Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 22:09, доклад
Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам.
Иммануил
Кант
(1724 - 1801)
Вклад Канта в философию сравнивают по
значению с коперниканским переворотом
в науке. Многие специалисты делят историю
философии на до - и после-кантовскую. Главная
заслуга Канта - в новом подходе к природе
познания, его возможностям и границам.
Он впервые предложил понимать знание
не как отражение действительности, а
как её конструирование сквозь призму
присущих разуму и рассудку априорных
схем и принципов. Кант был убежден, что
одних средств науки недостаточно для
создания полной и адекватной картины
мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает
самостоятельность эстетического и нравственного
мышления.
Идея автономии морали, выдвинутая Кантом,
имеет принципиальное значение для этики
и философии права. Без Канта были бы невозможны
более поздние течения западной и русской
философии, особенно такие, как экзистенциализм,
феноменология, неокантианство.
Периодизация творчества
Канта
Докритический период: до 1780 года. Кант
занимался вопросами естествознания,
одновременно и независимо от Лапласа
создал космогоническую гипотезу о происхождении
Вселенной из первоначальной туманности
путем сгущения. В области философии в
этот период ничего выдающегося им создано
не было.
Критический период: после 1780 года. Получил
такое название отчасти из-за подчеркнуто
критического отношения к предшествующей
философии, но главным образом из -за того,
что изложил основные идеи своей философии
в книгах, название которых начинается
со слова "Критика...".
Основные работы Канта
* "Всеобщая естественная история и
теория неба" (1770);
* "Критика чистого разума" (1781);
* "Основы метафизики нравов"(1775);
* "Критика практического разума"
(1787);
* "Критика способности суждения"
(1790);
* "Религия в пределах только разума"
(1793).
Теоретические истоки
кантовой философии
Кант признавал, что основные идеи его
философии инициированы скептицизмом
Юма. Если цель познания - всеобщее и необходимое
знание, то, очевидно, что опыт не может
дать нам такое знание. Поэтому, утверждал
Юм, Локк с его концепцией чувственного
знания, был не прав. Следовательно, критерии
всеобщности и необходимости содержатся
в разуме и присущи ему априорно, то есть
до всякого опыта. Знание должно быть ограничено
возможностями разума и рассудка, а для
этого разум и рассудок нужно изучить,
подвергнуть критике.
Сущность теории познания
Канта
Кант утверждал, что наш ум может познавать
предметы окружающего мира лишь потому,
что все познаваемое в этих предметах,
создается этим же самым умом по присущим
ему априорным принципам и схемам. Мы познаем
не вещи сами по себе, а их явления сознанию.
Кант делит окружающую действительность
на ту, что доступна познанию, и ту, что
не может быть познана человеком. Познаваемая
реальность называется сферой явлений,
"вещей-для-нас", "феноменов".
Непознаваемые объекты называются "вещами
- в - себе", "ноуменами". Мир делится
не по онтологическому, а по гносеологическому
принципу. Такая позиция получила название
"теоретико - познавательного дуализма".
Учение Канта об априорных
принципах познания
Предмет познания создается операцией
априорного синтеза материала чувственного
восприятия с помощью коренящихся в разуме
и рассудке правил и принципов. С помощью
категорий пространства и времени, априорно
данных рассудку, создается мир чувственных
явлений. Затем, этот мир чувственных явлений,
с помощью априорных правил рассудка,
преобразуется в мир опыта, подлежащий
научному рассмотрению.
Основоположения чистого рассудка Кант
делит на четыре рода: категории количества;
категории качества; категории отношения;
категории модальности. Помимо условий
и основоположений рассудка необходимо
еще само действие, с помощью которого
данные чувств могли бы преобразовываться
в истинное знание. Это действие Кант назвал
"трансцендентальной апперцепцией".
Учение об априорных принципах чувственного
познания названо "трансцендентальной
эстетикой". Учение об основоположениях
чистого рассудка есть область трансцендентальной
аналитики. Трансцендентальная диалектика
исследует идеи и принципы и разума и показывает
невозможность философии как науки.
