Философия иррационализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:58, реферат

Описание работы

Философия иррационализма была одной из реакций на абсолютный идеализм Ф. Гегеля. В конце 19 в. сложилась острая полемика между двумя противостоящими друг другу философскими школами - рационализма и иррационализма. Шопенгауэр, Къеркегор, Ницше - источники самого мощного в западноевропейской мысли направления – иррационалистического.

Работа содержит 1 файл

Философия иррационализма была одной из реакций на абсолютный идеализм Ф.docx

— 64.38 Кб (Скачать)

Философия иррационализма была одной  из реакций на абсолютный идеализм Ф. Гегеля. В конце 19 в. сложилась острая полемика между двумя противостоящими друг другу философскими школами - рационализма и иррационализма. Шопенгауэр, Къеркегор, Ницше - источники самого мощного в западноевропейской мысли направления – иррационалистического.

Рационализм (от лат. ratio - разум, rationalis - разумный)- исходит из философии Декарта, затем достигает своей вершины в философии И.Канта и Ф.Гегеля. Главным постулатом рационализма является признание разума как основы познавательных способностей человека. Рациональное знание, основанное на логике, формальных выводах, аналитической обработке и пр. признается вершиной познавательного процесса. Рациональный способ познания становился главным методом научного знания, а научное знание в свою очередь основным источником общественно-исторического прогресса. Такая абсолютизация научного знания получила в 20 в. название сциентизм. Соответственно, противопоставлялось ему течение антисциентизма, которое постулировало обратные положения о вреде науки и техники, которое они приносят общественному развитию. При этом еще в античности скептики пытались доказать, что наши суждения имеют ограниченный характер, а Кант в своей философии показал, что человеческое мышление имеет определенные пределы, и ввел такое понятие, как вещь в себе, которая не познаваема.

 

Поэтому на основе этих предпосылок  в 19 и 20в возникли новые философские  течения, которые опирались не на рациональное знание, но постулировали  другие способы для достижения абсолютной истины.

Так создается противоположная  рационализму философия иррационализма.

 

Иррационализм (от лат. irrationalis- неразумный, бессознательный) - это философия идеализма, которая выдвигает иные методы познания истины, кроме рационального. Большинство иррационалистических течений, следуя философии И.Канта, полагают в основу мира некоторый идеалистический трансцендентальный духовный принцип. При этом постичь этот принцип либо в принципе не возможно, и тогда иррационализм переходит на позиции агностицизма, либо возможно особыми методами, как герменевтика, интуиция, прозрение и пр.

 

Первые представители иррационалистической философии стали как С. Кьеркегор  и А.Шопенгауэр. Начало иррационализма связано с критикой Гегелевского рационализма.

Серен Кьеркегор (1812-1855)

Одним из первых представителей иррациональной философии был датский философ  Серен Кьеркегор. Основные произведения "Или-или", "Страх и трепет", "Стадии на жизненном пути". Центральной  проблематикой философии Кьеркегора становится вопрос личности и человеческой судьбы, выяснения сущностного положения  человека в мире. Кьеркегор вновь  обращается к проблеме субъективной реальности. Его интересом был  не отдельно взятый человек, но рассматриваемое  в совокупности человеческое существование, его бытие, эмоции, чувства, переживания. Кьеркегор ставил грандиозные планы  в своей философии и хотел  понять, зачем человеку дано это  существование, зачем он заброшен в  этот мир. В своих философских  трудах и литературных произведениях  он ставит такие вопросы, как Кто  я такой? Что такое мир? Почему я заброшен в этот мир? Что такое  вина и есть ли вина вообще? Каковы правила  этого мира?

Для того, чтобы познать внутренний мир человек должен углубиться внутрь себя, познать свою субъективную реальность.

           Следовательно, главным предметом философии Кьеркегора является человеческое существование и субъективная реальность человека. Кьеркегор по-новому взглянул на сущность человека. Предыдущие философы относились к сущности человека, либо как к части природы, либо как к божественному творению. И соответственно постулировалось, что для того чтобы познать сущность человека надо исходить или из законов природы или из божественной субстанции. Однако Кьеркегор постулировал положение, что каждый человек является уникальным, а значит невозможно познать его неповторимую сущность на основе повторяющихся законов природы. Следовательно, рациональные методы не могут служить основой для понятия человеческой сущности. Кьеркегор в первую очередь критикует философию Гегеля. Он считает учение Гегеля эссенциализмом -т.е. учением об отвлеченных абстрактных сущностях. Такой подход к изучению всеобщего не может дать, по мнению Кьеркегора, истинное представление о сущности человека. Человек обладает неповторимой уникальной сущностью и ее нельзя познать с помощью отвлеченных абстрактных понятий. Кьеркегор исходит из того принципа, что наше существование дано нам в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях. И не просто переживаниях, а в переломных моментах жизни, когда человек определяет свой жизненный путь. В этот момент приоткрывается истинный смысл нашего существования. Кьеркегор, воплощая принцип своей философии, придумал уникальную эпитафию для своего надгробья: "этот единичный". Так он хотел подчеркнуть, что такого, как он, больше никогда не будет. Кьеркегор, полемизируя с философией Гегеля, приходит к следующему выводу. Человеческое существование не выражается целиком в рациональной понятийной форме. Это связано с тем, что человеческую сущность (Я) нельзя объективизировать. Допустим, у нас есть некоторое Я. (рис.20.1а).

