарождению новой
естественной религии. В основе этого
идеологического переворота лежал подъем
производительных сил, материального
производства, науки и техники. Все это
привело к прогрессивному развитию Европы.
Список
использованной литературы
1. Возрождение:
Учебник / Отв. ред. М.Л. Андреев.-
2007.
2. Гуревич
П.С. Философия: Учеб. для вузов.-
М.: Проект, 2003.
3. Рычков
А.К. Философия: Учеб. пособие для
вузов.- М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,
2002.
4. Стивенсон
Д. Философия.- М.: АСТ; Астрель, 2004.
5. Философия:
Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. В.П.Кохановский.-
6-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
6. Философия:
Учебник для вузов / Под ред.
В.Н. Лавриненко.- 2-е изд., перераб.
и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2004 .
7. Фролов
И.Т. Введение в философию.- 3-е
изд., перераб. и доп.- М.: Республика,
2003.
8. Борисова
О.Гуманист эпохи Возрождения
// Наука в России.- 2007.- № 6 - С. 92.
9. Чесноков
Г. Д. От средневековой