Философия индии и китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:23, реферат

Описание работы

Пеpвым памятником мысли дpевних индийцев были " Веды ", буквально
означающие в пеpеводе с санскpита "знание, ведение". Веды, возникнув между
втоpым и пеpвым тысячелетием до нашей эpы, сыгpали огpомную, опpеделяющую
pоль в pазвитии духовной культуpы дpевнеиндийского общества, включая
pазвитие философской мысли.
Веды состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жеpтвенных
фоpмул… В них впеpвые делается попытка философского толкования окpужающей
человека сpеды.

Работа содержит 1 файл

индия и китай.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

      Все свои помыслы, чаяния и надежды обращали древние  китайцы  к  небу,

ибо, по их представлениям, от неба (верховного) зависели и личная  жизнь,  и

дела государства, и все природные явления.

      От огромной роли  неба  в  жизни  древних  китайцев,  их  вере  в  его

могущество говорят  многие страницы не только “Ши цзин”, но и “Шу цзин”.

      Упадок господства наследственной аристократии выразился в упадке веры

во всесилие неба. Прежний чисто религиозный взгляд  на  небесный  путь  стал

заменятся более  реалистичным взглядом на  окружающую  человека  Вселенную  -

природу, общество. Однако основу всех религиозных суеверий  составлял  культ

предков, ибо этот культ родословную древнекитайского государства.

      Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о

небе и небесной судьбе,  в  частности  изложенные  в  “Ши  цзин”.  Однако  в

условиях широко распространившихся сомнений  о  небе  в  VI  в.  до.  н.  э.

конфуцианцы и  их главный представитель  Конфуций  (551-479  гг.  до  н.  э.)

делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед  его

карающей силой  и неотвратимостью небесной судьбы.

      Конфуций говорил, что “все первоначально предопределено судьбой и  тут

ничего нельзя ни убавить, ни прибавить”  (“Мо-цзы”,  ”Против  конфуцианцев”,

ч. II). Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх  перед

небесной судьбой, и даже подчеркивал: “Кто не признает судьбы, тот не  может

считаться благородным  мужем”.

      Конфуций почитал небо как грозного, всеединого  и  сверхъестественного

повелителя, обладающего  при этом известными антропоморфическими  свойствами.

Небо  Конфуция  определяет  для  каждого  человека  его место в обществе,

награждает, наказывает.

      Наряду  с  доминирующим  религиозным  взглядом  небо  у  Конфуция  уже

содержались элементы толкования неба как синонима природы  в целом.

      Мо-цзы, живший после Конфуция, примерно в 480-400 гг.  до  н.э.,  тоже

воспринял идею веры в небо и его волю, но эта  идея  получила  у  него  иную

интерпретацию.

      Во-первых, воля неба  у  Мо-цзы  познаваема  и  всем  известна  -  это

всеобщая любовь и взаимная выгода. Судьбу же Мо-цзы  отвергает  в  принципе.

Таким образом, у  Мо-цзы трактовка  воли  неба  имеет  критический  характер:

отрицание   привилегий   господствующего   класса   и    утверждение    воли

простолюдинов.

      Мо-цзы попытался использовать оружие  господствующих  классов  и  даже

суеверия простых людей простых людей в политических целях, в  борьбе  против

господствующего класса.

      Моисты,  подвергнув  ожесточенной  критике  взгляды  конфуцианцев   на

небесную  борьбу,  вместе  с  тем  рассматривали  небо   как   образец   для

Поднебесной.

      В  высказываниях  Мо-цзы  о  небе  сочетаются  перижитки  традиционных

религиозных воззрений  м подходом к небу как явлению  природы. Именно м  этими

новыми элементами и в толковании неба как приоды моисты  связывают  дао  как

выражение последовательности изменений в окружающем человеке мире.

      Ян  Чжу  (VI  в.  до.  н.  э.)  отверг  религиозные   элементывзглядов

кофуцианцев  ранних  моистов  на  небо  и  отрицал  его   сверхъестественную

сущность. На смену  небу  Ян  Чжу  выдвигает  “естественную  необходимость”,

которую он отождествляет  с судьбой, переосмысливая  первоначальное  значение

этого понятия.

      В IV-III вв. до н. э.  дальнейшее  развитие  получает  космогоническая

концепция, связанная  с силами ян и инь и  пятью  первоначалами,  стихиями  -

усин.

      Отношение между первоначалами характеризовалось  двумя  особенностями:

взаимопорожением   и   взаимопреодолением.   Взаимопорожение   имело   такую

последовательность  первоначал: дерево, огонь, земля,  металл,  вода;  дерево

порождает огонь, огонь  порождает  землю,  земля  порождает  металл,  металл

порождает воду, вода опять  порождает  дерево  и  т.  д.  Последовательность

начал с точки  зрения взаимопреодоления была  другой:  вода,  огонь,  металл,

дерево, земля; вода преодолевает огонь, огонь - металл и т. д.

      Еще   в   VI-III   вв.   до   н.   э.   сформулировался   ряд   важных

материалистических  положений.

      Эти положения сводятся:

1) к объяснению  мира как вечного становления  вещей;

2) к признанию  движения неотъемлемым свойством объектив

но существующего  реального мира вещей;

3) к нахождению  источника этого движения  в   пределах  самого  мира  в   виде

постоянного  взаимостолкновения  двух  противоположных,  но  взаимосвязанных

естественных  сил.

4) к объяснению  смены многообразных  явлений  как  причиной  закономерности,

подчиненной    вечному    движению    противоречивых    и    взаимосвязанных

субстанционных  сил.

      В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в  понимании  неба

и природы развивали  представители даосизма. Само небо в книге “Дао цэ  цзин”

рассматривается как составная часть  природы,  противоположная  земле.  Небо

образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао.

      “Функция неба” - это естественный  процесс  возникновения  и  развития

вещей, входе которого рождается и человек. Человека  Сюнь-цзы  рассматривает

как сочставную часть  природы - небо и его  органы  чувств,  сами  чувства  и

душу человека называет “небесными”, то есть  естественными.  Человек  и  его

душа являются результатом естественного развития природы.

      В самой резкой форме высказывается философ  против  лиц,  восхваляющих

небо и ждущих от него милостей. Ни какого влияния  на  судьбу  человека  небо

оказать не может. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и  призывал  людей

своим трудом стремится покорить природу  воле человека.

      Так шло становление  взглядов  древнекитайских  философов  о  природе,

происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс  протекал в  сложной

борьбе   элементов   естественно   научных,   материалистических   идей    с

мистическими  и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность  этих  идей,

их крайне слабое естественнонаучное  обоснование  объясняется  прежде  всего

низким  уровнем  производительных  сил,  а  также  неразвитостью  социальных

отношений.


 

 


Информация о работе Философия индии и китая