Философия эллинистической эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:45, доклад

Описание работы

Термин «эллинизм» является условием для цивилизации трех веков, в течение которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот процесс.
Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его своеобразии нельзя без учета того основного факта, что «эллинизм»- этап в истории античного рабовладельческого общества.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 21.31 Кб (Скачать)

Философия эллинистической  эпохи

Термин «эллинизм» является условием для цивилизации трех веков, в течение которых греческая  культура распространилась далеко за пределы своей родины, никакое  общее определение не может полностью  охватить этот процесс.

Изучить «эллинизм» как историческую эпоху и понять его во всем его  своеобразии нельзя без учета  того основного факта, что «эллинизм»- этап в истории античного рабовладельческого общества.

В эпоху «эллинизма» мир  изменился и расширился. Греческим  языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского  моря до порогов Нила. Национальность отступает на второй план; общий  язык и общее воспитание содействуют  развитию общей культуры. Литература, наука и прежде всего философия  связаны в известной мере с  более широким миром, чем Греция. Торговля стала международной.

С другой стороны, и восточная  деспотия не была ликвидированы. Приемники  Александра продолжали действовать  подобным же образом. Даже в области  культуры, где «эллинизм» означает коренной переворот, дело не было доведено до конца; не были поглощены восточные  культуры, не была забыта эллинская  культура классического периода.

Таким образом, эллинизм можно  расценивать как прогрессивный  этап в истории античности, но с  существенной оговоркой. В его начальный  период были созданы новые формы  экономической, политической и духовной жизни. Но изменения, совершившиеся  во всех областях жизни в эллинистический  период, были недостаточно глубоки, причины, приведшие к кризису эллинских  государств не были преодолены.

Становится ясной историческая роль эллинизмa как одного из этапов, на которых подтачивалась социально-экономическая ограниченность рабовладельческого общества, создались, хотя в недостаточной степени, предпосылки для более прогрессивного общественно- экономического подъема. Созданная на этой базе эллинистическая культура была принципиально новой, поскольку она, хотя в неполной мере, порвала рамки прежней ограниченности.

Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской  империи характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развелись те или иные аспекты достижений прежнего периода, происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредотачивалась на субъективном мире человека.

В философии эллинизма, когда  жизнь общества подвергалась всевозможным социальным потрясениям, отмечается своеобразие  школ и направлений. В этот период философия более, как говориться, не является факелом, ведущим за собой  искателей правды: это, скорее, карета скорой помощи, следующая в фарватере  борьбы за существование и подбирающая  слабых и раненых. Казалось, не было ничего разумного в устройстве человеческих дел.

Примерно во времена Александра Македонского были основаны четыре философские  школы: киников, скептиков,  эпикурейцев  и стоиков.

3. Эллинистическая культура.

Характер и значение эллинизма, как нового этапа в истории  античного рабовладельческого общества особенно четко отразились в эллинистической  культуре, что дало повод некоторым  историкам видеть в эллинизме  только явление культурно-историческое. Если политическое и экономическое  единство, которое стремились создать Александр и его приемники, оказалось непрочным и неглубоким, но выросшая на почве эллинизма культура вышла даже за рамки эллинистического мира; будучи унаследована Римской империей, Византией и народами Передней Азии, она оказала значительное влияние на культуру нового времени.В период эллинизма литература и наука получают свой богатый, на широкую ногу поставленный, центр в Александрийском музее.

Содержание эллинистической художественной литературы существенным образом изменилось. В Греции появляются новые жанры, соответствовавшие изменившимся общественным настроениям и художественным вкусам. Идеология античности классического периода была связана с общественной жизнью полиса. Возникают новые типы литературных произведений – эпиграммы, идиллии, жанровые сценки, небольшие элегии, любовная лирика. Эллинистическая литература могла дать и дала новые поэтические произведения и целые жанры, интересные в своем роде.

Не только литература и  искусство изменили свое содержание и создали новые формы; резкие изменения произошли в чисто  идеологической сфере – философии  и религии. При тогдашнем политическом устройстве философы стремились решать, прежде всего, вопросы личные – вопросы морали, цели и смысла жизни все больше отходит от общефилософских проблем, чтобы дать себе и своим последователям утешение, моральную поддержку, внутреннюю устойчивость взамен утраченной твердой опоре в полисе.

