Философия и наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------стр 2
Наука --------------------------------------------------------------------стр 2
Что есть наука? -----------------------------------------------------стр 2
Развитие науки ----------------------------------------------------стр 4
Философия -----------------------------------------------------------стр 7
Понятие философии ---------------------------------------------стр 7
История философии ---------------------------------------------стр 10
Философия и наука ----------------------------------------------стр 12
Развитие представлений об отношении философии и науки --------------------------------------------------------------------стр 12
Философия и наука в единстве и отличии ----------стр 13
Заключение ----------------------------------------------------------стр 16
Список литературы ----------------------------------------------стр 18

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 34.61 Кб (Скачать)

     Философия – форма общественного сознания, учение об общих принципах бытия  и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах  развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённые системы взглядов на мир и место человека в нём; она исследует познавательное, ценностное социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

     Философия, как сказал известный философ  М.К. Мамардашвили, «не представляет собой систему знаний, которую  можно было бы передать другим и  тем самым обучить их…. Философия  – это оформление и до предела  развитие состояний с помощью  всеобщих понятий, но на основе личного  опыта» (Мамардашвили М.К. Как я понимаю  философию. М., 1990. С.14-15). У философского знания нет чётко обозначенных границ, и это даёт возможность рассматривать  философию как личный, субъективно  переживаемый опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие от того или  иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей  философствования итоге оказывается  множество. Философские теории по большей  части находятся в противоречиях  и даже взаимно исключают друг друга.

     Иными словами, плюрализм взглядов в философии  – норма и более того, абсолютно  необходимое условие. Дорога философии  устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий  немецкий философ И. Кант, отмечая  эти особенности философии, утверждал, что можно учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет  фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии  А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». 

     2. История философии

     Первые  философские учения возникли 2500 лет  назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние древнегреческие философские учения носили стихийно-материалистический и  наивно-диалектический характер. Исторически  первой формой диалектики являлась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником  объективного идеализма был Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический  характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской Философии  был восточный парапатетизм, а  крупнейшими философами этого учения были Ибн Сина и Ибн Рушд.

     Развитие  материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости  революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и  естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной  картине мира нанесли мыслители  эпохи Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и др.

     Идеи  мыслителей эпохи возрождения были развиты Философией нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены устаревшего метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и  развивались принципы материализма и элементы диалектики, но материализм  того времени был в целом механистическим  и метафизическим.

     Родоначальником материализма нового времени был  Ф. Бэкон, считавший высшей целью  науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали метод эмпирического исследования природы, то Декарт стремился разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое учение выдвинул Лейбниц, высказавший ряд диалектических идей.

     Важнейший этап развития западноевропейской Философии  – немецкая классическая Философия (Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую  диалектику. Вершина немецкого классического  идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляло учение о  противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической  основе.

     В 18 и 19 веках интенсивно развивалась  прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, основоположником которого был Ломоносов, и, начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение  передовых общественных деятелей России. Выдающиеся русские материалисты –  Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов – стали знаменосцами борьбы русской  революционной демократии. Русская  материалистическая Философия середины 19 века выступила с резкой критикой идеалистической Философии, в частности  немецкого идеализма. Русский материализм 19 века разрабатывал идею диалектического  развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть идеализма. Философия революционных демократов явилась важным шагом во всемирном  развитии материализма и диалектики.  
 
 
 
 

     III. Философия и наука

     1. Развитие представлений  об отношении философии  и науки

     Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам  характер этой связи, а точнее, соотношение  философии и науки с течением времени менялось.

     На  начальном этапе философия была единственной наукой и включала в  себя всю совокупность знаний. Так  было в философии древнего мира и  в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации  и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная  с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела  в ХVII-ХVIII вв.

     На  этом втором этапе конкретно-научное  знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные  результаты, но было нагорожено и немало вздора.

     Наконец, в третий период, начало которого относится  к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое  обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия  может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных  знаний.

     Необходимо  еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и  философского, многообразны. Последнее  может быть и научным, и ненаучным.

     Научное философское мировоззрение в  большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная  с наивного материализма древних  через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась  диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и  отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

     Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм  должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии  к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

     Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно  влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

     Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия  выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно  применяются в конкретных науках.

     В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти  именно философия.

     2. Философия и наука  в единстве и  отличии

     Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.

     Философия - это рационально-теоретическое  мировоззрение.

     Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.

     Система знания считается наукой, если она  отвечает определенным критериям:

     1. объективность (изучение природных  объектов, явлений, взятых самих  по себе, независимо от интересов  индивида, его субъективности).

     2. рациональность - обоснованность, доказательность  - в рамках любой науки что-то  обосновывается.

     3. нацеленность на воспроизведение  закономерностей объекта

     4. системность знаний - упорядоченность  по определенным критериям

     5. проверяемость - воспроизводимость  знаний через практику 

     Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может  быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.

     Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат  исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через  призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент  субъективности. Науки нет без  философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком  она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к  человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для  размышлений, никак не связанных  с заботой о добывании куска  хлеба насущного, защиты себя и близких  от внешней среды. Только того, что  сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии  невозможна вдвойне, так как научные  открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.

     Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и  наукой заключатся в том, что они:

     1. Стремятся к выработке рационального  знания;

     2. Ориентированы на установление  законов и закономерностей исследуемых  объектов и явлений;

     3.Выстраивают  категориальный аппарат (свой  язык) и стремятся к построению  целостных систем.

     Разное, что:

     1. Философия всегда представлена  адресно, т.е. тем или иным  философом, когда его идеи, труды  могут быть самодостаточными  и не зависеть от того, разделяют  или не разделяют их другие  философы. Наука же в конечном  счёте – плод коллективного  труда;

     2. В философии (в отличие от  конкретных наук) нет единого  языка и единой системы. Плюрализм  взглядов здесь – норма. В  науке же – монизм, т.е. единство  взглядов, как минимум, на основные  принципы, законы, язык;

     3. Философские знания не проверяемы  экспериментально (иначе они становятся  научными);

     4. Философия не может дать точного  прогноза, т.е. не может экстраполировать  достоверные знания в будущее,  ибо таковыми не обладает. Отдельный  философ на основе определённой  системы взглядов может лишь  предсказывать, но не прогнозировать  или моделировать, как доступно  ученному.

     Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера, откуда хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично.

     Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится и к науке  в её собирательном смысле и одновременно к философии, в той её части, где  дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Не заштрихованная часть объёма понятия «наука» - конкретные дисциплины, в понятии же «философия» не заштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки и о чём уже так много было сказано. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам.

     Заключение 

     Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат  исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через  призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент  субъективности. науки нет без  философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком  она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к  человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для  размышлений, никак не связанных  с заботой о добывании куска  хлеба насущного, защиты себя и близких  от внешней среды. Только того, что  сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии  невозможна вдвойне, так как научные  открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия и наука