Философия и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Рассмотрение проблем организации и функционирования религии не дает ответ на вопрос о причинах ее возникновения, существования и воспроизводства. На этот вопрос в истории философии давались различные ответы в зависимости от системы взглядов которой и придерживались философы. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) первым указал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы, сходные мысли высказывал и Спиноза (1632- 1677 гг.) "...страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает сохраняется и поддерживается".

Содержание

1. История происхождения религии. 3
2. Философское понимание религии. Взаимосвязь философии и религии. 8
3. Мировые религии современности. 10
Каково будущее религии? 10
Список литературы 10

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

      Данная  религия знаменует собой переход  от многобожия к единобожию. Богом выступает Яхве как управитель -всего мира. Основным источником является наиболее древняя часть Библии - Ветхий Завет, в котором рассказывается о сотворении мира и грехопадении человека, о всемирном потопе, о патриархах еврейского народа, об исходе евреев в Палестину и т.д. После грехопадения Бог заключает союз с еврейским народом, который в силу этого становится "богоизбранным". В Ветхом Завете излагаются нравственные нормы взаимоотношений между людьми. Одним из центральных моментов иудаизма была идея спасения как результата следования божьей воле и мысль о приходе Спасителя человечества - мессии, который должен построить на земле царство божье.

      Индуизм - одна из наиболее распространенных форм религии" которая возникает в- 1-м тысячелетии н.э. как результат соперничества между брахманизмом и молодыми религиями: буддизмом и джайнизмом. ЛкаЛиизм представляет собой религии", которая возникла в этот же период и в основе ценностей которой лежит идея о мире как воплощении зла. Поэтому человек должен вести аскетический образ жизни, чтобы освободиться от бренности земного существования. Локализуется в пределах Индии.

      В брахманизме центральной идеей является идее перевоплощения и переселения души человека в другое тело. Главными богами признаются Вишну и Шива. Этическая идея данной религии заключалась в том, что поступки, совершаемые людьми в настоящей жизни, повлияют и на дальнейшие перевоплощения человека в других жизнях. Брахманизм постепенно перерождается в религию индуизма. Боги индуизма имеют земное воплощение, а наиболее известным среди них является Кришна. Это одна из самых распространенных религий Индии, а последователи Кришны, кришнаиты, имеются во всех уголках современного мира.

      В Древнем Китае наиболее распространенными  религиями были даосизм и конфуцианство. Конфуцианство по многим признакам может считаться религией, хотя по этому поводу существуют споры" Некоторые исследователи считают Конфуция только философом. Однако сам факт того, что он исполнял религиозные обряды, был обожествлен и в честь него император Китая совершал обряды, позволяет считать конфуцианство формой национальной религии. Особенность данной религии заключалась в отсутствии касты жрецов и исполнении религиозных обрядов правительственными чиновниками. Причем государственная система поддерживала это таким образом, что будущий чиновник, для того чтобы сдать государственный экзамен на занятие государственной должности <а это было единственным средством ее получения), должен был в совершенстве знать классические труды конфуцианства. Важнейшим культом в этой религии был культ предков, легший в основу системы ценностей, в центре которой - сыновья почтительность, характеризующая китайскую культуру и до наших дней.

      Даосизм представляет собой более традиционную форму религии, со своими храмами и книгами, с иерархической прослойкой жрецов. Это была магическая форма религии, в том смыслит что магические действия и заклинания составляли ее основу. Ннрошию религии представляют собой более высокий этап в развитии религиозного сознания, когда религия приобретает наднациональный характер и в ее рамках могут быть смешаны представители разных народов, разных культур и языков, находящиеся географически и культурно очень далеко друг от друга. То есть в качестве основного связующего звена в них выступает вера и единоверцы представляют собой единое целое, в котором нет "ни эллина, ни иудея".

      Древнейшей  мировой религией является буддизм, возникший в V в. до н.э. Число исповедующих данную религию сегодн" составляет несколько сот миллионов. По древнейшим преданиям основателем данной религии является индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший в V в. до н.э. и получивший имя Будда (просвещенный, просветленный). Основой буддизма является нравственное учение" с помощью которого человек становится совершенным. Первоначально моральные заповеди буддизма строятся в негативной форме (что характерно для ранних религий) и носят запрещающий характер: не убивать, не брать чужой собственности и т.д. Для стремящихся к совершенству эти заповеди приобретают абсолютный характер. Так, запрещение убийства распространяется вообще на все живое, запрет на брачные измены доходит до требования полного целомудрия и т.д.". Следуя учению Будды, человек, пройдя все этапы совершенствования (медитация, йога), погружается в нирвану - небытие. Рассчитывать он должен не на богов, а только на самого себя: даже Будда никого не спасает лично, а лишь указывает путь спасения.

      Буддизм разделяется на два течения:

1. Теравада (малая  колесница) - более жесткий вариант  буддизма, основанный на строжайшем соблюдении запретов. Здесь нет понятия бога как существа.

2. Махаяна (большая  колесница) - классический вариант  мировой религии, со свойственными  ей атрибутами. Если первая разновидность  доступна лишь немногим, избранным,  то вторая рассчитана на обычных людей. В этой разновидности есть бог, в нем существует также культ множества будд.

      В Тибете буддизм развивается как  тантризм, в котором выделяется верховное  существо Лдибудда и все будды  подразделяются на три категории: человеческие, созерцательные и бесформенные. Здесь особое значение придается магии и заклинаниям, посредством которых можно "сократить" путь к нирване.

