Автор: Алена Козлова, 05 Декабря 2010 в 16:55, курсовая работа
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бышее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального блягоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.
Философия просвещения и метафизический материализм
Общественно-правовой идеал просвещения. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости".
Случайность и необходимость.
Просветительская трактовка человека.
Рационализм эпохи просвещения.
Почему же так
произошло? Ответ на этот вопрос следует
искать в социально-экономических, политических
и идеологических процессах, происшедших
в эпоху Просвещения. Прежде всего, следует
отметить, что эпоха Просвещения - это
период разложения феодальных отношений
и интенсивного развития капитализма,
глубоких перемен в экономической, социально-политической
и духовной жизни народов стран Западной
Европы. Потребности капиталистического
способа производства стимулировали развитие
науки, техники, культуры, просвещения
и образования. Изменения в общественных
отношениях и общественном сознании служили
предпосылкой для раскрепощения умов,
освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной
идеологии, становления нового мировоззрения.
Яркую характеристику рационализма эпохи
Просвещения дал Ф.Энгельс: "Великие
люди, которые по Франции просвещали головы
для приближающейся революции, выступали
крайне революционно. Никаких внешних
авторитетов, какого бы то ни было рода,
они не признавали. Религия, понимание
природы, государственный строй - все было
подвергнуто самой беспощадной критике,
все должно было предстать перед судом
разума и либо оправдать свое существование,
либо отказаться от него. Мыслящий рассудок
стал единственным мерилом всего существующего".
В центре всех философских
школ, систем, течений того времени находится,
как правило, активно действующий субъект,
способный познавать и изменять мир в
соответствии со своим разумом. Разум,
как сущностная характеристика субъекта,
выступает в рационализме как предпосылка
и как наиболее яркое проявление всех
других характеристик: свободы, самодеятельности,
активности и т.д. Человек, как разумное
существо, с точки зрения рационализма,
призван стать властелином мира, перестроить
общественные отношения на разумных основаниях.
Однако, общая позиция
представителей различных философских
школ, течений и направлений эпохи Просвещения
не исключала различного решения ими как
мировоззренческих вопросов, так и конккретных
проблем теории познания. Поэтому при
анализе метедологии рационализма наряду
с вычленением общих положений необходимо
акцентировать внимание и на различии
учений.
Весь рационализм
при построении философской теории
исходит из установки о подобии
и конечном совпадении результатов
человеческой деятельности. Мир предстает
в рационалистических системах законообразным,
самоупорядоченным, самовоспроизводящимся.
Но в конкретной
интерпретации устройства этого
мира представители различных
Важную роль
в философии нового времени играла
идеология Просвещения, представленная
в XVIII веке в Англии прежде всего Локком,
во Франции - плеядой материалистов: Вольтером,
Дидро, Гольбахом и другими, а в Германии
- Гердером, Лессингом. Критика религии,
теологии и традиционной метафизики составляла
основной пафос просветителей, идейно
подготовивших Фпанцузскую буржуазную
революцию.
Именно проблемный
анализ позволит подойти к истории
философии не как к антикварному
наследию, нне как к музейному
экспонату, а как к живому и
по сей день актуальному богатству
человеческой мысли, имеющему непереходящую
ценность.
Рационализм, как
правило, связывается с идейными
устремлениями передовых. Об иррационализме
речь пойдет при характеристике философии
конца XIX середины XX веков.
Почему же так произошло? Ответ следует искать в социально-экономических, политических и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвещения.