Философия искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:18, реферат

Описание работы

Можно выстроить бесконечно много теоретических концепций художественного творчества: психологических, семиотических, символических и даже абсурдистских (см. постмодернизм), но должна быть некая общая основа, исходя из которой можно ответить на вопрос: что такое искусство? Однако и здесь природа играет с человеком. Философия искусства — желаемое, а не действительное, поскольку единственная реальность искусства — художественная практика (см. эмпири́я). Любой текст, написанный философом от искусства, вторичен, представляет собой рефлексию по поводу реальности, прозрения которой уже отражены в художественных произведениях. Художественное творчество ближе к истине, чем любые логические умозаключения (см. Абсолют, абсолютная ценность творчества; архетип; бессознательное; онтология искусства; смысл творчества). Художественно преображая действительность, живописец, скульптор, рисовальщик, поэт и музыкант, не только интуитивно ощущают и прозревают высшую духовную реальность, но и создают вдохновленные ей образы (см. апофатизм; икона, иконопись; исихазм; символизм).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.92 Кб (Скачать)

"ФИЛОСО́ФИЯ", ФИЛОСО́ФИЯ  ИСКУ́ССТВА (от греч. phileo — "любить" и sophia — "мудрость"; см. искусство). В отличие от общего значения  слова "философия" — любовь  к мудрости, стремление к истине, осмыслению действительности —  под философией искусства понимают  некую гипотетическую методологическую  основу теории искусства (согласно  расхожему положению, теорий искусства  много, а философия одна). Действительно,  можно выстроить бесконечно много  теоретических концепций художественного  творчества: психологических, семиотических,  символических и даже абсурдистских  (см. постмодернизм), но должна быть  некая общая основа, исходя из  которой можно ответить на  вопрос: что такое искусство? Однако  и здесь природа играет с  человеком. Философия искусства  — желаемое, а не действительное, поскольку единственная реальность  искусства — художественная практика (см. эмпири́я). Любой текст, написанный  философом от искусства, вторичен, представляет собой рефлексию  по поводу реальности, прозрения  которой уже отражены в художественных  произведениях. Художественное творчество  ближе к истине, чем любые логические  умозаключения (см. Абсолют, абсолютная  ценность творчества; архетип; бессознательное;  онтология искусства; смысл творчества). Художественно преображая действительность, живописец, скульптор, рисовальщик,  поэт и музыкант, не только  интуитивно ощущают и прозревают  высшую духовную реальность, но  и создают вдохновленные ей  образы (см. апофатизм; икона, иконопись;  исихазм; символизм). Поэтому любая  эстетика как свод теоретических  обобщений и выводов (часть  философии искусства) является  спекулятивной (обусловленной практикой). В связи с этим вспоминается  весьма точное и остроумное  высказывание Ф. Шиллера: "Философия  всегда смешна, когда, не сознаваясь  в своей зависимости от опыта,  пытается своими средствами расширить  знания и предписывать мирозданию  законы" (см. спекулятивная эстетика). Преодолеть это затруднение попытался  немецкий философ Фридрих Вильхельм  Шеллинг (1775—1854), создатель классического  труда "Философия искусства" (1802—1805)1. Согласно концепции Шеллинга, противоположность субъекта и  объекта, действительного и реального,  природы и духа устраняется  в Абсолюте, представляющем собой  тождество идеального и реального.  Абсолют непознаваем, но ощущается  в интеллектуальном созерцании  средствами философии и искусства,  которые являются равноправными.  Ступени познания "царства духа" Шеллинг называет потенциями (лат. potentia — "сила, возможность"), но  они не представляют собой  силу духа человека, а выделяются  Абсолютом из самого себя (см. идеал, идеализация; идеализм  искусства). Помимо романтической  и даже мистической философии  искусства Шеллинга существуют  иные, создававшиеся в разное  время в зависимости от господствующего  в ту или иную эпоху мировоззрения.  Примером противоположной концепции  является прагматическая философия  искусства французского социолога  и историка Ипполита Тэна (1828—1893)2. Французский ученый стремился  к "объективности" и переносил  методы естествознания и точных  наук на художественные явления  и эстетические понятия. Своеобразная  философия искусства разрабатывалась  неоплатониками и Отцами Церкви. "Последний римлянин" и первый  христианский схоласт Боэций (ок. 480—524), несправедливо обвиненный  в государственной измене, был  комментатором трудов древнегреческого  философа Аристотеля. Согласно легенде,  в тюрьме Боэцию явилась сама  Философия и утешала его перед  казнью своими догматами и  аксиомами (греч. axioma — "значимость, ценность, исходное положение, не  нуждающееся в доказательствах"). Философия, в представлении Боэция  дарует жизнь и свободу, поскольку  освобождает от невежества, утешает,  лечит творческим самовыражением, укрепляет дух. Сходные идеи  в отношении философии художественного  творчества высказывал Г. Шпет: "Только философ — друг мастерства, одержимый эросом, имеет привилегию  понимать все, хотя он не  все умеет"3 (см. содержание и  форма в искусстве; эрос; эротическое  искусство). В изобразительном искусстве  Средневековья, проторенессанса  и эпохи Итальянского Возрождения  среди прочих аллегорий изображали "Философию" в образе молодой  женщины в длинном одеянии, расшитом звездами, со скипетром и в короне. Именно такой ее описывал Боэций, хотя, возможно, этот образ был навеян римскому мыслителю описаниями таинственного "покрывала богини Исиды", символизирующего познание и смерть, которые он мог позаимствовать в сочинениях Плутарха и Апулея (см. Исида). В свою очередь художники использовали текст произведения Боэция "Об утешении Философией". Рафаэль (см. римский классицизм) в росписях ватиканских станц (см. "Станцы Рафаэля" в Ватикане), осуществленных в 1508—1517 гг., на плафоне одной из комнат ("Станца делла Сеньятура") поместил медальоны с изображением аллегорических фигур: "Юстиция", "Философия", "Теология" и "Поэзия". Фигура "Философии" (1508) изображена на троне, устоями которого являются гермы, напоминающие античную статую многогрудой "Артемиды Эфесской", которую в эпоху Возрождения рассматривали в качестве символа творческой плодовитости. В руках "Философия" держит два фолианта, на корешках которых видны латинские надписи: «Moralis" ("Моральный закон") и «Naturalis" ("Естественный, природный закон"; сравн. "Лестница философов"). Фигурки путти по сторонам от трона держат таблички (титулы), вместе составляющие фразу: «Causarum cognitio" (лат., "Познание сущности вещей") — заголовок одной из речей древнеримского оратора и философа Цицерона (106—43 гг. до н. э.). На стене комнаты, под медальоном с аллегорической фигурой "Философии" размещается знаменитая фреска Рафаэля "Афинская школа" (по теме, заданной Папой Римским Юлием II: "Согласие между античностью и христианством"). Рафаэль разрешил эту тему композицией с множеством разных фигур, олицетворяющих знаменитых философов древности. Иная аллегория, встречающаяся в изобразительном искусстве: "Философы — смеющийся и плачущий" ("Демокрит и Гераклит"). Древнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок. 371 гг. до н. э.) проповедовал, что высшее благо достигается спокойствием и "веселием души", поэтому еще в древности его прозвали "смеющимся философом". Гераклита из Эфеса (ок. 544—483 гг. до н. э.), напротив, за глубокомыслие и серьезность учения называли "темным" или "трагическим, плачущим". Сюжет изобразительного искусства "Смеющийся Демокрит и плачущий Гераклит" изложен в "Письмах" (1477—1478) Марсилио Фичино (см. Медичи школа). Парная композиция, трактуемая, особенно в живописи Барокко, с нескрываемым юмором, иногда даже саркастически, представляет знаменитых философов в виде скелетов. Подобные композиции — тезаурусы (лат. thesaurus — "хранилище") — создавали из анатомических препаратов и всяких диковин, как, например, в знаменитой коллекции голландского анатома Ф. Рюйша. Согласно эстетике XVII—XVIII в., они были призваны демонстрировать "моралистическое значение".


Информация о работе Философия искусства