Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:52, реферат
Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением. Если человек понял явление, то он сможет наиболее полно реализовать себя, столкнувшись с этим явлением, и не позволит явлению управлять собой.
Введение…………………………………………………………………...………3
Что такое эгоизм? …………………………………………………………...……3
Лечится ли эгоизм? …………………………………………………………….…6
Эгоизм - причина грехов. …………………………………………………...……7
Понятие явления…………………………………………………………….……8
Структура явления:
1.Чрезмерная индивидуалистическая ориентация. ………………………...…10
2.Свобода от каких-либо обязательств перед другими.………………………10
3.Стремление к обладанию. ……………………………………………….……11
4.Целеустремленность эгоизма. …………………………………………..……12
5.Конфликтность эгоизма. ……………………………………………...………12
6.Несправедливость эгоизма. …………………………………………..………13
7.Деструктивность эгоизма. ………………………….…………………………13
Диалектика явления………………………………..……………………………14
Виды эгоизма………………………………….…………………………………15
Коллективный эгоизм…………………...………………………………………17
Разумный эгоизм…….…………………………………………………..………18
Заключение…………………………………………………………….…………20
Список литературы………………………………………………………..……..21
2.Свобода от каких-либо обязательств перед другими.
Эта черта помогает эгоисту пренебречь чужими интересами. Отсутствие долга полностью освобождает своекорыстных от каких-либо забот об окружающих. Больше того, долг трактуется эгоистом как отрицательная
ценность. Надо еще иметь в виду, что обязанности перед другими возникают у человека, когда у него есть определенные позитивные чувства — симпатия, дружба, любовь, уважение. Вот по какой причине этика заботы, в отличие от этики эгоизма, базируется на понятиях симпатии, сострадания, дружбы, любви. Появление же подобных понятий и чувств в познавательном и эмоциональном мире себялюбивых, а следовательно, и принятие ими определенных обязанностей сковывало бы их и побуждало к самоограничению и самопожертвованию, на что они просто не способны. «Никто не смеет ничего предписывать мне, и сам я определяю
свое отношение, — писал Штирнер. — Еще яснее это можно выразить так: я не имею никаких обязанностей по отношению к другому…» . [6. стр. 50-53]
3.Стремление к обладанию.
Эгоизм основан на антидепривационном принципе (от лат.deprivatio — потеря), т.е. представляет собой жизненную установку, направленную на устранение любых видов лишений. Обладание присутствует уже в желании или в притязании, считал Г. Марсель. Кроме того, в желании заключен «недостаток бытия» (неимение чего-то, неумение сделать что-то, не быть кем-то или каким-то и др.). У эгоиста недостаток бытия, или комплекс неполноценности, может иметь самый разный источник происхождения: желание компенсировать нехватку чего-то, доминировать над другими, добиться определенной цели и т.п. Так или иначе, неукротимая тяга к обладанию — одна из главных черт своекорыстных. Причем стремление к обладанию касается всех сфер жизни — материальных и инструментальных, эмоциональных и интеллектуальных. Это качество точно описано Э.Фроммом: «Быть эгоистом — означает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше…». Стремление к обладанию, побуждаемое неумеренной потребностью, если не сказать жадностью, влечет за собой целый клубок негативных, во многом деструктивных черт и желаний (антагонизм и зависть к другим, потребность обманывать, разорять, эксплуатировать и пр.).
Поскольку эгоист желает только брать, накапливать, то у него не возникает потребности делиться с другими, отдавать или жертвовать накопленное. Таким образом, если этика заботы, свойственная любви, альтруизму, дружбе, симпатии, состраданию, предполагает готовность индивида отдавать, жертвовать, быть полезным другим, то этика эгоизма есть проявление вечной недостаточности, подталкивающей к обладанию. [6. стр. 53-101]
4.Целеустремленность эгоизма.
Ориентация на то, чтобы
добиться пользы и
5.Конфликтность эгоизма.
Себялюбие делает людей враждебными друг другу, считал Д.Юм. В самом деле, этика эгоизма изначально содержит конфликт интересов, причем конфликтность переходит и в личностное качество самого эгоиста. Существуют, однако, весьма чувствительные для окружающих факторы, которые генерируют их недовольство. Самое главное, эгоисты обычно прямо или косвенно блокируют осуществление целей конкурентов или уменьшают их результативность. Эгоисты не считаются с чувствами других людей, не
признают их заслуг и достоинств, за исключением, разумеется, случаев, когда это им выгодно. [6. стр. 120-124]
6.Несправедливость эгоизма.
«Когда же человек ведет себя своекорыстно, его поступки не соответствуют часто ни одному из пороков, ни тем более всем порокам, и все же их отличает какая-то подлость (ведь этого человека мы осуждаем!) и неправосудность», — писал еще Аристотель . Этика справедливости требует применения для всех одинаковых процедурных правил, идентичных распределительных стандартов и исправительных мер. Кроме того, важно соблюдение баланса прав и ответственности. Но поскольку своекорыстные индивиды придерживаются различных процедурных приемов, добиваются разных правил при распределении ресурсов и вознаграждений, не чувствительны к заботам, ценностям и устремлениям окружающих, — все это воспринимается их жертвами как несправедливость. Недаром А.Шопенгауэр предостерегал: «Если человек ищет только своей выгоды, своего удобства, хотя бы в ущерб другим, если он присваивает то, что предназначено для всех, и т.д., — то можно быть уверенным, что ему чужда всякая справедливость, что он и в крупных делах будет мошенничать, если его руки не будут связаны законом или силою; в дом к себе его нельзя пускать». [6. стр. 124-130]
7.Деструктивность эгоизма.
