Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:28, реферат
Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное.
Введение-------------------------------------------------------------------стр 2
Наука --------------------------------------------------------------------стр 2
Что есть наука? -----------------------------------------------------стр 2
Развитие науки ----------------------------------------------------стр 4
Философия -----------------------------------------------------------стр 7
Понятие философии ---------------------------------------------стр 7
История философии ---------------------------------------------стр 10
Философия и наука ----------------------------------------------стр 12
Развитие представлений об отношении философии и науки --------------------------------------------------------------------стр 12
Философия и наука в единстве и отличии ----------стр 13
Заключение ----------------------------------------------------------стр 16
Список литературы ----------------------------------------------стр 18
Философия
– форма общественного
Философия,
как сказал известный философ
М.К. Мамардашвили, «не представляет
собой систему знаний, которую
можно было бы передать другим и
тем самым обучить их…. Философия
– это оформление и до предела
развитие состояний с помощью
всеобщих понятий, но на основе личного
опыта» (Мамардашвили М.К. Как я понимаю
философию. М., 1990. С.14-15). У философского
знания нет чётко обозначенных границ,
и это даёт возможность рассматривать
философию как личный, субъективно
переживаемый опыт автономного мыслителя.
У неё, в отличие от того или
иного научного знания, нет единой
системы, нет основателей и
Иными
словами, плюрализм взглядов в философии
– норма и более того, абсолютно
необходимое условие. Дорога философии
устлана прецедентами; образно говоря,
философия – «штучный товар», чего
никак не скажешь о науке. Великий
немецкий философ И. Кант, отмечая
эти особенности философии, утверждал,
что можно учит философствовать,
но не философии, ибо она не имеет
фундамента в виде эмпирической базы
и подобна воздушному замку, живущему
лишь до следующего философа. По мнению
другого классика немецкой философии
А.Шопенгауэра, «философ никогда не
должен забывать, что философия есть
искусство, а не наука».
2. История философии
Первые
философские учения возникли 2500 лет
назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство,
даосизм) и Древней Греции. Ранние
древнегреческие философские
Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и др.
Идеи
мыслителей эпохи возрождения были
развиты Философией нового времени.
Прогресс опытного знания, науки требовал
замены устаревшего метода мышления
новым методом познания, обращённым
к реальному миру. Возрождались и
развивались принципы материализма
и элементы диалектики, но материализм
того времени был в целом
Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали метод эмпирического исследования природы, то Декарт стремился разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое учение выдвинул Лейбниц, высказавший ряд диалектических идей.
Важнейший
этап развития западноевропейской Философии
– немецкая классическая Философия
(Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую
диалектику. Вершина немецкого
В
18 и 19 веках интенсивно развивалась
прогрессивная
III. Философия и наука
1. Развитие представлений об отношении философии и науки
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.
На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.
На
этом втором этапе конкретно-научное
знание носило преимущественно эмпирический,
опытный характер, а теоретические
обобщения делала философия, притом
чисто умозрительным путем. При
этом достигались нередко и
Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.
Научное
философское мировоззрение в
большей мере формирует и представляет
учения философского материализма, начиная
с наивного материализма древних
через материалистические учения ХVII-ХVIII
вв. к диалектическому
Философия
и наука тесно взаимосвязаны.
С развитием науки, как правило,
происходит прогресс философии: с каждым
делающим эпоху открытием в
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.
Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
В
философии, таким образом, отрабатываются
общемировоззренческие и
2. Философия и наука в единстве и отличии
Возникновение
первых научных учений относят к
6 в до н.э. Философское знание всегда
было переплетено с
Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение.
Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.
Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:
1.
объективность (изучение
2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается.
3.
нацеленность на
4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям
5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику
Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.
Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.
Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:
1.
Стремятся к выработке
2.
Ориентированы на установление
законов и закономерностей
3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.
Разное, что:
1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;
2.
В философии (в отличие от
конкретных наук) нет единого
языка и единой системы.
3.
Философские знания не
4.
Философия не может дать
Соотношение
философии и науки можно
Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится и к науке в её собирательном смысле и одновременно к философии, в той её части, где дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Не заштрихованная часть объёма понятия «наука» - конкретные дисциплины, в понятии же «философия» не заштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки и о чём уже так много было сказано. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам.
Заключение
Как
и наука, философия ищет истину, выявляет
закономерности, выражает результат
исследования через систему понятий,
категорий. Однако в философии объект
исследования рассматривается через
призму отношения человека к миру,
в ней существует антропный принцип,
всякий оценочный момент содержит элемент
субъективности. науки нет без
философии, а философии - без науки.
Философия в том виде, в каком
она есть сейчас, не была бы возможна
без внешних по отношению к
человеку, ее источнику, условий: уровень,
достигнутый наукой в быту, высвобождает
колоссальное количество времени для
размышлений, никак не связанных
с заботой о добывании куска
хлеба насущного, защиты себя и близких
от внешней среды. Только того, что
сейчас человек спит в достаточно
хороших условиях, хорошо питается,
конечно, явно не достаточно для производства
философской мысли, но это является
хорошим подспорьем. И наоборот,
наука (настоящая наука) без философии
невозможна вдвойне, так как научные
открытия (да и просто научную работу)
необходимо осознавать, осмысливать, переживать,
иначе это не будут открытия, а будет простая
механическая работа по добыванию, отниманию
у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое
же знание не может дать человеку ничего
хорошего. Именно поэтому настоящий ученый
должен быть, прежде всего, философом,
а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором,
теоретиком. Истина научная являет собой
объективное знание. Она делает человека
богаче в материальном плане, сильнее,
здоровее, может быть даже повышает его
самооценку. То есть она сугубо материальна,
не сама по себе конечно, а по проявлениям.
Философская же истина даже по проявлениям
нематериальна, так как она есть, прежде
всего, некий продукт деятельности человеческого
сознания, причем именно разумно-нравственной
его сферы.