"ФИЛОСО́ФИЯ", ФИЛОСО́ФИЯ
ИСКУ́ССТВА (от греч. phileo — "любить"
и sophia — "мудрость"; см. искусство).
В отличие от общего значения
слова "философия" — любовь
к мудрости, стремление к истине,
осмыслению действительности —
под философией искусства понимают
некую гипотетическую методологическую
основу теории искусства (согласно
расхожему положению, теорий искусства
много, а философия одна). Действительно,
можно выстроить бесконечно много
теоретических концепций художественного
творчества: психологических, семиотических,
символических и даже абсурдистских
(см. постмодернизм), но должна быть
некая общая основа, исходя из
которой можно ответить на
вопрос: что такое искусство? Однако
и здесь природа играет с
человеком. Философия искусства
— желаемое, а не действительное,
поскольку единственная реальность
искусства — художественная практика
(см. эмпири́я). Любой текст, написанный
философом от искусства, вторичен,
представляет собой рефлексию
по поводу реальности, прозрения
которой уже отражены в художественных
произведениях. Художественное творчество
ближе к истине, чем любые логические
умозаключения (см. Абсолют, абсолютная
ценность творчества; архетип; бессознательное;
онтология искусства; смысл творчества).
Художественно преображая действительность,
живописец, скульптор, рисовальщик,
поэт и музыкант, не только
интуитивно ощущают и прозревают
высшую духовную реальность, но
и создают вдохновленные ей
образы (см. апофатизм; икона, иконопись;
исихазм; символизм). Поэтому любая
эстетика как свод теоретических
обобщений и выводов (часть
философии искусства) является
спекулятивной (обусловленной практикой).
В связи с этим вспоминается
весьма точное и остроумное
высказывание Ф. Шиллера: "Философия
всегда смешна, когда, не сознаваясь
в своей зависимости от опыта,
пытается своими средствами расширить
знания и предписывать мирозданию
законы" (см. спекулятивная эстетика).
Преодолеть это затруднение попытался
немецкий философ Фридрих Вильхельм
Шеллинг (1775—1854), создатель классического
труда "Философия искусства"
(1802—1805)1. Согласно концепции Шеллинга,
противоположность субъекта и
объекта, действительного и реального,
природы и духа устраняется
в Абсолюте, представляющем собой
тождество идеального и реального.
Абсолют непознаваем, но ощущается
в интеллектуальном созерцании
средствами философии и искусства,
которые являются равноправными.
Ступени познания "царства духа"
Шеллинг называет потенциями (лат.
potentia — "сила, возможность"), но
они не представляют собой
силу духа человека, а выделяются
Абсолютом из самого себя (см.
идеал, идеализация; идеализм
искусства). Помимо романтической
и даже мистической философии
искусства Шеллинга существуют
иные, создававшиеся в разное
время в зависимости от господствующего
в ту или иную эпоху мировоззрения.
Примером противоположной концепции
является прагматическая философия
искусства французского социолога
и историка Ипполита Тэна (1828—1893)2.
Французский ученый стремился
к "объективности" и переносил
методы естествознания и точных
наук на художественные явления
и эстетические понятия. Своеобразная
философия искусства разрабатывалась
неоплатониками и Отцами Церкви.
"Последний римлянин" и первый
христианский схоласт Боэций (ок.
480—524), несправедливо обвиненный
в государственной измене, был
комментатором трудов древнегреческого
философа Аристотеля. Согласно легенде,
в тюрьме Боэцию явилась сама
Философия и утешала его перед
казнью своими догматами и
аксиомами (греч. axioma — "значимость,
ценность, исходное положение, не
нуждающееся в доказательствах").
Философия, в представлении Боэция
дарует жизнь и свободу, поскольку
освобождает от невежества, утешает,
лечит творческим самовыражением,
укрепляет дух. Сходные идеи
в отношении философии художественного
творчества высказывал Г. Шпет:
"Только философ — друг мастерства,
одержимый эросом, имеет привилегию
понимать все, хотя он не
все умеет"3 (см. содержание и
форма в искусстве; эрос; эротическое
искусство). В изобразительном искусстве
Средневековья, проторенессанса
и эпохи Итальянского Возрождения
среди прочих аллегорий изображали
"Философию" в образе молодой
женщины в длинном одеянии, расшитом
звездами, со скипетром и в короне. Именно
такой ее описывал Боэций, хотя, возможно,
этот образ был навеян римскому мыслителю
описаниями таинственного "покрывала
богини Исиды", символизирующего познание
и смерть, которые он мог позаимствовать
в сочинениях Плутарха и Апулея (см. Исида).
В свою очередь художники использовали
текст произведения Боэция "Об утешении
Философией". Рафаэль (см. римский классицизм)
в росписях ватиканских станц (см. "Станцы
Рафаэля" в Ватикане), осуществленных
в 1508—1517 гг., на плафоне одной из комнат
("Станца делла Сеньятура") поместил
медальоны с изображением аллегорических
фигур: "Юстиция", "Философия",
"Теология" и "Поэзия". Фигура
"Философии" (1508) изображена на троне,
устоями которого являются гермы, напоминающие
античную статую многогрудой "Артемиды
Эфесской", которую в эпоху Возрождения
рассматривали в качестве символа творческой
плодовитости. В руках "Философия"
держит два фолианта, на корешках которых
видны латинские надписи: «Moralis" ("Моральный
закон") и «Naturalis" ("Естественный,
природный закон"; сравн. "Лестница
философов"). Фигурки путти по сторонам
от трона держат таблички (титулы), вместе
составляющие фразу: «Causarum cognitio" (лат.,
"Познание сущности вещей") — заголовок
одной из речей древнеримского оратора
и философа Цицерона (106—43 гг. до н. э.).
На стене комнаты, под медальоном с аллегорической
фигурой "Философии" размещается
знаменитая фреска Рафаэля "Афинская
школа" (по теме, заданной Папой Римским
Юлием II: "Согласие между античностью
и христианством"). Рафаэль разрешил
эту тему композицией с множеством разных
фигур, олицетворяющих знаменитых философов
древности. Иная аллегория, встречающаяся
в изобразительном искусстве: "Философы
— смеющийся и плачущий" ("Демокрит
и Гераклит"). Древнегреческий философ
Демокрит (ок. 460 — ок. 371 гг. до н. э.) проповедовал,
что высшее благо достигается спокойствием
и "веселием души", поэтому еще в древности
его прозвали "смеющимся философом".
Гераклита из Эфеса (ок. 544—483 гг. до н. э.),
напротив, за глубокомыслие и серьезность
учения называли "темным" или "трагическим,
плачущим". Сюжет изобразительного
искусства "Смеющийся Демокрит и плачущий
Гераклит" изложен в "Письмах"
(1477—1478) Марсилио Фичино (см. Медичи школа).
Парная композиция, трактуемая, особенно
в живописи Барокко, с нескрываемым юмором,
иногда даже саркастически, представляет
знаменитых философов в виде скелетов.
Подобные композиции — тезаурусы (лат.
thesaurus — "хранилище") — создавали
из анатомических препаратов и всяких
диковин, как, например, в знаменитой коллекции
голландского анатома Ф. Рюйша. Согласно
эстетике XVII—XVIII в., они были призваны
демонстрировать "моралистическое
значение".