Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:54, контрольная работа
Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, наприме
Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музыка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для философии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели — к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит. Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.
2.Плюрализм
ПЛЮРАЛИЗМ
(лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая
позиция, утверждающая множество интересов,
видов бытия, идей, взглядов, социальных
институтов, не сводимых к чему-то единому
и независимых друг от друга. П. проявляется
в онтологии, гносеологии, социологии,
этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько
признание необходимости множества мнений
и их борьбы, сколько отражение многообразия
форм бытия, социальной организации общества.
Суть П. в признании им противоречий как
источника социального прогресса, стимулировании
многообразия общественной жизни с вытекающими
отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией.
Разрешение этих противоречий предполагается
демократически, в рамках закона. Сам термин
"П." был введен в оборот систематизатором
и популяризатором философии Лейбница
Вольфом в 1712. Противоположностью П. является
монизм, признающий единую основу всего
сущего. Весь историко-философский процесс
свидетельствует о противоборстве монизма
и П., выдвигая на первый план то первое,
то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв.
имела по преимуществу монистический
характер. Сюда следует отнести такие
направления, как материализм, абсолютный
идеализм, эмпириомонизм, феноменология
и др. В современной философии большое
распространение получил П. Наиболее четко
он проявляется в персонализме, согласно
которому каждая личность автономна и
неповторима, она не сводима к каким-либо
общностям и силам; в аксиологии, исходящей
из многообразия ценностей и Ценностных
ориентаций; в гносеологии, допускающей
одновременное существование и конкуренцию
различных теорий, картин мира и т.д.; в
социологии и политологии П. представлен
в теории факторов, идее П. демократии
и т.п. Общественные системы, базирующиеся
на П., как показывает опыт, предпочтительнее
авторитарно-монолитных, т.к. в первых
сталкиваются разные точки зрения, соревнуются
политические группы, критика направлена
не только сверху вниз, но и наоборот. Однако
такая система требует государственной
и общественной дисциплины, выражающейся
прежде всего в выполнении принятых большинством
законов, но оставляющей возможность деятельности
меньшинства. Для того, чтобы общество
функционировало нормально, необходимо
наличие в нем групп людей с различными
взглядами, которые можно свободно отстаивать
и критиковать, не опасаясь преследований
ПЛЮРАЛИЗМ
- 1) Видение мира, в котором многообразие сущего объясняется порожденным несколькими или же неопределенно большим числом различных начал, каждое из которых существует независимо от других и не сводится к ним. Примеры: земля, вода, воздух и огонь у Эмпедокла, атомы у Демокрита, монады у Лейбница. Плюрализм противостоит монизму и дуализму и его преимущество - в лучших возможностях описать разнообразие мира. 2) Плюрализм присущ философии как таковой - каждое из множества имеющихся философских учений дает определенный подход к истине, но ни одно не достигает и не выражает ее полно и убедительно. Его происхождение - от сложности и многообразия мира, от различий в свободных личных выборах каждого мыслителя и от несовершенства наших знаний. Факт существования плюрализма означает, что истина пребывает не иначе как над различными философскими учениями и лишь частично присутствует в них самих.