Кант об антиномиях
чистого разума
Разум как способность Кант подразделяет
на чистый (спекулятивный) разум и практический
разум. Чистый разум ограничивается пределами
мира явлений, практический разум нацелен
на "вещи-в-себе". Пределы чистого
или спекулятивного разума Кант демонстрирует
на примере доказательства космологической
идеи. В попытке осуществить такое доказательство,
разум запутывается во внутренних противоречиях,
которые названы Кантом антиномиями чистого
рассудка". Всего таких антиномий четыре:
Первая антиномия. Тезис: Мир имеет начало
во времени и пространстве. Антитезис:
Мир не имеет начала во времени и бесконечен
в пространстве.
Вторая антиномия. Тезис: В мире все состоит
из простого и неделимого. Антитезис: В
мире нет ничего простого, а есть только
сложные тела.
Третья антиномия. Тезис: В мире есть свобода.
Антитезис: В мире нет свободы, а все необходимо
и причинно обусловлено.
Четвертая антиномия. Тезис: Бог есть.
Антитезис: Бога нет.
И тезис, и антитезис могут быть одинаково
истинными, следовательно, объекты их
не могут служить предметом научного познания.
Но они могут быть предметом практического
разума
Сущность практического
разума
Практический разум у Канта регулирует
сферу человеческой свободы. Он означает
право на свободу выбора. Часто практический
разум отождествляется с нравственностью.
Говоря об отношениях чистого и практического
разума, Кант отдает предпочтение последнему.
Это означает, что в затруднительных ситуациях
человек в первую очередь должен прислушиваться
к голосу сердца, совести, даже если это
идет вразрез с требованиями логики.
Сердцевина теории практического разума
- учение Канта об автономии человеческой
воли.
Учение Канта об априорных
принципах нравственного
сознания
Нравственное учение Канта основано на
удалении из человеческой деятельности
всех чувственных элементов с тем, чтобы
получить чистую сущность нравственности.
Эта сущность состоит в полной независимости
человека от внешних детерминант его поведения,
что означает автономию, то есть самодостаточность
человеческой воли.
Главное в нравственности - это идея долга,
которая непосредственно дана нашему
сознанию и неразложима далее: "Ты должен,
потому что ты человек". Мораль Канта
имеет формальный характер. Нравственность,
изменяясь по содержанию, всегда имеет
одну и ту же форму всеобщих и необходимых
законов.
Категорический императив
в этике Канта
Правила нравственной деятельности должны
иметь, по Канту, характер категорического
императива, то есть всеобщей, независимой
от каких-либо внешних побуждений формы
долженствования. Этот категорический
императив представляет всего лишь модификацию
известного "золотого правила". У
Канта звучит так: "Действуй лишь по
тому правилу, следуя которому ты можешь
хотеть, чтобы оно стало всеобщим за коном".
Категорический императив имеет три формулы.
Первая была приведена выше.
Вторая формула: "Действуй так, чтобы
человеческое как в твоем лице, так и в
лице всякого другого употреблялось тобой
как цель, но не как средство.
Третья формула: "Действуй по той идее,
что все правила в силу собственного законодательства
должны согласовываться в единое царство
целей, которое в осуществлении явилось
бы и царством природы".
Высшее благо является главной моральной
ценностью и согласно требованиям разума
должно быть осуществлено.
Для осуществления высшего блага необходимы
три условия: свобода воли, бессмертие
души, бытие Бога.
Эстетика Канта
Эстетические идеи изложены Кантом в работе
"Критика способности суждения".
Человеческий дух имеет три способности:
познание; желание; чувство удовольствия
или неудовольствия. Эстетическая рефлексия
основывается на третьей способности.
Эстетическое удовольствие характеризуется
чистотой или незаинтересованностью,
необходимостью и всеобщностью, формальностью.
Объектом эстетики выступает не только
прекрасное, но и возвышенное, отличающееся
от прекрасного игнорированием формы
и вниманием к безмерному и бесконечному;
Целесообразность присутствует в произведениях
художника, а также существует объективно,
в природе.
Учение Канта о государстве
Кант был продолжателем линии Руссо во
взглядах на общество. В соответствии
с требованиями разума, он считал, что
начала права должны распространяться
на все человечество. Цель истории - "вечный
мир". Для его достижения необходимо,
чтобы, во - первых, гражданское устройство
в каждом государстве было правомерным,
во - вторых, международное право было
основано на союзе свободных государств,
в-третьих, взаимоотношение народов и
государств определялись бы космополитическим
правом.