Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:35, реферат

Описание работы

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Бернардино  Телезио  (1509-1588), Франческа   Патрици (1529—1597), Томмазо

Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилосо¬фия  получила в

творчестве  Джордано Бруно (1548—1600), с чьим име¬нем  связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

Центральная идея космологической доктрины Бруно  — тезис о бесконечности

Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима  и беспредельна, а тем самым бесконечна и безгранична...». Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е.

Бога, а  опирается на принцип самодвижения материи.

«Бесконечные  миры... все движутся вследствие внутреннего  начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира- системы есть свой центр — его звезда.

Разорвав  границы мира и утвердив бесконечность  Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

Если  в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в  Бога,

который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

Видя  в природе не только совершенное  божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Завершая  рассмотрение философских исканий  эпохи Возрождения, необходимо

отметить  неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание

уникальности  ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не

считался  оригинальным в развитии философии  и, следовательно, достойным

выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не

должна  умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Горфункель  А.Х. Философия эпохи Возрождения.  Учеб.  пособие. М.: Высщая школа, 1980.

2. Кузанский  Н. Соч. в 2-х т./ Общ. ред.  З.А.Тасуризиной. М.:  Мысль, 1979.

3. Данте А.  Божественная комедия. М.: Художественная  литература, 1977.

4. Утопический  роман XV-XVII вв. М.: Художественная  литература, 1971.

5. Макиавелли  Н. Государь. М.: Планета, 1990.

6. Антология  мировой философии. В 4-х т.  М.: Мысль, 1970.  Т.2.  

Информация о работе Философия эпохи Возрождения