Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:41, реферат
Описание работы
Наш интерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.
Философы XVIII века большое внимание уделили
и вопросам социально-политического характера.
Были восприняты многие идеи Д.Локка: «естественное
право» с его принципами, правовое равенство
индивидов и др. Вольтер, подвергая резкой
критике феодальные порядки, доказывал
вслед за Д. Локком, что человека никто
не имеет право лишить ни жизни, ни свободы,
ни собственности. Частную собственность
он рассматривал как необходимое условий
свободы гражданина.
Отвергая добуржуазные формы общности
(и прежде всего феодальные), философы
XVIII века предлагают новую – юридическую
всеобщность, перед которой все индивиды
равны. Вольтер во Франции, Лессинг в Германии
выступают с критикой религиозной, национальной
и сословной нетерпимости. Юридическая
всеобщность должна обеспечить необходимое
согласование интересов индивидов с интересом,
общим для всех граждан. Судьбу общности,
его развитие они уверенно связывали с
развитием просвещения. Это убеждение
в конечном итоге определило становление
«философии истории» XVIII века. Виднейшими
представителями ее выступают Кондорсе
во Франции и Гердер в Германии.
Более развернутую картину общественного
прогресса дал Гердер (1744-1803). Историю общества
он рассматривал как продолжение истории
природы. Прогресс он связывал с возрастанием
гуманности. Он отмечал, что гуманность
как сочувствие, сострадание другим есть
и в природе, у животных. Это как бы естественное,
природное основание нашей (человеческой)
гуманности. Это «бутон будущего цветка»,
который необходимо раскрывается с прогрессом
общества. Движущей же силой этого прогресса
он рассматривал развитие наук и изобретения.
По его глубокому убеждению истинными
«богами нашими», которые все определяют
в нашем будущем, являются ученые и изобретатели.
Гердер отмечал исключительную роль
преемственности в развитии общества.
Эту преемственность он рассматривая
как необходимое условие прогресса, необходимое
условие достижения идеала гуманности.
А этот идеал гуманности он связывал с
достижением богоподобного человека:
доброго, бескорыстного, любящего труд
и знание и т.д.
XVIII век – это век поклонения
разуму, науке, век больших надежд
на науку в плане содействия
общественному прогрессу. Это поклонение
разуму и науке имело в том
же веке и своих противников,
что были философы, которые в XVIII
веке предостерегали человека
от чрезмерных упований на
возможности науки и в познании
природы, и в преобразовании общества.
Одним из этих философов был Д. Юм. Указывая
на то, что и в философии, и в естествознании
шли бурные споры о материи (есть ли она,
и если есть, то что она собой представляет),
Д. Юм заявлял, что все эти споры доказывают
лишь одно: вопрос о существовании вещей,
материальных объектов не имеет строго
научного решения. Д. Юм полагал, что в
отличие от материи ощущения обладают
преимуществом непосредственной очевидности.
Иллюзорными считал Д. Юм и все наши суждения
об объективных причинно-следственных
связях. Из того, что одно явление устойчиво
(неизменно) предшествует другому, нельзя
выводить будто предшествующее явление
порождает другое. Нам в ощущениях дано
лишь следование явлений друг за другом,
а порождают ли они одно другое – это нам
выяснить не дано, это не для науки. Д. Юм
не допускает в науку не только суждения
о материи, но и суждения о боге. Он допускает
причиной порядка, гармонии в мире нечто
подобное разуму, лежащему в основе мира,
но он отвергает при этом и традиционное
учение о боге, и отмечает, в частности,
дурное влияние религии на нравственность
и гражданскую жизнь.
Идеи Д. Юма были усвоены немецким философом
И. Кантом, причем И.Кант не просто усвоил
эти идеи, но и начал развивать их дальше.
В научной деятельности И. Канта можно
выделить два периода. В первый период
И. Кант был преисполнен оптимизма в познании
природы, в познании Вселенной. Он сам
стал автором «Всеобщей естественной
истории и теории неба». Но вскоре, в начале
70-х годов XVIII века, после знакомства с
работами Д. Юма И. Кант приходит к мысли
о том, что человек если и познает что-то,
то только не природу саму по себе (существующую
независимо от человека), не реальные природные
процессы сами по себе.
