Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:04, реферат
Условно период Возрождения датируется с 14-15 до начала 17 века. Возникает этот период культуры в Италии и конкретно в северных городах, в Флоренции, затем распространяется на страны Западной и Восточной Европы. Главной особенностью философии этого периода является то, что центром культуры выступает человек как активное, творческая личность- преобразователь природы. Хотя в этот период остаётся выдвинутая средневековьем проблема соотношения Бога и человека, но подходы к её рассмотрению меняется. Теперь не человек должен тянутся к Богу, а Бог приближается к человеку. Такое понимание в научной литературе понимается как антропоцентризм.
Условно период Возрождения датируется с 14-15 до начала 17 века. Возникает этот период культуры в Италии и конкретно в северных городах, в Флоренции, затем распространяется на страны Западной и Восточной Европы. Главной особенностью философии этого периода является то, что центром культуры выступает человек как активное, творческая личность- преобразователь природы. Хотя в этот период остаётся выдвинутая средневековьем проблема соотношения Бога и человека, но подходы к её рассмотрению меняется. Теперь не человек должен тянутся к Богу, а Бог приближается к человеку. Такое понимание в научной литературе понимается как антропоцентризм.
Поскольку центром культуры является человек , то и все проблемы теперь рассматриваются только в соотношении с человеком, что способствовало развитию особого принципа в культуре Европы-гуманизма. А представители философии и деятели культуры называли себя гуманистами. Но под гуманизмом, ни понимали особую роль церкви в жизни общества и считали, что церковь должна заниматься только моральным совершенством людей и не вмешивалась в поиск истины или в научное познание.
В этот период сформировались следующие философские позиции:
Пантеизм- это философская позиция, согласно которой Бог и природа тождественны, т.е совпадают. Создателем этой позиции считается итальянский мыслитель Николай Кузанский. Согласно которому: Бог- это природа в свёрнутом виде, а природа – это Бог в развёрнутом виде.
Деизм- это позиция, согласно которой Бог признаётся только как первопричина по отношения к природе, которая в дальнейшем развивается самостоятельно.
Гилозоизм – это позиция, согласно которой вся природа одушествленна, и неживая в том числе.
Все три позиции способствовали развитию естественнонаучного знания.
В Эпоху Возрождения
Главной особенностью философии 17 века является то, что основой культуры выступает развитие научного знания. В этот период наука становится фактом культуры(открыты законы механики). Поэтому философы и деятели культуры пытались создавать свои учения по идеалу и образцу научного знания, т.е. хотели сделать философию строгой или точной наукой.
В это период сформировались
следующие философские
Эмпиризм- это философское направление, согласно которому единственным источником истинного знания выступает опыт. Недостатком этого понимания является преувеличение роли опыта и недооценка теории познания.
Рационализм- это философское направление, согласно которому единственным источником истинного знания выступает разум человека, т.е преувеличивается роль разума и недооценивается роль чувств в познании.
Сенсуализм- это направление, согласно которому единственным источником истинного знания выступают чувства человека, т.е. преувеличивается роль чувств и недооценивается роль разума в познание.
Первым представителем философии 17 века является английский мыслитель Ф. Бэкон. Основные философские идеи Бэкона представлены в работах:
Для осуществления поставленной задачи, Бэкон считал необходимым очистить разум человека от «идолов», под которым он понимал ошибки и заблуждения людей.
И выделяет четыре группы идолов:
Вывод: Бэкон считал, что от первых заблуждений избавится невозможно, их можно только нейтрализовать, а вторые, третьи и четвёртые можно устранить с помощью опыта. Т.о. философия становится опытной наукой, по мнению Бэкона. Главной заслугой Бэкона является разработка первого научного метода познания- индукция.
Индукция (с лат. От частного знания к общему, а по содержанию предполагает от изучения отдельных фактов, полученных в опыте к их обобщению и выведению эмпирических законов.
Изучение проблемы метода познания продолжил великий французский учёный Р. Декарт. Декарт поставил задачу определить самое очевидное, достоверное, истинное знание, т.е такое в котором нет сомнения. И делает вывод, что самым очевидным знанием является процесс мышления. С этим понимаем связан главный принцип философии Декарта: Мыслю, следовательно, существую. Т.о. Декарт преувеличивает роль мышления в познании, а это позиция рационализма. А конкретным методом познания Декарт считает Дедукция, с лат. От общего знания к частному, а по содержанию предполагает от исходных теоретических положений к анализу конкретных фактов. Т.о. в философии 17 века сформировались два метода научного познания: 1. Индукция. 2. Дедукция.
