Философия и наука: сходства и отличия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:20, доклад

Описание работы

Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э. В переводе с греческого философия - это «любовь к мудрости», а мудрость - это и знание, и житейский опыт, и умение предвидеть последствия поступков, и, конечно, моральная ответственность (фило - "люблю", софия - "мудрость").

Работа содержит 1 файл

Философия-наука. Сходства и различия.docx

— 17.26 Кб (Скачать)

Философия и наука: сходства и отличия

Философия - самая древняя  область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э. В переводе с греческого философия - это «любовь к мудрости», а  мудрость - это и знание, и житейский  опыт, и умение предвидеть последствия  поступков, и, конечно, моральная ответственность (фило - "люблю", софия - "мудрость").

Историко-философский экскурс  свидетельствует о том, что начиная  с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция, согласно которой философия - это "наука  о всеобщем", "наука всеобщая", "всеобщая теория бытия".

Известно, что в нашей  литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявлялась наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Однако, здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии.

В 60-70-e годы у нас стали  появляться работы, авторы которых  в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В. Алексеев и А.В. Панин в своем учебном пособии  писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического  и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука, как в естественной, так и в гуманитарных областях знания, имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и, тем более, ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

На страницах журнала "Философские  науки" в 1989-1990 гг. шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести отличительную черту между  философией и наукой. И все же, к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, практическая, опытная, экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность и общепринятость.

Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо совсем не применимы для характеристики философского знания. Оно непроверяемо экспериментально, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получается, что философия не является наукой.

Вопрос о научности  и ненаучности философии начал  обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии. В пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

В мировой и отечественной  литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения. Философия, как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные вопросы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше.

Философия - это, прежде всего, мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого  рода, осмысливается отношение людей  к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

Итак, философия и наука  довольно сильно взаимосвязаны, у них  есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность.

Голяков М.С.

Заключение

Итак, философия  и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому  философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная  форма познания, имеющая научные  основы, проявляющая себя в те моменты  и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал  в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

В философии  Нового времени на первом месте были проблемы гносеологии. Два основных направления: эмпиризм - направление  в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализм, который  выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум  источником познания и критерием  его истинности. У начала новой  европейской философии возвышаются  фигуры Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и Рене Декарта (1596-1650).


Информация о работе Философия и наука: сходства и отличия