Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:00, реферат
Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру.
Введение 2
Жизнь и сочинения Эпикура 2
Задача философии 3
Каноника Эпикура 4
Физика Эпикура 7
Этика Эпикура 11
Атеизм Эпикура 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Утверждая
неделимость атомов, Эпикур, как и Демокрит,
отрицал бесконечную делимость тел. Именно
допущение такой делимости было основой
для доводов, выдвинутых учеником Парменида,
элеатом Зеноном, против существования
множества, против делимости сущего и
против движения.
Одновременно Эпикур допускает минимальные,
или наименьшие, части атомов и тем самым
отличает физическую неделимость атома
от математической неделимости его.
Существенная характеристика атомов — их движение. Атомы вечно движутся через пустоту с одинаковой для всех быстротой. В этом их движении некоторые атомы находятся на большой дистанции один от другого, другие же сплетаются друг с другом и принимают дрожательное, колеблющееся движение, «если они сплетением бывают приведены в наклонное положение или если покрываются теми, которые имеют способность к сплетению». Что касается характера самого движения, то оно отличается, по Эпикуру, от движения атомов у Демокрита. Физика Демокрита строго детерминистическая, возможность случая в ней отрицается. «Люди, — говорит Демокрит, — измыслили идол случая», чтобы прикрыть им свою беспомощность в рассуждениях. Напротив, физика Эпикура должна, по его убеждению, обосновать возможность свободы воли и вменения людям их поступков. «В самом деле, — рассуждал Эпикур, — лучше было бы следовать мифу о богах, чем быть рабом судьбы физиков: миф [по крайней мере] дает намек на надежду умилостивления богов посредством почитания их, а судьба заключает в себе неумолимость».
Провозгласив
в этике принцип свободного, не
подчиненного року, или необходимости,
определения воли, Эпикур создает в физике
обосновывающее этот принцип учение о
свободном отклонении атома от происходящего
в силу необходимости прямолинейного
движения. Принадлежность Эпикуру учения
о спонтанном отклонении атомов засвидетельствована
около 100 г. н.э. доксографом Аэтием и, спустя
столетие, Диогеном из Эноанд. Гипотезу
самоотклонения атомов Эпикур вводит
для объяснения столкновений между атомами.
Если бы атомы не отклонялись от своих
прямых путей, то не было бы возможным
ни столкновение их, ни столкновение образованных
из них вещей.
Для самоотклонения не существует никаких
внешних причин, никакой необходимости,
оно происходит в атомах совершенно спонтанно.
Это тот минимум свободы, который необходимо
предположить в элементах микромира —
в атомах, чтобы объяснить ее возможность
в макромире — в человеке.
Следуя этим принципам атомистической физики, Эпикур строит картину мира, или космологию. Вселенная не имеет границ ни по числу населяющих ее тел, ни по пустоте, в которой они пребывают и движутся. Число миров, образующихся во, вселенной, безгранично, так как «И по количеству тел, и по величине пустоты (пустого пространства) Вселенная безгранична. Ибо если бы пустота была безгранична, а тела ограничены [по числу], то тела нигде не останавливались бы, но неслись бы рассеянные по безграничной пустоте, потому что не имели бы других тел, которые поддерживали бы их и останавливали бы обратными ударами. А если бы пустота была ограничена, то безграничные [по числу] тела не имели бы места, где остановиться. Далее, миры безграничны [по числу], как похожие на этот [наш мир], так и не похожие. Ибо атомы, число которых безгранично, как только что было доказано, несутся даже очень далеко. Ибо такие атомы, из которых может образоваться мир и которыми он может быть создан, не израсходованы ни на единый мир, ни на ограниченное число миров, как тех, которые таковы, [как наш], так и тех, которые отличны от них. Поэтому нет ничего, что препятствовало бы [признанию] безграничного числа миров».
Все
миры и все сложные тела в них
выделились из материальных масс, и
все со временем разлагается с
различной скоростью. Не исключение
здесь и душа. Она также есть
тело, состоящее из тонких частиц, рассеянных
по всему нашему телу, и «очень похожа
на ветер». Когда разлагается тело, с ним
вместе разлагается душа, она перестает
чувствовать и прекращает свое существование
как душа. И вообще ничто бестелесное нельзя
мыслить, кроме пустоты, пустота же «не
может ни действовать, ни испытывать действие,
но только доставляет через себя движение
[возможность движения] телам. Поэтому,
— заключает Эпикур, — говорящие, что
душа бестелесна, говорят вздор». Во всех
астрономических и метеорологических
вопросах Эпикур — не меньше, чем в учении
о знании, — решающее значение придавал
чувственным восприятиям. «Ибо исследовать
природу, — разъяснял он, — не должно на
основании пустых [не доказанных] предположений
[утверждений] и
[произвольных] законоположений, но должно
исследовать ее так, как взывают к этому
[требуют] видимые явления».
