Философия истории Георга Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума».
Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая « «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей.

Содержание

1.Введение 2-3
2.Философия истории Георга Гегеля 4-6
3.«Абсолютная идея» Гегеля 7-9
4.Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля. 10-12
5.Заключение 13-14
6.Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

Филисофия.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


 

Содержание

стр.

 

1.Введение                                                                                                                      2-3

2.Философия истории Георга Гегеля                                                                        4-6

3.«Абсолютная идея» Гегеля                                                                                      7-9                                         

4.Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.  10-12

5.Заключение                                                                                                                13-14

6.Список используемой литературы                                                                         15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для Г. Гегеля духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил «мирового разума».

Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», начиная с момента наименования чувственно данных «вещей» и заканчивая « «абсолютным знанием» - знанием форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития. У Гегеля процесс познания превращен в самопознание абсолютного разума (идеи), который постигает в мире свое собственное содержание. Поэтому и развитие действительности у него предстает как логико-рациональный процесс, в котором диалектика понятий довлеет над диалектикой вещей.

 

Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом:

      Весь мир - это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа.

 

      Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом.

 

Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. «Начальной ступенью является совершенство, абсолютная тотальность, бог. Он был творцом, и от него исходили искры, молнии, отображения, так что первое отображение было наиболее похоже на него. Это первое отображение в свою очередь не осталось бездеятельным и породило другие создания, но эти создания были уже менее совершенны, и так продолжалось дальше в сторону ухудшения…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия истории Гегеля.

 

У современников Гегеля наибольшей популярностью пользовалась его философия истории. Поскольку история человечества есть проявление «мирового духа», развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также определённый порядок, последовательность, закономерность, т.е. «разум»

Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободу.

Свобода, - утверждает Гегель, - является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа.

 

В соответствии с этим критерием Гегель различает 4 основных периода всемирной истории

      Восточный мир (Китай, Индия, Египет)

      Греческий мир

      Римский мир

      Германский мир

Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что свободен лишь один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьёзно ограничена – ведь свободны только некоторые – те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы, в конце концов, осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. При этом решающим, переломным событием этой эпохи философ считает Реформацию в Германии и Французскую революцию 1789г.  Такова общая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем для мирового духа.

Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылиться во что-то внешнее. Такой объективацией свободы становятся у Гегеля семья, гражданское общество, государство.

 

Важная характеристика исторической концепции Гегеля - высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожидания действующих лиц. Эта мысль для начала XIX века, конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру, в XVIII веке восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего. Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума», скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития.

 

 

Таким образом, всемирная история по Гегелю - это шествие мирового духа, результат его деятельности.

История человечества - это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. Мировая история есть не что иное, как воплощение этой цели, ради достижения которой в течение многих веков приносились неисчислимые жертвы. Именно эта цель, главным образом, реализуется и воплощается в истории, и именно она лежит в основе всех, происходящих в мире людей, изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Абсолютная идея» Гегеля.

 

Составляющая первооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея обязана подчиниться триаде - тезису, антитезису и синтезу.

Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа - праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).

 

Немецкий философ Г. Гегель исследовал проблемы философии религии во многих своих произведениях: “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия истории” и др. В то же время он счел необходимым “присовокупить” рассмотрение религии в качестве отдельной части к философскому знанию вообще. Такое “присовокупление” содержится в его “Лекциях по философии религии”. Чтобы понять гегелевскую трактовку религии, необходимо иметь в виду главные принципы его “философии в целом”.

 

Основу философских  воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развёртывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа.

Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Всё, что существует на свете, - лишь её бледное отражение, следствие и результат её активности.

 

Процесс развёртывания богатств мирового духа (или абсолютной идеи) включает 3 ступени:

1.      ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий.

 

2.      ступень природы – понимаемой как внешняя материальная оболочка идеи, её противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек (как часть и завершение природы), преодолевающей, в конечном счете, материальность природы своей духовной деятельностью.

 

3.      ступень духа – история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Последняя как бы возвращается в философию к себе самой, познаёт саму себя. В этом, по Гегелю, и заключается смысл и цель всех приключений мирового духа, разума – в самопознании.

 

Эти 3 ступени развития абсолютной идеи Гегель отразил в структуре своего основного труда – «Энциклопедии философских наук». Его составили 3 книги – 3 стадии развития мирового духа:

      Субъективный дух – у Гегеля следует понимать сознание человека;

      Объективный дух – это семья, гражданское общество, государство;

      Абсолютный дух – последовательно воплощен в искусстве, религии и философии.

 

Таким образом, действительность предстаёт в гегелевской философии воплощением духа, разума, всеобщего идеального начала. Своеобразие построений Гегеля заключалось в том, что «мировой разум» получился у него в итоге каким-то очень живым, беспокойным, ищущим, в общем – весьма живописным субъектом, несмотря на всю свою безличность. Он очень динамичен, этот «дух» - постоянно занят перевоплощение, реализуясь то в природе, то в человеческой истории, пробуя свои силы то в оформлении спокойно – величественного восточного мира, то стимулируя героику мира греко-римского, то ищет своё отражение в зеркале искусства и религии. Он частенько посмеивается над людьми «ирония истории», беззастенчиво пользуется ими для  достижения своих целей.

 

Принципиальная новизна Гегелевской философской мысли заключалась главным образом:

1.      В представлении о поступательном, последовательном и закономерном ( а не произвольном ) движении мирового духа, а следовательно, а аналогичном характере всех его воплощений ( природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида);

 

2.                 Усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;

 

3.                 Последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля.

 

 

Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода.

 

Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики.

 

Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Информация о работе Философия истории Георга Гегеля