Если Д. Юм и И. Кант подвергли сомнении
возможности науки в плане познания природы,
то Ж.Ж. Руссо (Франция) выступил в своих
работах против основной идеи, пронизывающей
всю «философию истории» XVIII века, т.е.
против тезиса о том, что именно наука
и просвещение являются движущей силой
и истинными рычагами общественного прогресса.
Отмечая пороки современного ему общества,
он доказывал, что корни всех этих пороков
следует искать не в невежестве людей,
а в имущественном неравенстве, в однажды
утвердившемся в обществе господстве
частной собственности.
Ж.Ж. Руссо идеализирует естественное
начальное состояние общества, когда еще
не было этой частной собственности, когда
все люди были, как он думал, равны и никто
ни от кого не зависел: не было ни потребителей,
ни производителей, не было разделения
труда, т.е. того, что жестко связывает
одного человека с другим. Такое общество,
полагал он, отличает естественная нравственная
чистота. Но вот один человек вдруг заявил,
что “эта вещь – моя”. И люди на беду свою
его не остановили. С этого и начинаются
все наши беды, все пороки современного
общества2.
2 Свобода и ответственность
личности
Особое место этой эпохи, охватывающей
конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных
ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения».
Просвещение - необходимая ступень в
культурном развитии любой страны, расстающейся
с феодальным образом жизни. Просвещение
в основах своих демократично, это культура
для народа. Главную свою задачу оно видит
в воспитании и образовании, в приобщении
к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная
культурно-историческая эпоха. Просвещение
сформировало свой идеал и стремилось
сопоставить его с действительностью,
осуществить как можно скорее и как можно
полнее на практике.
Выдвинув идею формирования личности,
просветители показали, что человек обладает
разумом, духовной и физической силой
Люди приходят в мир равными, со своими
потребностями, интересами, удовлетворение
которых - в установлении разумных и справедливых
форм человеческого общежития. Умы просветителей
волнует идея равенства, что только перед
Богом, но и перед законами, перед другими
людьми. Идея равенства всех людей перед
законом, перед человечеством - первый
характерный признак эпохи Просвещения.
Избавление от всех социальных неурядиц
просветители видели в распространении
знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения
победу одержал рационализм, развившийся
в западноевропейской мысли еще в Средние
века.
Возрожденческий идеал свободной личности
приобретает атрибут всеобщности и ответственности:
человек Просвещения думает не только
о себе, но и о других, о своем месте в обществе.
В центре внимания просветителей - проблема
наилучшего общественного устройства.
Просветители верили в возможность построения
гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической
и духовной жизни Европы, связанные с зарождением
и становлением буржуазных экономических
отношений обусловили основные доминанты
культуры XVIII в.
В основных чертах политическая программа
Английского Просвещения была сформулирована
философом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное
его сочинение – «Опыт о человеческом
разумении» (1690) - содержало позитивную
программу, воспринятую не только английскими,
но и французскими просветителями. К неотчуждаемым
правам человека, согласно Локку, принадлежат
три основных права: на жизнь, свободу
и собственность. Право на собственность
у Локка тесно связано с высокой оценкой
человеческого труда Он был убежден в
том, что собственность каждого человека
есть результат его труда. Правовое равенство
индивидов - необходимый результат принятия
трех неотчуждаемых прав.
Как и большинство просветителей, Локк
исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных
индивидов и их частных интересов. Правопорядок
должен обеспечить возможность получения
выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались
также свобода и частный интерес всех
остальных. Локк подчеркивал: мы рождаемся
на свет с такими способностями и силами,
в которых заложена возможность освоить
почти любую вещь и которые, во всяком
случае, могут повести нас дальше того,
что мы можем себе представить, но только
упражнение этих сил может сообщить нам
уменье и искусство в чем-либо и вести
нас к совершенству.
Выдвинув идею формирования личности,
просветители показали, что человек обладает
разумом, духовной и физической силой.
Люди приходят в мир равными, со своими
потребностями, интересами, удовлетворение
которых - в установлении разумных и справедливых
форм человеческого общежития. Умы просветителей
волнует идея равенства: не только перед
богом, но и перед законами, перед другими
людьми. Идея равенства всех людей перед
законом, перед человечеством - первый
характерный признак эпохи Просвещения.