Настолько
велико у Эпикура доверие к
непосредственным чувственным впечатлениям,
что вразрез, например, с мнением
Демокрита, который, опираясь на обработку
прямых наблюдений, считал Солнце огромным
по своим размерам,
Эпикур заключал о величине небесных тел
на основе не научных умозаключений, а
чувственных восприятий. Так, он писал
Пифоклу: «А величина Солнца, Луны и остальных
светил, с нашей точки зрения, такая, какою
кажется: а сама по себе она или немногим
больше видимой, или немногим меньше, или
такая же».Надежным средством избежать
фантастических измышлений при изучении
природных явлений Эпикур считал метод
аналогий, основанных на учете данных
и явлений чувственного восприятия. Такие
вероятные аналогии, думал он, могут обеспечивать
безмятежность души в большей мере, чем
привлечение противоборствующих и исключающих
друг друга теорий.
Подобный
метод исследования допускает не
одно единственное, а множество возможных
и вероятных объяснений. Он допускает
как бы гносеологический плюрализм, то,
что каждое явление может иметь несколько
объяснений (например, затмения Солнца
и Луны могут происходить и вследствие
погасания этих светил, и вследствие их
заслонения другим телом).
Единственное условие, которое им ставится,
— безусловная их естественность, отсутствие
сверхъестественных допущений, божественных
сил, и полная свобода от противоречий
с известными из опыта данными чувственного
восприятия.
Говоря о методе исследования философов
эпикурейской школы, Эпикур пояснял Пифоклу:
«Они (т. е. небесные явления) допускают
и несколько (более чем одну) причин возникновения
своего и несколько суждений о бытии своем
(природе своей), согласных с чувственными
восприятиями». В иных местах
Эпикур прямо отвергает попытки дать сложным
и непонятным явлениям, наблюдаемым в
природе, одноединственное объяснение:
«Но давать одно (единственное) объяснение
этим явлениям — это прилично только тем,
кто хочет морочить толпу». Множественность
объяснений удовлетворяет не только теоретическую
любознательность, не только проливает
свет на физическую картину и физический
механизм явлений. Она содействует главной
задаче познания — освобождает душу от
гнетущих ее тревог и страхов.. «Нашей
жизни нужны уже не неразумная вера и необоснованные
мнения, но то, чтобы жить нам без тревоги.
Итак, все (вся жизнь) происходит без потрясений
по отношению ко всему, что может быть
объяснено различным образом в согласии
с видимыми явлениями, когда допускают,
как и должно, правдоподобные [убедительные]
высказывания об этом. Но если кто одно
оставляет, а другое, в такой же степени
согласное с видимыми явлениями, отбрасывает,
тот очевидно оставляет область всякого
научного исследования природы и спускается
в область мифов»
Этика Эпикура
Аристипп
определял удовольствие как положительное
состояние наслаждения, порождаемого
ровным движением. Эпикур, по крайней
мере в дошедших до нас сочинениях,
определял удовольствие отрицательным
признаком
— как отсутствие страдания. «Предел величины
удовольствия, — пояснял Эпикур Менекею,
— есть устранение всякого страдания,
а где есть удовольствие, там, пока оно
есть, нет страдания или печали, или нет
и того и другого».
Принцип, или цель, этики Эпикура не имеет, согласно его собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым ее часто смешивали. «Когда мы говорим, — пояснял Эпикур Менекею, — что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог». Именно посредством освобождения от них достигается цель счастливой жизни — здоровье тела и безмятежность души (атараксия)
Эпикур различал при этом два вида удовольствий: удовольствие покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела).
Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим благом, — большим даже, чем сама философия: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».
На этих положениях строится у Эпикура его классификация удовольствий. Он делит желания на естественные и вздорные (пустые). В свою очередь, естественные делятся на такие, которые естественны и необходимы, и на такие, которые, будучи естественными, не являются в то же время необходимыми: "Надо принять во внимание, что желания бывают: одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни. Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избегании может содействовать здоровью тела и безмятежности души, так как это есть цель счастливой жизни: ведь ради этого мы все делаем, именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог... Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и концом счастливой жизни..."[3] Таким образом, Эпикур призывает удовлетворять лишь естественные и необходимые потребности, а естественные, но не необходимые либо, а тем более искусственные, надуманные он требует оставить без удовлетворения.
