Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:47, контрольная работа
Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумная, критическая трагедия отразила кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим основам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.
ведение……………………………………………………………………. 3
1. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы…………………………………………………………………….. 4
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения…………………………………………………………………. 8
3. Социально-философское значение французского Просвещения……… 12
Заключение………………………………………………………………....... 15
Список использованной литературы……………
В своем труде
«Об общественном договоре, или Принципы
политического права» (1762) Руссо
утверждает концепцию гражданской
свободы. Считая равенство естественным
состоянием человеческого общества,
Руссо главную причину
Теория общественного договора, развиваемая Руссо, подверглась значительному изменению у П. Гольбаха (1723-1789 - французский философ-материалист и атеист), в работах которого, завершает свое формирование антропосоциальная философия французских просветителей.
Гольбах сущность общества видел, прежде всего, в удовлетворении жизненных потребностей и интересов людей, в их стремлении к счастью. Необходимость удовлетворить свои потребности, писал Гольбах, заставляет людей объединиться, заключить договор с обществом. Сами же условия общественного договора учитывают интересы как гражданина, так и общества в целом. Долг общества состоит в том, чтобы обеспечить своим членам счастливую жизнь, но при этом сами граждане должны служить общественным интересам, отдавать обществу все свои способности.
Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это - непонимание людьми своих действительных интересов, невежества, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию.
С позиций умеренного деизма рассуждал о слабости и ничтожности человека Вольтер. В «Трактате о метафизике» и «Философских письмах» он отстаивает «материальность души и сознания» человека, а понятие человеческой судьбы трактует на основе естественно-научного детерминизма. Ограничивая свободу Бога, он отстраняет его от предопределения человеческой судьбы. Человек подчинён законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода. Вольтер считает человека общественным существом, «социальным животным», которое испытывает потребность в обществе. Социальные свойства, по мнению Вольтера, есть основной признак человека.
Своеобразное
понимание сущности человека на основе
материалистического
Важной стороной
социально-философской
У французских просветителей не было единства в вопросе об источниках социальных противоречий и катаклизмов, присущих обществу.
Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению общественного богатства.
Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещённых правителей».
3. Социально-философское значение французского Просвещения
Социально-философское значение французского Просвещения определяется несколькими моментами.
Во-первых, это разработка идеи гражданского общества, а также разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных прав человека.
На почве философской
антропологии вырастали социально-
Предпосылкой общественного союза является «естественное состояние», в котором каждый индивид автономен, самостоятелен и совершенно свободен; каждый волен сам защищать свои естественные права на жизнь, собственность, свободу.
Поняв преимущества совместной жизни, индивиды заключают договор о взаимных правах и обязанностях, поручая некоему третейскому судье - государству осуществлять общую волю; отныне государство призвано защищать естественные права гражданина.
Поскольку правительство действует ради общего блага, то ему необходимо подчиняться.
На основе этого были выдвинуты такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.
Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку «Робинзона», живущего в вымышленном «естественном состоянии», история такого не знала, люди, в том числе и первобытные, всегда жили коллективами. Однако и критики Руссо толковали о «человеческой природе» автономного индивида и его естественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссо подразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. В таком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а суверенной личностью, свободным и ответственным гражданином, готовым к сознательному участию в политической жизни, а естественные права - гражданскими правами. В облачении теории общественного договора, таким образом, выступали новые социальные идеалы.
Во-вторых, Французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.
В-третьих, это утверждение преобразования мира на основе разума, т. е практический рационализм. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения - это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. В центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т.д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.
Заключение:
XVIII век вошел
в историю как век Просвещения.
Представление
о природе у просветителей
в целом носило механистический
характер. Следствием механистического
понимания природы был
Принципиально новым в философии природы этого периода было утверждение материализма. Французский материализм XVIII века - новая историческая ступень в развитии философии. Французские материалисты - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах - несли свои идеи в широкие круги общества, излагая свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий.
Существенное
внимание в философии XVIII века уделяется
проблеме человека. Сущность человека
механистические материалисты сводили
к его чувственной
Философия Французского
Просвещения подготовила
Список использованной литературы:
1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 622с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 592с.
3. Миголатьев
А.А. Философия.
4. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. - 608с.
5. Французское просвещение и революция. - М.: 1989