Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:34, реферат

Описание работы

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.

Работа содержит 1 файл

Философия и наука реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский  государственный университет

им. М.Козыбаева 
 

Факультет экономический

Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 

Реферат

«Философия и наука» 
 
 
 
 
 

Донец Константин Александрович 

Специальность 5B050900 «Финансы» 

Курс  2, группа Фс-10-2 

Форма обучения: очная 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Петропавловск, 2011 
 
 

При рассмотрении вопроса о соотношении философии  и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания. 

Первый  аспект. Нельзя отрицать научного характера  философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого  знания и культуры. И если к ней  подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики». 

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания. 

Второй  аспект — взаимодействие философии  и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале ХХ вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.  

Однако  философия не только испытывает влияние  со стороны частных наук, но и  сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). 

Наконец, третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д. 
 

1. Развитие представлений   об отношении философии  и  науки  

Философия на протяжении всего своего развития была связана  с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии  и науки с течением времени менялось. 

На начальном  этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В  дальнейшем развертывается процесс  специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв. 

На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные  результаты, но было нагорожено и немало вздора. 

Наконец, в третий период, начало которого относится  к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое  обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия  может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. 

Необходимо еще  раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным. 

Научное философское  мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная  с наивного материализма древних  через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят. 

Философия и  наука тесно взаимосвязаны. С  развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм  должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки. 

Философия и  наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. 

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых  общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия  выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. 

В философии, таким  образом, отрабатываются общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ  на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия. 
 
 

Проблемы  научности философского мировозрения. Философия и наука.

Функции философии. 

Непосредственной  целью науки является описание, объяснение и

предсказание  процессов и явлений действительности, составляющих пред-

мет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в

той или  иной степени выполняла по отношению  к науке функции методоло-

гии познания и мировоззренческой интерпретации  ее результатов. Филосо-

фию объединяет с наукой также и стремление к  теоретической форме пост-

роения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая

единство  разума и нравственности, вместе с  тем прочно связывала фило-

софию с наукой. Еще греческие мыслители  придавали большое значение

подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а по-

рой и  просто легковесного мнения. Такое  различие имеет принципиальный

характер  для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для

философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий фи-

лософов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода

игрой ума? Каковы гарантии истинности философских  обобщений, обоснова-

ний, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же

такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обра-

тившись к истории.

Первую  попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом су-

ществующих  и только начинающих формироваться  конкретных наук, в свое

время предпринял Аристотель. В отличии  от частных наук, каждая из ко-

торых занята исследованием своей области  явлений, он определил филосо-

фию как  учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах

бытия. Ее теоретическая мощь представилась  Аристотелю несоизмеримой с

возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту

область знания 'госпожой наук', считая что другие науки, как рабыни,

не могут  сказать ей и слова против. В  размышлениях Аристотеля отражено

характерное для его эпохи резкое расхождение  философской мысли и спе-

циальных  дисциплин по уровню их теоретической  зрелости. Такая ситуация

сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвер-

дился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'.

В Древней  Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей

науки - само слово 'философия' означает 'наука'. Эта наука была нап-

равлена на все, что вообще было способно или  казалось способным стать

объектом  познания. Будучи сначала единой и  нераздельной наукой, фило-

софия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась

отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных

наук  и одно общее познание, отчасти  проводником нравственной и религи-

озной жизни.

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противо-

положные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это

время возникло и приобрело влияние  философское течение позитивизма,

поставившего  под сомнение познавательные возможности  философии, ее на-

учность, одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'. В

позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат

науки, имеющий право на существование  в те периоды, когда еще не сло-

жилось  зрелое научное познание. На стадиях  же развитой науки познава-

тельные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозгла-

шается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно

брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будора-

жившие  умы в течении столетий. 

Философия и  наука  в единстве и  отличии  

Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания. 

Философия - это  рационально-теоретическое мировоззрение. 

Познание - деятельность по получению, хранению, переработке  и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания. 

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям: 

1. объективность  (изучение природных объектов, явлений,  взятых самих по себе, независимо  от интересов индивида, его субъективности). 

Информация о работе Философия и наука