Эпикур
исследует тревожащие человека мнения
и находит их прежде всего в трех
видах страха: в страхе перед небесными
явлениями, перед богами и перед смертью.
На преодоление этих страхов и направлено
все атеистическое учение Эпикура.
В отдельных случаях необходимо избегать
удовольствий и выбирать или предпочитать
страдания: «Так как удовольствие есть
первое и прирожденное нам благо, то поэтому
мы выбираем не всякое удовольствие, но
иногда обходим многие удовольствия, когда
за ними следует для нас большая неприятность:
также мы считаем многие страдания лучше
удовольствия, когда приходит для нас
большее удовольствие, после того как
мы вытерпим страдания в течение долгого
времени. Таким образом. всякое удовольствие,
по естественному родству с нами. есть
благо, но не всякое удовольствие следует
выбирать, равно как и страдание всякое
есть зло, но не всякого страдания следует
избегать».
Этика Эпикура
вполне индивидуалистична. Основное ее
требование — «живи незаметно».
Ее индивидуализму не противоречит и
восхваление у Эпикура дружбы.
Хотя к дружбе стремятся ради нее
самой, но ценится она ради приносимой
ею безопасности и, в конечном счете, ради
безмятежности души. В
«Главных мыслях» Эпикур утверждает: «То
же самое убеждение, которое дает нам безбоязненность
относительно того, что ничто страшное
не бывает вечным или долговременным,
усмотрело и то, что безопасность, даже
в нашем ограниченном существовании, благодаря
дружбе наиболее полно осуществляется».
Являясь результатом договора, соглашения между людьми, предписания справедливости в своем содержании обусловлены личными особенностями их жизни: «В общем справедливость для всех одна и та же, потому что она есть нечто полезное в сношениях людей друг с другом; но в отношении индивидуальных особенностей страны и других каких бы то ни было обстоятельств справедливость оказывается не для всех одной и той же».
Атеизм Эпикура
Обыденные
представления о богах Эпикур
считает нечестивыми. Думать, что
боги озабочены тем, что происходит
в мире, значит отрицать, что они
блаженны, и приписывать им такие
человеческие качества, как гнев, страх,
милость; но "забота, гнев, милость с
блаженством несовместимы, а возникают
при слабости, страхе и потребности в других."
Боги, говорит Эпикур, абсолютно счастливы,
пребывая в полной безмятежности не в
мирах, а между мирами во Вселенной, в междумирьях.
"Во-первых, верь, что бог — существо
бессмертное и блаженное, согласно начертанному
общему представлению о боге, и не приписывай
ему ничего чуждого его бессмертию или
несогласного с его блаженством; но представляй
себе о боге все, что может сохранять его
блаженство, соединенное с бессмертием.
Да, боги существуют: познание их — факт
очевидный. Но они не таковы, какими их
представляет себе толпа, потому что толпа
не сохраняет о них постоянно своего представления.
Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы,
но тот, кто применяет к богам представления
толпы: ибо высказывания толпы о богах
являются не естественными понятиями,
но лживыми домыслами, согласно которым
дурным людям боги посылают величайший
вред, а хорошим — пользу. Именно: люди,
все время близко соприкасаясь со своими
собственными добродетелями, к подобным
себе относятся хорошо, а на все, что не
таково, смотрят как на чуждое," - обращается
Эпикур к Менекею. Эпикур признавал бытие
богов, считал познание этого бытия очевидным
и даже утверждал, что в своем местопребывании
боги наслаждаются блаженным существованием.
Но он отводил место богам не в нашем мире
и ни в одном из прочих бесчисленных миров,
наполняющих вселенную. Боги живут в пустых
промежутках между мирами («метакосмиях»)
и ведут там блаженную жизнь, нисколько
не влияя на нашу земную жизнь, на существование
человека. Они не могут ни помогать человеку,
ни вредить ему своим вмешательством.
Величаво выпроваживая богов в некие междумирья,
своим учением о смерти Эпикур думает
избавить людей от того, что он считает
главными препятствиями для их безмятежного
бытия, подобного бытию богов. Думая научить
людей преодолевать страх смерти, Эпикур
учит о том, что смерти не надо бояться
по двум причинам. Во-первых, никакого
загробного бытия у души нет, душа смертна,
а потому нечего тревожить себя мыслями
о том, что будет после самой смерти. Во-вторых,
смерть и жизнь никогда не встречаются:
пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы,
то нет жизни. "Приучай себя к мысли,
что смерть не имеет к нам никакого отношения.