Разрушительные наклонности своекорыстных индивидов
проявляются, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, они постоянно нарушают социальный порядок, либо самочинно устанавливая определенную иерархию интересов и ценностей, либо выходя за границы институциональных, моральных норм; во-вторых, для достижения целей используют методы принуждения и насилия. «Когда мир становится мне поперек дороги — тогда я уничтожаю его, чтобы утолить им голод своего эгоизма», — сознавался теоретик эгоизма М. Штирнер. Деструктивный потенциал эгоистичной личности неоднократно отмечает Р. Лаут: «Эгоист придерживается идеала пользы, силы, своеволия и уничтожения». Необходимо учитывать огромные последствия эгоистической ориентации поведения. Своекорыстная стратегия действий, сужая взаимопонимание и контакты между людьми, способна разрушить целые коллективы и организации. Эгоистическое поведение отдельных членов сообщества может провоцировать повсеместную своекорыстную стратегию действий. Анализируя негативные последствия своекорыстия, Лаут заключает: «Другие будут убеждены, что для их личной выгоды требуется нарушение законов общества, и поэтому они должны добиваться силой того, что им нужно. Чтобы избежать наказания, они станут прибегать либо к обману, либо к открытому насилию». [6. стр. 150-153]
Диалектика явления
Философы с древнейших времен до наших дней пытались решать вопросы, связанные с происхождением нравственности и смыслом морали, и, прямо или косвенно, касались сущности эгоизма. Однако ни одна философская проблема, как в прошлом, так и настоящем не решалась столь противоречиво, как отношение к нормам морали и вопрос о роли эгоизма в жизни человека и общества.
"Эгоизм колоссален - он возвышается над миром, - писал не без основания А.Шопенгауэр. - Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтожением и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в огромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор".[2. стр. 40]
Спиноза полагал, что
человек руководствуется не
Виды эгоизма
Эгоизм бывает двух видов: врождённый и приобретённый. Врожденный эгоизм - результат обретения эгоистических наклонностей в прошлой жизни. Приобретённый эгоизм - следствие грубоматериалистического мировоззрения, не отражающего мир во всей его многоплановой сложности и потому сосредотачивающего всю систему ценностей вокруг сиюминутного личного благополучия. Естественно, что такое благополучие недолговечно, поскольку карма - объективная реальность. Главная ошибка эгоиста - в излишнем доверии сознанию. Сознание - результат опыта и знаний, полученных в одной этой жизни. В чувствах же проявляется опыт всех прошлых жизней. Поэтому в стратегическом плане естественная для здоровой души нравственность мудрее навязываемого сознанием примитивного прагматизма. Опыт души, проявляющийся нравственностью, есть констатация реальных причинно-следственных закономерностей, главная из которых заключается в том, что благополучие человека напрямую зависит от соответствия его поступков изначальной сути человека, как элемента иерархии надорганизмов, Бога. Лишь нравственность в мыслях и действиях обеспечивает включенность в эти надорганизмы здоровым элементом. Эгоист, будучи чужеродным элементом, в перспективе представляет собой угрозу для вышестоящих надорганизмов. Надорганизмы обладают иммунитетом и потому способны к эффективной защите своей жизнеспособности. Поскольку судьба задаётся иерархией надорганизмов, Богом, то в перспективе жизнеспособность эгоиста снижается, он становится хроническим страдальцем и неудачником. Сейчас, в период эволюционного скачка кармическая ответственность наступает значительно быстрее, чем раньше. Теперь для многих эгоистов нескончаемая череда невзгод начинается уже в этой жизни. Бог заботится обо всех, поэтому Он ослабляет у эгоиста то, что стало причиной духовной патологии -сознание. Ведь именно патологичное сознание подавляет у эгоиста наработанное в прошлых жизнях нравственное чувство. Поэтому в преклонном возрасте у эгоиста, особенно, умственно ленивого, наступает старческий маразм, а в следующей жизни он получает низкие интеллектуальные способности. Таким образом, умственное и духовное состояния приводятся в состояние сбалансированности. Кроме того, человек помещается в среду, способствующую восстановлению нравственности -отсталые племена и деревни на задворках слаборазвитых государств, где нравственность ещё уцелела в своей примитивной первозданности. Это подобно тому, что практикуют в школах: там оставляют слабого ученика на второй год, чтобы он повторным изучением все-таки усвоил то, что необходимо для дальнейшего обучения. [8. стр. 231-240]
Так эгоист, сосредотачивая усилия на достижении собственного благополучия любой ценой в этой жизни, закладывает фундамент будущего прозябания и несчастья.
Коллективный эгоизм
Очень
распространен коллективный
Разумный эгоизм
Термин "разумный эгоизм" вовсе не расшифровывается фразой: "Люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех". Но что в таком случае называть эгоизмом разумным, а что, соответственно, неразумным, чем один отличается от другого и т.п.? И как при этом быть с альтруизмом, который тоже полезен в обществе, только вопрос – кому и в каких случаях?
Как говорится - люди на то и
люди, что кроме инстинктов у них
есть еще моральные принципы и
логическое мышление, но "человек
разумный" при всем желании не
может полностью игнорировать свою
инстинктивную природу, в том
числе влияние инстинкта