Чтобы добиться объективизации Я, в  нем необходимо выделить некоторую  часть (рис. 20.1б). Но для осуществления этой операции объективизирования и познания этой части необходимо само Я. Таким образом, необходимо выделить определенную часть Я, но для её познания необходимо также выделить определенную часть Я. Эту часть Я нельзя выбрать, т.к. она уже объективирована, и т.д. до бесконечности. Полностью объективизировать Я и познать его нельзя, т.к. для познания необходимо само Я для процедуры объективации и познания. Поэтому Кьеркегор и утверждает, что полностью объективированию Я не поддается, как и человеческое существование. Поэтому Кьеркегор приходит к выводу, что Я невыразимо целиком средствами рационального познания.

 

Характерной чертой этики Кьеркегора является волюнтаризм и антропоцентризм. Основной этической "максимой" (пользуясь  терминологией Канта) в философии  Кьеркегора является выбор жизненного пути. Когда человек осуществляет выбор, то в этот момент проявляется  его истинное существование. И в  этом выборе заключена свобода человека, так как выбор всегда осуществляет сам человек. Такой выбор приводит человека к различным жизненным  сценариям. Философия Кьеркегора носит  религиозный христианский характер. Религиозная христианская философия  предлагает человеку два пути - загробное  спасение или загробное проклятие  в аду. Кьеркегор считает, что  человеческое спасение находится в  компетенции его свободного выбора. Если бы не было выбора, то не было бы свободы  и невозможно было спасение.

        В целом Кьеркегор выделял три жизненные стадии, которые он рассматривает в произведении "Страх и трепет":

эстетическая, этическая религиозная 

 

Эстетическая стадия. Основой этого  пути были чувства и наслаждения, в т.ч. интеллектуальные наслаждения. Эта игра чувств и наслаждения  обусловлена внешним миром. В  распоряжении эстетика музыка, театры, женщины, кабаки, вино, путешествия. Но следуя по этому пути, человек неизбежно приходит к скуке и разочарованию. Но, по мнению Кьеркегора, большинство людей так и остается на этом уровне существования. Воплощением этой стадии является Дон-Жуан.

Этическая стадия. Жизнь подчинена  чувству долга и исходит из моральных принципов. Этическим  идеалом этой стадии является Сократ. Воплощением этической стадии является законный брак. Основной недостаток этой стадии жизненного пути является стремление к утилитарному счастью, т.е. семейному  в первую очередь, и отсутствие свободного выбора, так как человек исходит  из закона морали в своих поступках

Религиозная стадия. На этой стадии человек  может преодолеть всеобщий моральный  закон. Человек находится в определенных взаимоотношениях с Богом внутри него. Человек на этой стадии обладает свободой, он делает выбор сам, исходя из себя самого и своей внутренней сущности. Воплощением этой стадии является Авраам. Согласно библейскому  сюжету Авраам услышал голос Бога, который повелевал ему принести в жертву своего сына. Авраам оказался в ситуации выбора, так как должен был решить дилемму - подчиниться  моральному закону и сберечь жизнь  сыну, или послушаться своего внутреннего  голоса (поскольку Авраам не знал наверняка, что это был именно голос Бога) и довериться велению Бога. Авраам по преданию решил послушаться Бога, а значит, своего внутреннего ощущения и принести в жертву сына. Но это  было лишь испытания Господа, он сохранил жизнь сына, а в честь величия  Господа принес животную жертву. Этим сказанием Кьеркегор подчеркивает приоритет личного над всеобщим. Кьеркегор элиминирует представление об истине как объективной истине. Он сводит истину к субъективной уверенности, убежденности.

 

Таким образом, философия Кьеркегора является религиозным иррационалиcтом. Главным предметом его философского учения является человеческое существование. Кьеркегор исходил из принципа познания субъективной реальности, которое невозможно осуществить рациональным способом. Основной этической характеристикой его философии является волюнтаризм и субъективная диалектика. Кьеркегор не просто постулирует приоритет внутреннего Я, но показывает стадии его развития от эстетической до религиозной. Следовательно, высший этический образ жизни, который постулирует философ - это вера, поскольку смысловые догматы веры могут помочь человеку осознать внутреннее Я. Кьеркегор ставит приоритет индивидуального над общим.

Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Основные произведение Артура Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (это его главный философский  труд), "О четверояком законе достаточного основания", "Об основе морали". Центральной онтологической категорией философии Шопенгауэра является слепой порыв, воля. Шопенгауэр так же , как Кант, считал, что мир дается нам в ощущениях и представлениях. Все существует для субъекта и воспринимается через призму субъективного восприятия. В этом философия Шопенгауэра близка позициям субъективного идеализма. Философ не признает познание объекта вне субъекта. Более того, Шопенгауэр отказывается и от понятия материи как основной онтологической категории. Шопенгауэр считал, что материя - это объективизированная причинность, а между субъектом и объектом нет никаких причинно- следственных связей. Этот субъект, с одной стороны окончательно не познаваем, а с другой - находится вне времени и пространства. Наличие субъекта, как считал Шопенгауэр, предполагает наличие объекта. Между субъектом и объектом нет никаких причинно- следственных связей. Так как мир - это представление, а значит, нет четкой границы между явью и сном. Шопенгауэр использует идею из индийских вед о покрывале Майя. Мир как представление - это покрывало Майи. В этом, как мы видим, проявляется склонность философии Шопенгауэра к солипсизму, от чего всегда страдают философские учения субъективного идеализма. Представления Шопенгауэр делит на чувственные и абстрактные (такие как понятия, категории). Понятия - это представление представлений, или представление о представлениях.

 

Шопенгауэр не отвергает функции  разума, которых он выделил целых  три

Выработка абстрактных понятий    Возможность осмысления действий человека   Продвижение науки

 

Главной характеристикой научного знания А.Шопенгауэр считает субординацию, т.е. системность. Но А.Шопенгауэр считал, что достигнуть абсолютного знания невозможно, так как любая абсолютная истина держится на основе интуитивных воззрений.

 

Шопенгауэр в качестве основы и  начала мира берет внеразумное начало - волю. Поэтому философию Шопенгауэр считают иррационалистической. Воля вообще, как таковая, рассматривается им как слепая воля, бессознательный порыв. Он называет её кантовским термином вещь в себе, т.е. признает ее непознаваемой и недоступной человеческому восприятию.

Волей наделен сам субъект, который  с одной стороной обладает свободой воли, а с другой представлениями. Само тело субъекта, по мнению А.Шопенгауэра, это объективизированная воля. Следовательно, характеристикой субъекта в философии А.Шопенгауэра является дихотомичность.

Шопенгауэр распространяет понятие  воля на окружающий мир. Воля становится сущностной характеристикой мира. Эта  воля деиндивидуализируется и гипостазируется Шопенгауэром. Из человеческой, индивидуальной, она модифицируется во всеобщую, слепую волю, которая характеризуется бессознательным порывом, жизненной силы. Все объекты мира становятся различного рода объективации воли.

А.Шопенгауэр считал, что все явления  мира - это объективизация мировой  воли. Шопенгауэр рассматривает определенные ступени, иерархии объективации воли.

Низшие ступени объективации воли - это неорганический мир, в котором  преобладают такие силы как твердость, тягучесть, тяжесть, непроницаемость, электричество, магнетизм, неорганический химизм. На стадии неорганического  мира никаких индивидуумов нет ничего живого.

Следующая ступень объективации воли - это органический мир. На этой стадии объективации воли она перестаёт  быть слепой и бессознательной. Эта  воля становится волей к жизни, ибо  всякий живой организм стремится  удовлетворить свои жизненные потребности.

Высшей ступенью объективации воли является человечек.

Шопенгауэр не дает строго определения  понятия воли, но приводит характеристики этого понятия. По мнению А.Шопенгауэра  мировая воля как онтологическая характеристика обладает следующими чертами:

Ненасытность. Это связано с  тем, что воле противостоит понятие  пресыщения, так как если есть пресыщение, то воля уже не нужна. Но в мире все  устроено так, что происходит постоянная динамика процессов, благодаря как раз ненасытности мировой воли.

Неудовлетворенность достигнутым, которая  также является основой всякой динамике в мире. После какого-либо достижение опять наступает состояние неудовлетворенности, что приводит все процессы в движение

Вечное и бесконечное стремление к новому. Если объект, к обладанию  которого стремится человек, не удовлетворяет  его, то этот человек отходит от объекта  и стремится к новому объекту.

 

Этика. В этике Шопенгауэр также  исходит из понятия воля. Только у человека эта воля проявляется  в воле к жизни, который носит  перманентный сиюминутный характер. Эта воля проявляется в желаниях стремлениях. Однако большинство из этих желаний невозможно достичь. Если даже человек и достигает какое-то желание, то он хочет нового, следовательно, процесс удовлетворения носит бесконечный  характер. А значит, Шопенгауэр приходит к выводу, что человек постоянно  не удовлетворен. Шопенгауэр выделяет три мотива человеческого поведения

Информация о работе Философия иррационализма