Ведь все хорошее и дурное заключается
в ощущении, а смерть есть лишение ощущения.
Поэтому правильное знание того, что смерть
не имеет к нам никакого отношения, делает
смертность жизни усладительной, не потому,
чтобы оно прибавляло к ней безграничное
количество времени, но потому, что отнимает
жажду бессмертия. И действительно, нет
ничего страшного в жизни тому, кто всем
сердцем постиг (вполне убежден), что в
не-жизни нет ничего страшного. Таким образом,
глуп тот, кто говорит, что он боится смерти
не потому, что она причинит страдание,
когда придет, но потому, что она причиняет
страдание тем, что придет: ведь если что
не тревожит присутствия, то напрасно
печалиться, когда оно только еще ожидается.
Таким образом, самое страшное из зол,
смерть, не имеет к нам никакого отношения,
так как, когда мы существуем, смерть еще
не присутствует; а когда смерть присутствует,
тогда мы не существуем. Таким образом,
смерть не имеет отношения ни к живущим,
ни к умершим, так как для одних она не
существует, а другие уже не существуют.
Люди толпы то избегают смерти как величайшего
из зол, то жаждут ее как отдохновения
от зол жизни. А мудрец не уклоняется от
жизни, но и не боится не-жизни, потому
что жизнь ему не мешает, а не-жизнь не
представляется каким-нибудь злом. Как
пищу он выбирает вовсе не более обильную,
но самую приятную, так и временем он наслаждается
не самым долгим, но самым приятным..."[4]
Цицерон говорил, что Эпикур "до основания разрушил всю религию…учением своим опрокинул храмы и жертвенники бессмертных богов".
Заключение
Философия
Эпикура — величайшее и наиболее
последовательное материалистическое
учение Древней Греции после учений
Левкиппа и Демокрита.
Эпикур отличается от своих предшественников
пониманием как задачи философии, так
и средств, ведущих к решению этой задачи.
Главной и конечной задачей философии
Эпикур признал создание этики — учения
о поведении, способном привести к счастью.
Но эта задача может быть решена, думал
он, только при особом условии: если исследовано
и выяснено место, которое человек — частица
природы — занимает в мире. Истинная этика
предполагает истинное знание о мире.
Поэтому этика должна опираться на физику,
заключающую в себе как свою часть и как
свой важнейший результат учение о человеке.
На физику опирается этика, на этику —
антропология. В свою очередь, разработке
физики должно предшествовать исследование
и установление критерия истинности познания.
Центральным из понятий, связывающих физику Эпикура с его этикой, стало понятие свободы. Этика Эпикура — этика свободы. Эпикур всю свою жизнь провел в борьбе против этических учений, не совместимых с понятием о свободе человека. Это поставило Эпикура и всю его школу в состояние постоянной борьбы со школой стоиков, несмотря на ряд общих для этих двух материалистических школ понятий и учений. Согласно Эпикуру, учение о причинной необходимости всех явлений и всех событий природы, разработанное Демокритом и принимаемое Эпикуром, ни в коем случае не должно вести к выводу о невозможности для человека свободы и о порабощении человека необходимостью (судьбой, роком, фатумом). В рамках необходимости должен быть найден и указан для поведения путь к свободе.
Эпикурейский
идеальный человек (мудрец) отличается
от мудреца в изображении стоиков
и скептиков. В отличие от скептика
эпикуреец имеет прочные и
продуманные убеждения. В отличие от стоика
эпикуреец не бесстрастен. Ему ведомы
страсти (хотя он никогда не влюбится,
ибо любовь порабощает). В отличие от киника
эпикуреец не будет демонстративно нищенствовать
и презирать дружбу, напротив, эпикуреец
никогда не покинет друга в беде, а если
надо, то он и умрет за него. Эпикуреец
не будет наказывать рабов.
Никогда не станет он тираном. Эпикуреец
не раболепствует перед судьбой (как это
делает стоик): он понимает, что в жизни
одно действительно неизбежно, но другое
случайно, а третье зависит и от нас самих,
от нашей воли.
Эпикуреец не фаталист. Он свободен и способен
на самостоятельные, самопроизвольные
поступки, будучи подобен в этом отношении
атомам с их самопроизвольностью.