Второй важной проблемой философии 17 века становится проблема субстанции или первоосновы. При этом сформировались три позиции в понимании субстанции:
Позицию Монизма в понимании супстанции разработал Недерландский мыслитель Б.Спиноза, который в работе Этика поставил задачу определить философские основания марали общества. При этом он исходит из традиционно религиозного понимания что основой марали выступает Бог и религия. Доказывая целый ряд теорем Спиноза приходит к Выводу что Бог-это субстанция(Первооснова всего), а в коечном итоге природа. Т.е. Спиноза отождествляет Бога и природу, а эта позиция-Пантеизма. В дальнейшем Спиноза отказывается от понятия Бог так как считает “Natura cauza sui” что природа содержит причину развития в самой себе, а следовательно в Боге не нуждается. Таким образом основой всего в мире и морали в том числе выступает одна субстанция – Природа. Основываясь на этих рассуждениях Спиноза разработал определение свободы человека , согласно которому Свобода – познанная необходимость» Законы природа». Т.е. свободным считается тот человек который совершает свои поступки на основе знания , а не во преки им.
Позицию Дуализма в понимании субстанции разработал французский уч. Р.Декар .Посколько Декар стоял на позициях Рационализма, то не мог ответить на вопрос - откуда мышление получает знание? Поэтому он разработал теорию Врожденных идей – т.е. человек рождается с врожденными идеями. Это понимание приводит мыслителя к позиции Дуализма, согласно которому существует не одна, а две субстанции:
А главное эти субстанции самостоятельны и не влияют друг на друга. Это понимание объясняется не развитостью науки 17 века.
Позицию Плюрализма разработал немецкий ученый Лейбниц . Лейбниц в работе “Монадология” критикует позицию материализма своего времени, согласно которому основой всему в мире выступают Атомы. Лейбниц считает что Атомы – это мертвая , безжизненная материя – поэтому в качестве субстанции он выделяет Монаду, которую определяет как”существо способное к действию”(а Атом это вещество). Согласно Лейбницу, монада это тот же атом, конечная частица , но обладающий различной степенью активности и духовности, в основе живой природы. Чтобы объяснить взаимодействие между Монадами, философ вынужден обратится к Теологии и делает вывод что должна существовать высшая вершенная Монада, монада монад, а по сути Бог но понимаемый как мировой разум.
Завершение философии нового времени связанно с учением английского ученого Д. Лока, который разработал позицию Сенсуализма. Лок критикует теорию врожденных идей Дикарта и приходит к выводу, что к дикарту мы рождаемся с врожденными идеями. Приходит к тому что “познающий субьект это чистая доска” на которой природа оставляет свои писменна. т.е. единственным источником наших знаний выступают чувства человека, а мышление он считает Шестым чувством. Т.е. оно не самостоятельно и оно полностью зависит от наших чувств, а это позиция Сенсуализма. Эти идеи он раскрывает на большом фактическом материале из области детской психологии, где показывает что у ребенка нет врожденных ни логических ни математических идей и даже моральных норм и правил поведения.
2
Вопрос – Философия
Главной особенностью философии просвещения является то, что основой культуры выступает вера в неограниченные возможности разума человека, вера в прогресс человечества. Поэтому просветители стали изучать не только природу, но и общество для того чтобы изменить существующее общество и создать справедливое, разумно устроенное общество “Царство разума”. Для осуществления поставленной задачи они считали необходимым изменить самого человека, которого они рассматривали как результат развития среды, но под средой они понимали не материальные условия жизни а культуру, воспитание, образование- следовательно чтобы изменить человека его надо правильно воспитывать. Поэтому они стали просвещать, но не всех а только царей, королей , руководителей государств Европы, чтобы они создавали правильные(разумные) законы по которым будет жить все общество. Большинство просветителей становятся духовными наставниками государей Европы. Это вызвало отрицательное отношение со стороны церкви не желавшей уступать своего господствующего положения в обществе, они стали преследовать просветителей. Отсюда антицерковная и антирелигиозная направленность идей просветителей , к примеру работа Вольтера “Раздавите гадину”.
Просвещение зарождается в Англии, но в отличии от французского характеризуется некритическим характером, не революционной направленностью и религиозной терпимостью. Это объясняется тем что английское просвещение возникает после англо-буржуазной революции, с учетом ее уроков. К представителям английского просвещения относятся Джен Толанд, Джордж Беркли, и Дэвид Юм.
Заслугой Толанда является разработкой идей механистического материализма, где показал что движение является способом существования материи.
Заслугой Беркли и
Юма является разработка
Юм разработал позицию,
и она получила название
Заслугой Монтескье является разработка проблем философии права.
Заслугой Вальтера
и Руссо является разработка
проблем философии истории,
Заслугой Младших мыслителей является, создание первого объемного научного труда, энциклопедии.
3 Вопрос Немецкая классическая философия 19 век.