Философия эпохи просвещения

Автор: Алена Козлова, 05 Декабря 2010 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бышее достоянием узкого круга ученых, теперь начало распространяться вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального блягоденствия, - вот пафос эпохи Просвещения.

Содержание

Философия просвещения и метафизический материализм
Общественно-правовой идеал просвещения. Коллизия "частного интереса" и "общей справедливости".
Случайность и необходимость.
Просветительская трактовка человека.
Рационализм эпохи просвещения.

Работа содержит 1 файл

!Философия эпохи просвещения.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-экономических, политических и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения - это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф.Энгельс: "Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего". 

В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. 

Однако, общая позиция представителей различных философских школ, течений и направлений эпохи Просвещения не исключала различного решения ими как мировоззренческих вопросов, так и конккретных проблем теории познания. Поэтому при анализе метедологии рационализма наряду с вычленением общих положений необходимо акцентировать внимание и на различии учений. 

Весь рационализм  при построении философской теории исходит из установки о подобии  и конечном совпадении результатов  человеческой деятельности. Мир предстает  в рационалистических системах законообразным, самоупорядоченным, самовоспроизводящимся. 

Но в конкретной интерпретации устройства этого  мира представители различных мировоззренческих  ориентаций обнаруживают различные  подходы. Идеалистический рационализм  мистифицирует рациональный аспект взаимоотношения человека с миром и стремится доказать, что разумное, рациональное существует вне и независимо от человеческой деятельности и ее объективации. 

Важную роль в философии нового времени играла идеология Просвещения, представленная в XVIII веке в Англии прежде всего Локком, во Франции - плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и другими, а в Германии - Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии и традиционной метафизики составляла основной пафос просветителей, идейно подготовивших Фпанцузскую буржуазную революцию. 

Именно проблемный анализ позволит подойти к истории  философии не как к антикварному наследию, нне как к музейному  экспонату, а как к живому и  по сей день актуальному богатству  человеческой мысли, имеющему непереходящую ценность. 

Рационализм, как  правило, связывается с идейными устремлениями передовых. Об иррационализме речь пойдет при характеристике философии  конца XIX середины XX веков.  

Почему же так  произошло? Ответ следует искать в социально-экономических, политических и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвещения.

Информация о работе Философия эпохи просвещения