Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:08, доклад

Описание работы

Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения.

Работа содержит 1 файл

Первый в истории философ.docx

— 23.27 Кб (Скачать)

О Фалесе известны две легенды, показывающие его силу и слабость как философа. Первая о том, как он, предвидя хороший  урожай оливок, арендовал все маслобойни, стал диктовать цены на продукцию  маслобоен и, таким образом, разбогател. Вторая легенда о том, как он, заглядевшись на звездное небо, упал в яму (мол, витает в облаках, а что под ногами — не видит).

 

Первой философской  школой античности была милетская. Её название происходит от названия г. Милет в Малой Азии.(6 в. До н.э). Центральной проблемой, занимавшей милетцев, служил вопрос: откуда все возникает и во что превращается? Первым представителем этой школы был Фалес (конец VII - первая половина VI в. до н. э.). Он – сын купца, неутомимый путешественник. причисляемый античной традицией к "семи мудрецам» Основоположник греческой науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель, Наиболее прославился тем, что удачно предсказал солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э.

 

Мыслитель полагал, что всё существующее возникло из воды. Он пришел к такому выводу, занимаясь  изучением устройства Земли и повсюду обнаруживая влажность. Фалес решил, что «всё питается влагой, все ею живет", "а то, из чего все возникает, - это и есть начало всего" . мыслитель объявил её началом всего сущего.

 

Фалес не случайно избрал воду в качестве первоначала. Она включает в себя несколько противоположностей. Вода может быть холодной и горячей, превращаться в твердое и газообразное состояния; она не имеет определенной стоячей формы (т. е. является чем-то неопределенным) и в то же время она чувственно определена (ее можно видеть, осязать, обонять и даже слышать). Кроме того, вода, точнее один из двух ее элементов — водород — наиболее распространенное вещество во Вселенной.

 

 Однако материальная субстанция  сама по себе пассивна, требуется  некоторая сила, которая приводит это начало в движение. "Элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение" , поэтому мир у Фалеса одушевлен и полон божества.  Он считал что материя пронизана жизнью и наделена душой

 

Аристотель  сказал, что Фалес впервые попытался  найти физическое начало без посредства мифов.

 

идея Фалеса о "первосущности" с исторической точки зрения о чрезвычайно важна: в положении "все из воды" была дана "отставка" языческим, богам, в конечном счете мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному объяснению природы. Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания

 

 

 

Учеником Фалеса был Анаксимандр. Ввел понятия АРХЭ-первоначало бытия

За первооснову сущего он принял апейрон - неопределенную и беспредельную субстанцию:

 Точно  определить, что же такое апейрон, невозможно. Однако "все древние авторы согласны с тем, что апейрон Анаксимандра материален, вещественен" [12]. Апейрону были свойственны бесконечность и беспредельность. Апейрон был вечен, и ему было присуще свойство движения. одержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Апейрон лежал в основе происхождения мира и всего, что есть в мире, включая и происхождение жизни.

 

Учеником  Анаксимандра был еще один видный представитель милетской школы – Анаксимен (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.). Первоосновой всего сущего он считал воздух, Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения. 

Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает  огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни.

 Словом, разрежение и сгущение понимались  мыслителем как основные взаимопротивоположные процессы, ведущие к образованию различных состояний материи. Воздух рассматривался им как род пара или темного облака, как нечто подобное пустоте. . По Анаксимену, воздух постоянно колеблется, это – дыхание, обнимающее весь мир  Земля Анаксимена — плоский диск, поддерживаемый воздухом. боги также происходят из воздуха. Т.е Анаксимен, был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха»

 

 

Милетская школа была натурфилософской школы. В центре ее исследований стояла природа. Поскольку наука к тому времени не была развитой, природа рассматривалась с позиций начальная форма материализма. 

 

 

в античной философии под диалектикой понималось искусство спора, обнаружения заблуждений и их последовательного преодоления

 

Содержимое таблицы показывает, что первые философы намного успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека. По этой причине их называют натурфилософами, т.е. философами природы.

 

 

 

Философия и религия

Религия, как и философия, дает человеку систему ценностей, в соответствии с которыми он может строить свою жизнь, совершать акты оценки и самооценки. Таким образом, ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с философией. Принципиальным отличием религии от философии является источник знания. Философ, в своей деятельности, как и ученый, опирается на рациональные аргументы, стремится подвести доказательную базу под свои утверждения. В противоположность этому, религиозное знание базируется на акте веры, личном, внерациональном опыте. Можно привести такую метафору: религия — это знание от сердца, а философия — от ума.

Диалектика как  понятие появилось в античной философии (Сократ 470-399 гг. д.н.э.) Первоначально  оно означало "искусство вести  беседу", рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, искусство  ставить вопросы, искать истину путем  столкновения согласования различных  мнений

Натурфилософия (от лат. nature природа) - совокупность философских попыток толковать и объяснять природу с целью объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.

 

Апори́я -это вымышленная, логически верная ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая не может существовать в реальности

От мифа к Логосу

Миф в переводе с греческого “рассказ”, “предание”, “слово”. Логос-знание

когда были еще в  силе родовые принципы в хозяйственной  и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология(1). Мифология есть результат настоятельной  духовной потребности объяснить  мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувств а удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. 

Мифология являла собой  образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. 


Информация о работе Философия и религия