      Христианство - самая распространенная на сегодняшний день религия, ее приверженцами являются более миллиарда человек . В центре христианского вероучения -богочеловек Иисус Христос, проповедовавший своим последователям развернутое вероучение. Основной книгой является Библия с включением в нее Нового Завете, излагающего жизнь и страдания Христа, его проповеди и деяния, сказания о Деяниях святых апостолов и их послания, а также Откровение святого Иоанна Богослова, в котором рисуется картина Страшного Суда, который ожидает человечество.

      Возникает христианство в Римской империи  в период ее кризиса и гибели, что являлось благодатной почвой для апокалипсических настроений. Из большого числа сект и течений сложилась единая христианская церковь, постепенно отошедшая от простоты раннего христианства и создавшая культ, сопровождаемый сложной системой обрядов. Самые важные культовые обряды - это крещение и причащение. Во время причащения вкушается хлеб и вино как символы плоти и крови Христа. Крещение символизирует снятие первородного греха с человека.

      Распад  Римской империи привел к распадению христианской церкви на западную и  восточную. На Западе церковь базировалась на огромном авторитете римского папы, стремившегося к автономии от государственной власти и фактически создавшего собственную систему государственности. На Востоке, где имперские структур были устойчивее, главы церкви - патриархи, не имели полной свободы от светской власти.

      Усиление  власти папы римского и попытки   распространения ее на весь мир привели к расколу, который был оформлен в 1054 г. В основе лежали следующие доктринальные расхождения :  догмат об исхождении святого духа. В римско-католиче-ской церкви признается исхождение духа от бога-отца и бога-сына; в греко-православной - только от бога-отца; - отказ восточной церкви от практики • индульгенций - платного освобождения человека от совершенных им грехов; - католическое учение о чистилище, в который попадают умершие христиане, могущие затем попасть в рай, в том числе благодаря молитвам, возносимым за них на земле; -учение о непорочном зачатии девы Марии в католичестве и обеты безбрачия для священников; - догмат о непогрешимости папы в делах веры.

Кроме того существовали обрядовые отличия в процедуре  крещения, употребление латинского языка  в службе и т.д. В XVI в. в результате мощного движения Реформации (Лютер, Кальвин) происходит раскол католицизма, и возникает такая разновидность христианства, как протестантизм. Эта религия придает меньшее значение обрядам, акцентирует внимание на внутриличност-ных аспектах духовного общения с Богом, предоставляя верующим большую свободу в трактовке Библии.

      Ислам , как третья мировая религия, возник в VII в., и его основателем является Мухаммед. Исповедуют эту религию арабоязычные народы, а также жители Северной Африки и большей части Азии. Основной книгой ислама является Коран, который представляет собой собранные записи изречений и поучений Мухаммеда. Система догм ислама строится на абсолютной вере в Аллаха как единственного бога, пророком которого и был Мухаммед. Признается, что бог посылал людям и других пророков, но Мухаммед выше их. Обряды связаны с пятикратной ежедневной молитвой, омовением перед ней, уплатой налога для бедных, ежегодным постом, совершением хотя бы один раз в жизни паломничества в Мекку.

      Таким образом, религия представляет собой  один из основных вариантов существования  системы нравственных норм. В ней  формулируются абсолютно истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его "тварью божьей", абсолютно зависимой от высшего существа. С другой стороны, религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых человек воспринимает свою свободу как вседозволенность.

      Религиозное мышление фокусируется на пограничных  жизненных ситуациях, когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру, естественный и необходимый процесс. 
 
 
 
 
 
 

Каково  будущее религии?

 

  

      Религия – фундаментальный пласт человеческой культуры наряду с наукой, искусством и философией. Она необходима, поскольку составляет насущную потребность человека и общества. В любом обществе сохранится присущая религии функция компенсации. Ведь, к сожалению, несправедливость, несчастье и страдание – постоянные спутники человека и общества. Религия компенсирует ущербность человеческой жизни. Она необходима и непреодолима, поскольку в глубине души человек связан с Богом. Согласно К. Юнгу, Бог – главный неустранимый архетип человеческой души, возрождающийся как Феникс из пепла. Юнг вообще рассматривал религию как сильное средство психотерапии. Кроме того, в любом обществе будет востребована духовно-нравственная функция религии. Религия всегда содействовала и будет содействовать духовно-нравственному возвышению и совершенствованию, давать человеку смысложизненные ориентиры. 

      Сегодня исключительно актуальны слова  апостола Павла: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы» . 

      Религия остается наиболее личностной из всех форм человеческой деятельности. Поэтому  именно в ней дух, затерянный в лабиринтах цивилизации, вновь и вновь обретает для себя прочную основу и внутреннюю свободу. Религия неразрывно связана с человеческим духом, с мировой культурой. Она вносит в земную жизнь высший смысл. 
 
 

Список  литературы

 
  1. Балашов Л.Е. Мысли о религии, М., 1992.
 
  1. Бердяев Н.Я. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С.146
 
  1.  Всемирная  энциклопедия. Философия. М.-Минск, 2001.
 
  1.  Зарецкая  Н.Я. Философия, наука, религия  (теология) // Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной Семинарии. Вып. 3(8)-2004.Материалы IV научно-практической конференции «Современный мир, гуманитарные и богословские науки». Казань, 2004.
 
  1.  Курашов  В.И. Теоретическая и практическая  философия в кратчайшем изложении.  Казань, 2003.
 
  1.  Религия  в истории и культуре. М., 1998.
 
  1.  Словарь  философских терминов. М., 2001.
 
  1.  Философский  энциклопедический словарь. М., 2001.
 
  1. А. Шопенгауэр. Собр. соч., т. 1, М., 1992.

Информация о работе Философия и религия