Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:34, реферат
При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М.Козыбаева
Факультет экономический
Кафедра
«Финансы и кредит»
Реферат
«Философия
и наука»
Донец Константин
Александрович
Специальность
5B050900 «Финансы»
Курс
2, группа Фс-10-2
Форма обучения:
очная
Петропавловск,
2011
При рассмотрении
вопроса о соотношении
Первый
аспект. Нельзя отрицать научного характера
философии вообще как одного из мощных
потоков развития человеческого
знания и культуры. И если к ней
подходить не только со стороны конкретных
концепций, а рассмотреть с позиции историй,
то можно обнаружить преемственность
в развитии философского знания, его проблематики,
общность категориального аппарата и
логики исследования. Не случайно Гегель
рассматривал философию прежде всего
с точки зрения «науки логики».
Выводы,
полученные в рамках философии, служат
не только средством получения научного
знания, но и сами входят в содержание
науки. Не случайно многие крупные ученые
в области конкретных наук являются
и виднейшими представителями философии.
Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля,
Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда,
Рассела и многих других. У философии имеется
свой специфический язык и свой категориальный
аппарат. Она осуществляет научный поиск
и уже поэтому имеет научный характер.
К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно
уточнение, — когда она опирается на систему
научного знания.
Второй
аспект — взаимодействие философии
и частных (конкретных) наук. Естественно,
что современная философия уже
не может претендовать на роль науки наук,
включать в себя все знания. Конкретные
науки имеют собственный предмет исследования,
свои законы и методы, свой уровень обобщения
знания. Философия же делает предметом
своего анализа обобщения частных наук,
т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным
уровнем обобщения. Если первичный уровень
приводит к формулированию законов конкретных
наук, то задача второго уровня — выявление
более общих закономерностей и тенденций.
Основным методом философии при этом выступает
теоретическое мышление, опирающееся
на достижения частных наук, конечно, в
том случае, если сама философия претендует
на научность. Крупнейшие открытия в конкретных
науках способствовали и интенсивному
развитию философии. Достаточно указать
на огромное влияние, которое оказали
успехи естествознания в Новое время,
в конце XIX — начале ХХ вв. на развитие
философского знания. При этом надо иметь
ввиду, что новые открытия в области частных
наук могут приводить к утверждению научно-философских
выводов как реалистической философии,
так и той философской ветви, которая представляет
иррационалистические спекуляции.
Однако
философия не только испытывает влияние
со стороны частных наук, но и
сама оказывает воздействие на их
развитие, причем опять-таки как положительное,
так и отрицательное. Философия, конечно,
не призвана делать какие-либо открытия
естественно-научного характера. Ее влияние
осуществляется через философское мировоззрение,
которое так иначе воздействует на первоначальные
позиции ученого, его отношение к миру
и познанию, а также на его отношение к
необходимости развития той или иной конкретной
области знания (например, ядерной физики,
евгеники, генной инженерии и т.п.).
Наконец,
третий аспект — философия и вненаучное
знание. При этом вненаучное знание
мы разделим, с известной долей условности,
на заблуждения, связанные с исследованиями
людей, убежденных, что они создают подлинную
науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку,
«альтернативную науку»), куда входят
такие «науки», как астрология, оккультные
«науки», магия, колдовство и т.д.
1. Развитие представлений
об отношении философии и
науки
Философия на протяжении
всего своего развития была связана
с наукой, хотя сам характер этой
связи, а точнее, соотношение философии
и науки с течением времени менялось.
На начальном
этапе философия была единственной
наукой и включала в себя всю совокупность
знаний. Так было в философии древнего
мира и в период средневековья. В
дальнейшем развертывается процесс
специализации и дифференциации
научных знаний и их отмежевания
от философии. Этот процесс интенсивно
идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего
предела в ХVII-ХVIII вв.
