Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:08, доклад
Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения.
О Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа. Первая о том, как он, предвидя хороший урожай оливок, арендовал все маслобойни, стал диктовать цены на продукцию маслобоен и, таким образом, разбогател. Вторая легенда о том, как он, заглядевшись на звездное небо, упал в яму (мол, витает в облаках, а что под ногами — не видит).
Первой философской школой античности была милетская. Её название происходит от названия г. Милет в Малой Азии.(6 в. До н.э). Центральной проблемой, занимавшей милетцев, служил вопрос: откуда все возникает и во что превращается? Первым представителем этой школы был Фалес (конец VII - первая половина VI в. до н. э.). Он – сын купца, неутомимый путешественник. причисляемый античной традицией к "семи мудрецам» Основоположник греческой науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, Наиболее прославился тем, что удачно предсказал солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э.
Мыслитель полагал, что всё существующее возникло из воды. Он пришел к такому выводу, занимаясь изучением устройства Земли и повсюду обнаруживая влажность. Фалес решил, что «всё питается влагой, все ею живет", "а то, из чего все возникает, - это и есть начало всего" . мыслитель объявил её началом всего сущего.
Фалес не случайно избрал воду в качестве первоначала. Она включает в себя несколько противоположностей. Вода может быть холодной и горячей, превращаться в твердое и газообразное состояния; она не имеет определенной стоячей формы (т. е. является чем-то неопределенным) и в то же время она чувственно определена (ее можно видеть, осязать, обонять и даже слышать). Кроме того, вода, точнее один из двух ее элементов — водород — наиболее распространенное вещество во Вселенной.
Однако материальная
Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов.
идея Фалеса о "первосущности" с исторической точки зрения о чрезвычайно важна: в положении "все из воды" была дана "отставка" языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания
Учеником Фалеса был Анаксимандр. Ввел понятия АРХЭ-первоначало бытия
За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию:
Точно определить, что же такое апейрон, невозможно. Однако "все древние авторы согласны с тем, что апейрон Анаксимандра материален, вещественен" [12]. Апейрону были свойственны бесконечность и беспредельность. Апейрон был вечен, и ему было присуще свойство движения. одержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Апейрон лежал в основе происхождения мира и всего, что есть в мире, включая и происхождение жизни.
Учеником Анаксимандра был еще один видный представитель милетской школы – Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.). Первоосновой всего сущего он считал воздух, Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.
Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни.
Словом,
разрежение и сгущение
Милетская школа была натурфилософской школы. В центре ее исследований стояла природа. Поскольку наука к тому времени не была развитой, природа рассматривалась с позиций начальная форма материализма.
в античной философии под диалектикой понималось искусство спора, обнаружения заблуждений и их последовательного преодоления
Содержимое таблицы показывает, что первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека. По этой причине их называют натурфилософами, т.е. философами природы.
Философия и религия
Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения. В противоположность этому, религиозное знание базируется на акте веры, личном, внерациональном опыте. Можно привести такую метафору: религия — это знание от сердца, а философия — от ума.
Диалектика как понятие появилось в античной философии (Сократ 470-399 гг. д.н.э.) Первоначально оно означало "искусство вести беседу", рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, искусство ставить вопросы, искать истину путем столкновения согласования различных мнений
Натурфилософия (от лат. nature природа) - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.
Апори́я -это вымышленная,
логически верная ситуация (высказывание, утверждение, су
От мифа к Логосу
Миф в переводе с греческого “рассказ”, “предание”, “слово”. Логос-знание
когда были еще в
силе родовые принципы в хозяйственной
и культурной жизни, господствующей
формой мировоззрения была мифология(1).
Мифология есть результат настоятельной
духовной потребности объяснить
мир и разобраться в явлениях
природы. Еще не вооруженная наукой
и философией пытливая мысль родового
человека рвалась к постижению регулятивных
сил бытия природы и людей.
Этот процесс шел через
Мифология являла собой
образно-художественный способ объяснения
или, говоря строже, попытку объяснения
явлений природы и жизни людей,
взаимоотношение земного и