В эллинистический период мифология перестает удовлетворять  верующего. В качестве источника  веры и религиозных исканий выдвигается  теперь не предание, а личное откровение. Верующие находят опору в восточных  религиях. Новые явления в эллинистической религии не означали исчезновения старой религии классического периода. Старые боги не исчезли, но они изменили свой облик, стали "представителями общественных сил". Религия в эллинистический период становится впервые предметом изучения. Этот период характеризуется религиозными поисками. Новые боги должны были больше говорить сердцу верующего, дать ему утешение, опору в создании возможности спасения если не на земле, то в ином мире. Встреча эллинской религии с восточными произвела изменения и в религиях Востока. Перемены были не очень значительны, т. к. изменения условий общественной жизни на Востоке в результате создания эллинских монархий не затронули достаточно глубоко условия жизни масс народов.Но эллинизм не привел к полному слиянию эллинства с Востоком, не ликвидировал разрозненности, обособленности племен и народов. Единая религия поэтому не могла быть создана. Старое отмирало, новое не было прочным и глубоким. В религиозном отношении эллинистический период – период исканий новых форм религии и религиозного сознания.

Эллинизм не был простым  механическим "смешением" Востока  и Запада. Бал создан новый тип  экономического и политического  объединения.Эллинизм как новый  этап в истории рабовладельческого общества получил отчетливое выражение  в области культуры – в литературе и искусстве, в философии и  религии.Изучение истории эллинизма  не только вскрывает закономерность исторического процесса развития античного  рабовладельческого общества. Оно позволяет  сделать и более общий вывод: когда социально-экономическая формация находится на стадии упадка и разложения, попытки господствующего класса упрочить свою власть путем введения новых форм экономического и политического  господства обречены на провал.

Киники и скептики

Наиболее видные представители  школы киников – ученик Сократа  Антисфен (ок. 450- ок. 360 до н.э.) и Диоген (400-ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, считал утонченную философию  никчемной. Он призывал к тому, чтобы  быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть не правительства, ни частной  собственности, ни брака. Его последователи резко обсуждали рабство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению.

Славу Антисфена превзошел  его ученик Диоген. Для мудреца самое важное – смирение. Воззрения Диогена могли и могут привлекать внимание людей, утомленными невзгодами жизни, у которых разочарования убило естественную активность духа. Бродячие и невозмутимые киники, проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных и исторических разделений границ, ратуя за принцип космополитизма.  Человек по самой своей природе, следовательно, всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей – в непоколебимой доблести духа.

Еще одним философским  течением раннего эллинизма является скептицизм. Это течение возникло на основе выработанных предшествующими  мыслителями идей о постоянной текучести  всех событий сущего, противоречиях  между чувственными впечатлениями  и мышлением,  о принципе относительности  всех явлений. Основателем скептицизма  считают Перрона (360-270 до н.э.). На его  воззрение сильное влияние оказал Демокрит. Быть может участие Перрона в азиатском походе Александра Македонского и знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода этических воззрений, прежде всего идей безмятежности. Перрон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно. По Перрону, философ – это тот, кто стремиться к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий.

Кинизм – (циники) (Антисфен, Диоген Синопский идр) стремились не сколько к построению законченной теории бытия и познания, сколько к отработке и экспериментальной проверке на себе определенным образа жизни. Мыслить по-киничиски – только средство, цель жить по - кинически. Киники с вызовом именовали себя “гражданами мира” и обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Положение не только крайне бедственное, но и унизительное избирается ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, социальные связи и культурные навыки – мнимость. Все виды духовной и физической бедности предпочтительнее богатства. Они так же занимались теорией познания, критикуя общие понятия, как вредную выдумку, усложняющую отношению к предмету. Киники – источник стоицизма.

Скептицизм. В конце 4 в. до н.э. формируется еще одно, направление - скептицизм. Основатель - Пиррон из Элиды. Как и Сократ излагал свои идеи устно. Поэтому все сведения о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел место в греческой философии и раньше. В элленистическую эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими установками в невозможности дальнейшего познания, а отказом от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой.

Доводы против правильности как чувственных восприятий, так  и познаний мысли скептики объединили в десять тезисов, тропов: например, первый подвергает сомнению положения  о действительности развития физиологической  структуры животных, 2 - подчеркивает индивидуальные различия людей с  точки зрения физиологии и психики, 3 - о различии чувственных органов, в которых вещи вызывают разные ощущения и т.д. В общем, они делали акцент на субъективизм познания человека. Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали  любые попытки познания причин и  отбрасывали любые доказательства. В отличие от ЭП. и СТ. философии, где достижение предполагало познание явлений и законов природы, эта  философия отказывается от познания. Достижение счастья по Пиррону - достижение атараксии (спокойствия, невозмутимости).

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его  основной чертой были, однако, безнадежность  и отказ, ведущие к агностицизму.


Информация о работе Философия эллинистической эпохи