Автор: Александр Назаров, 31 Мая 2010 в 14:50, реферат
Кант, Иммануил (Kant, Immanuel) (1724–1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Оказал значительное влияние на таких мыслителей как Фихте, Гегель, Шопенгауэр и, в той или иной мере, на всю последующую философскую мысль.
Родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге (Восточная Пруссия) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта былия протестантами (исповедовали пиетизм), что не могло не сказаться на становлении взглядов философа.
Деятельность И. Канта
Немецкий философ И. Кант новаторски подошел к постановке и решению многих проблем, в том числе и в области исследования религии. Он одним из первых в рамках философии выделил специальный раздел, посвященный рассмотрению религии и тем самым дал импульс формированию и развитию философии религии как части религиоведения. Кант обращался к анализу религии в учениях о познании, морали, суждении в работах “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения” и других произведениях. Рассмотрению религии Кант посвятил ряд специальных работ — прежде всего это “Религия в пределах только разума” — и истолковывал ее в соответствии с основными принципами философской системы в целом. Согласно Канту, существуют.априорные (лат. a priori — от (из) первого, прежнего, предыдущего, стоящего выше) способности человеческого познания и соответственно — априорные знания. Априорные основания имеются и в интеллекте, и в чувственности, и в связанном с ней опыте. Признаками априорного знания .являются необходимость и всеобщность, безусловная независимость от всякого опыта, а чистым априорным знанием считается то, к которому не примешивается ничто эмпирическое. Априорные знания отличны от апостериорных (лат. а posteriori — от (из) следующего, последующего, более позднего), эмпирических.
Введение - 3
Деятельность И. Канта - 3
«Вещи в себе» - 4
Антиномии Канта - 5
«Рациональная теория», философия И. Канта о Боге - 6
Заключение - 12
Список используемой литературы - 14
Кант различал моральную и статутарную религии. Религию, основывающуюся на моральной вере, вере чистого разума, он называл “чисто моральной”; в ней каждый с помощью собственного разума познает Божественную волю в самом себе. Если же мы принимаем статутарные законы, то исполнение их будет представлять собой статутарную религию. Познание последней возможно уже не посредством нашего собственного разума, но только через Откровение. Такая религия основывается на исторической вере, а не на вере чистого разума.
Статутарные божественные законы, как и статутарную религию, можно принять. Но сами по себе они не обязательны и могут быть признаны лишь в качестве Откровения Божественной воли; заключать в себе только средство для поощрения и распространения истинной религии. Моральное законодательство, через которое воля Божия первоначально запечатлена в сердце человека, является необходимым условием всякой истинной религии и создает ее. Поэтому “истинное почитание” Бога, имеющее “всеобщее значение для каждого человека”, должно основываться единственно на моральном законодательстве. Статутарное законодательство, предполагающее Откровение, можно рассматривать лишь как случайное, как таковое оно подходит или может подходить не каждому человеку, и, значит, его нельзя считать обязательным для людей вообще.
От чистой моральной религии Кант также отличал богослужебную религию. Моральная религия представляет собой постоянное стремление к морально-доброму образу жизни: исполнение обязанностей по отношению к людям (к самому себе и другим) и есть исполнение Божественных заповедей. Поведение, поскольку оно имеет отношение к нравственности, представляет собой постоянное служение Богу; лучше служить ему каким-либо другим способом невозможно, поскольку люди могут воздействовать и влиять лишь на другое существо в этом мире, но не на Него.
В богослужебной религии имеет значение не столько внутренняя моральная ценность поступков, сколько внешнее совершение их для Бога и тем самым угождение Ему хотя бы пассивным послушанием, даже и при индифферентности поступков в моральном отношении. Празднества, исповедание веры в богооткровенные законы, соблюдение предписаний, относящихся к формам церкви, являются морально-безразличными действиями.
Кант, принимая разделение религий на откровенную и естественную, делал это по-своему: “Та религия, в. которой я заранее должен знать, что нечто есть божественная заповедь, дабы признавать это моим долгом, есть религия Откровенная... Напротив, та, в которой я сначала должен знать, что нечто есть долг, прежде чем я могу признать это за божественную заповедь, — это естественная религия ”. Естественная религия может быть в то же время и откровенной, если люди посредством применения своего разума сами собой могут и должны прийти к религии, даваемой через Откровение. В этом случае религия объективно бывает естественной, хотя субъективно-откровенной. С другой стороны, и откровенную религию можно рассматривать как естественную.
Значит,
откровение ее в известное время
и в известном месте может
быть мудрым и весьма полезным для
человеческого рода. Христианство -
“истинная”, “совершенная религия”,
оно является естественной, ученой
и откровенной религией: Эта религия вышла
из уст Первоучителя не как статутарная,
а как моральная религия, вступив в теснейшую
связь с разумом.
Заключение
Религия
предполагает объединение людей, и
здесь Кант различал этическую и политическую
общности. Первая (этически-гражданское
общество) — объединение и отношения людей
под водительством законов добродетели,
свободных от принуждения. Вторая (юридически-гражданское
общество) - объединение и отношения людей,
в общественном порядке подчиняющихся
публичным правовым, следовательно, принудительным
законам. Этическая общность представляет
собой народ, руководствующийся Божественными
заповедями, т. е. народ Божий. Такая общность
на основе Божественного морального законодательства
есть церковь, которая, поскольку она не
является предметом возможного опыта,
называется невидимой церковью. Видимая
же церковь есть действительное объединение
людей в единое целое, соответствующее
идеалу. Чтобы распространять и сохранять
естественную религию как мировую религию,
кроме служения невидимой церкви требуется
всеобщее объединение, коллективная всеобщность,
единение верующих в одной видимой церкви
по принципам чистой религии разума. Признаками
истинной церкви являются всеобщность
и необходимость. Всеобщую церковь может
обосновать только чистая религиозная
вера, но из-за слабости человеческой природы
такая вера труднодостижима. Поэтому на
чистую религиозную веру никогда нельзя
рассчитывать настолько, чтобы лишь на
ней основывать церковь. Последняя как
объединение многих людей в одну моральную
общность, опирающуюся на веру чистого
разума, нуждается и в публичных обязательствах,
в известной церковной форме, что требует
статутарного, данного в Откровении законодательства,
следовательно, исторической или церковной
веры. Но способ организации церкви является
Божественным установлением, если только
оно находится в полном соответствии с
моральной религией.
Список
используемой литературы:
1. Деброхин А.М.,"Диалектика
у Канта".,в книге: Архив К.
2. Асмус В.Ф.,"Диалектика Канта",
3. Асмус В.Ф.,"Философия И.Канта"
4. Карапетян А.,"Критический
5. Шашкевич П.Д.,"Теория познания
И.Канта".,М.,1961 г.