Возрожденческий идеал свободной личности
приобретает атрибут всеобщности. И ответственности:
человек Просвещения думает не только
о себе, но и о других, о своем месте в обществе.
В центре внимания просветителей - проблема
наилучшего общественного устройства.
Как течение общественной мысли Просвещение
представляло собой некое единство. Заключалось
оно в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях и предпочтениях. Это прежде
всего цели и идеалы Просвещения, такие,
как свобода, благосостояние и счастье
людей, мир, ненасилие, веротерпимость
и др., а также знаменитое вольнодумство,
критическое отношение к авторитетам
всякого рода, неприятие догм, в том числе
церковных3.
Заключение
XVII и XVIII века – это время особых
исторических изменений в странах
Западной Европы. В этот период
наблюдается становление и развитие
промышленного производства.
Уже в XVII веке многие полагают, что «знание
– сила» (Ф. Бэкон), что именно «практическая
философия» (конкретно-научное знание)
поможет нам с пользой для нас овладеть
природой и стать «господами и хозяевами»
этой природы (Р. Декарт).
В XVIII веке еще более закрепляется безграничная
вера в науку, в наш разум.
Многие мыслители XVIII века уверенно стали
объявлять, что первой и главной обязанностью
любого «истинного друга прогресса и человечества»
является «просветление умов», просвещение
людей, приобщение их ко всем важнейшим
достижениям науки и искусства.
Первой в эпоху Просвещения вступает
Англия. Для английских просветителей
(Д. Локк, Д. Толанд, М. Тиндаль и др.) была
характерна борьба с традиционным религиозным
мировосприятием, которое объективно
сдерживало свободное развитие наук о
природе, о человеке и обществе. Идейной
формой свободомыслия в Европе с первых
десятилетий XVIII века становится деизм.
Английское просвещение было просвещением
для избранных, носило аристократический
характер. В отличие от него французское
просвещение ориентировано не на аристократическую
элиту, а на широкие круги городского общества.
Именно во Франции в русле этого демократического
просвещения зарождается идея создания
«Энциклопедии, или толкового словаря
наук, искусств и ремесел».
Философия для Х.Вольфа - это «мировая
мудрость», предполагающая научное объяснение
мира и построение системы знаний о нем.
Он доказывал практическую полезность
научных знаний.
Подводя итоги о философии Просвещения,
можно отметить следующие важные моменты
в ее общей характеристике:
получает заметное развитие глубокая
вера в неограниченные возможности науки
в познании мира – вера, в основании которой
лежали хорошо усвоенные философами Просвещения
идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного
исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях
математики в естественнонаучном познании);
развиваются деистические представления
о мире, что в свою очередь приводит к формированию
материализма как достаточно цельного
философского учения, именно деизм в единстве
с успехами и результатами естественных
наук приводит в результате к формированию
французского материализма XVIII века;
формируется новое представление об
общественной истории, о ее глубокой связи
с достижениями науки и техники, с научными
открытиями и изобретениями, с просвещением
масс.
Французские материалисты утверждали,
что все в природе взаимосвязано и среди
взаимосвязей выделяли причинно-следственные
связи. Природа представлялась им как
царство одной лишь необходимости; случайность
в самой природе отвергалась. Этот детерминизм,
будучи распространенным на общественную
жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению,
что в жизни человека все уже предопределено
объективными законами и судьба наша от
нас не зависит.
Французские материалисты утверждали
познаваемость мира. При этом основой
познания они рассматривали опыт и показания
органов чувств.
Французские материалисты доказывали,
что история определяется прежде всего
сознанием и волей выдающихся личностей.
Они склонялись к мысли о том, что лучшее
правление обществом – это правление
просвещенного монарха.
Развитие материалистических идей в
странах Западной Европы в XVIII веке не
оставалось незамеченным со стороны религиозно-идеалистических
школ.
Усматривая основную опору материализма
в понятии материи как объективной реальности,
стоящей за нашими ощущениями, чувствами,
Д.Беркли развивает философию, в которой
вообще нет понятия материи. Он всеми средствами
доказывает, что это понятие материи пустое,
что за ним ничего нет реального: есть
только бог, идеи и наши ощущения. Философия
эта оказалась слишком оригинальной, чтобы
стать популярной.