На этом втором
этапе конкретно-научное знание
носило преимущественно эмпирический,
опытный характер, а теоретические
обобщения делала философия, притом
чисто умозрительным путем. При этом
достигались нередко и положительные
результаты, но было нагорожено и немало
вздора.
Наконец, в третий
период, начало которого относится
к Х1Х в., наука частично перенимает
у философии и теоретическое
обобщение своих результатов. Универсальную,
философскую картину мира философия
может теперь строить лишь вместе с наукой,
на основе обобщения конкретно-научных
знаний.
Необходимо еще
раз подчеркнуть, что типы мировоззрения,
в том числе и философского,
многообразны. Последнее может быть и
научным, и ненаучным.
Научное философское
мировоззрение в большей мере
формирует и представляет учения
философского материализма, начиная
с наивного материализма древних
через материалистические учения ХVII-ХVIII
вв. к диалектическому материализму. Существенным
приобретением материализма на этом этапе
его развития явилась диалектика, которая,
в отличие от метафизики, рассматривает
мир и отражающее его мышление во взаимодействии
и развитии. Диалектика уже потому обогатила
материализм, что материализм берет мир
таким, каков он есть, а мир развивается,
тон диалектичен и в силу этого без диалектики
не может быть понят.
Философия и
наука тесно взаимосвязаны. С
развитием науки, как правило, происходит
прогресс философии: с каждым делающим
эпоху открытием в естествознании, как
отмечал еще Ф. Энгельс, материализм
должен менять свою форму. Но нельзя видеть
и обратных токов от философии к науке.
Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита,
оставившие неизгладимый след в развитии
науки.
Философия и
наука рождаются в рамках конкретных
типов культуры, взаимно влияют друг
на друга, решая при этом каждая свои
задачи и взаимодействуя в ходе их
решения.
Философия намечает
пути разрешения противоречий на стыках
наук. Она также призвана решать и такую
задачу, как уяснение самых общих оснований
культуры вообще и науки, в частности.
Философия выступает как мыслительный
инструмент, она вырабатывает принципы,
категории, методы познания, которые активно
применяются в конкретных науках.
В философии, таким
образом, отрабатываются общемировоззренческие
и теоретико-познавательные основы
науки, обосновываются ее ценностные аспекты.
Полезна или вредна наука? Ответ
на этот вопрос и подобные ему помогает
в наши дни найти именно философия.
Проблемы научности философского мировозрения. Философия и наука.
Функции
философии.
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и
предсказание
процессов и явлений
мет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в
той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методоло-
гии познания
и мировоззренческой
фию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме пост-
роения знания, к логической доказательности своих выводов.
Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая
единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала фило-
софию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение
подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а по-
рой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный
характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для
философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий фи-
лософов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода
игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснова-
ний, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же
такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обра-
тившись к истории.
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом су-
ществующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое
время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из ко-
торых занята исследованием своей области явлений, он определил филосо-
фию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах
бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с
возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту
область знания 'госпожой наук', считая что другие науки, как рабыни,
не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено
характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и спе-
циальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация
сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвер-
дился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'.
В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей
науки - само слово 'философия' означает 'наука'. Эта наука была нап-
равлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать
объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, фило-
софия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась
отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных
наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религи-
озной жизни.
В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противо-
положные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это
время
возникло и приобрело влияние
философское течение
поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее на-
учность, одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'. В
позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат
науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сло-
жилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познава-
тельные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозгла-
шается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно
брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будора-
жившие
умы в течении столетий.
Философия и
наука в единстве и отличии
Возникновение
первых научных учений относят к
6 в до н.э. Философское знание всегда
было переплетено с
Философия - это
рационально-теоретическое
Познание - деятельность
по получению, хранению, переработке
и систематизации знаний об объектах.
Знание - результат познания.
Система знания
считается наукой, если она отвечает определенным
критериям:
1. объективность
(изучение природных объектов, явлений,
взятых самих по себе, независимо
от интересов индивида, его субъективности).