Философия и наука. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрёл научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединённым и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.

Содержание

Введение.
История развития философии.
Характерные черты и признаки научного знания.
Критерии научности.
Философия и идеология.
Философия и гуманитарное знание.
Философия и искусство.
Философия и трансцендирующее постижение объекта.
Философия и любовь к мудрости.
Вывод.

Работа содержит 1 файл

Реферат Философия и наука....doc

— 68.50 Кб (Скачать)


ГОУ       ВПО

 

 

 

ХГУ   имени  Н. Ф. Катанова

 

 

 

М П С И

 

 

кафедра : «Социальной  работы»

 

 

 

Контрольная  работа

 

 

по дисциплине: Философия

 

на тему: «Философия и наука. Философские проблемы

          естественных и гуманитарных  наук»  

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила:

                                                                      студентка 1 курса

                                                                      группа СР-2005  СП-1

                                                                      Иванов Иван Иванович

                                                                         

                                                                      Проверил:

                                                                      преподаватель

                                                                      Васильев Виктор Васильвевич

 

 

 

                                 Абакан, 2006 г.

План

 

  1.  Введение.
  2. История развития философии.
  3. Характерные черты и признаки научного знания.
  4. Критерии научности.
  5. Философия и идеология.
  6. Философия и гуманитарное знание.
  7. Философия и искусство.
  8. Философия и трансцендирующее постижение объекта.
  9. Философия и любовь к мудрости.
  10. Вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в древней Греции.

     Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрёл научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединённым и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.

     История  развития философии свидетельствует  о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны развивалась путём, аналогичным пути естественных наук.

     Генетический  аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук («атом», «вещество» и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример-«закон сохранения и превращения энергии»). Кстати, наличие целого слоя таких естественнонаучных представлений в философии нередко даёт повод вообще отрицать её специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в её составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из признаков её научности.

     В структурном  плане, со стороны собственно  философских понятий и средств  познания, философия тоже имеет  немало моментов, говорящих о её научности и вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.

     Каковы  же характерные черты, или признаки, научного знания?

     Познание  обычно сравнивается с практической  и ценностно-оценочной деятельностью.  Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно – чувственных и понятийных образов действительности (несколько иное определение: это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации об объектах). Знание же – это результат познания.

     Та или  иная система знания считается  научной, или относящейся к  сфере науки, если она отвечает определённым критериям.

     Для мифологического  и религиозного знания характерна  вера в сверхъестественное, сверхприродное. Такая вера отсутствует в науке.

     Критерии  научности следующие:

    1. Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе». При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхприродного. Природу требуется познать из неё самой, она признаётся в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
    2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение – справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г.В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т.1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом её достижения – критичность и рациональные принципы познания.
    3. Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
    4. Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развёрнутого теоретического понятия.
    5. Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путём; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемые и в конечном счёте оказываются подтверждёнными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придаёт им свойство общезначимости. Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает её.

 

     Все отмеченные  критерии научности применимы  к части содержания философского  знания, особенно к онтологии  (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику.

     Можно ли считать,  что философия – это наука?  Если даже философия является  наукой, то не в том смысле, в каком таковыми являются науки естественные, а если она не наука, то всё же она имеет признаки научного знания. Наука основана на эксперименте и получении объективной истины. Каждая наука имеет свой эталон точности и доказательности.

     Этот эталон (пусть  непохожий на эталон естественных наук) имеет и философия. Наука изучает объективный мир. Философия изучает объективную природу отношения человека к миру.

     Когда мы имеем  дело с обществоведческой стороной  философии, то уже здесь неизбежно  касаемся вопроса о её вненаучном  характере – её связи с идеологией. Все общественные науки идеологичны, хотя и в разной степени, философия не исключение. И абсолютизация такого аспекта философии, попытки свести к нему другие стороны философии выдаёт желание тех, кто это делает, подменить философию идеологией.

     Что же такое идеология?

     Идеология  определяется как отражение общественного  бытия сквозь призму социально-групповых  или классовых интересов. Назначение  идеологии, как отмечается в литературе – в выработке систем ценностей, в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире. Иногда расширяют определение, включая в объект идеологии не только социальную реальность, но и природу. В таком случае идеология понимается как отражение бытия, преломлённое через социально-групповые интересы.

     Идеология,  в отличие от науки, «заземлена» не столько на объекте познания, сколько на интересах «субъекта», взятого на социально-групповом его уровне. Если ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познаёт объективные предметы, то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже выражает она интересы отдельных социальных групп.

     Партийность,  о чём только что говорилось, - это определённость социальной позиции субъекта. Из этого следует, между прочим, что партийность отнюдь не есть формальное членство в той или иной партии.

     Поскольку  философия оказывается связанной  с идеологией, постольку в её  содержании имеется идеологическая  сторона, а философию можно считать относящейся к идеологии.

     В содержании  философского знания можно вычленить  также части, или стороны, относящиеся  к гуманитарным наукам.

     Объектом  гуманитарных наук является индивид,  точнее, его духовный, внутренний мир, и связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. К гуманитарным наукам относятся психология, гражданская история, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки.

     В книге  В.Г.Кузнецова «Герменевтика и  гуманитарное знание» также обращено  внимание на гуманитарный характер  философского знания. Здесь указывается на то, что философское знание есть знание принципиально интерпретационное. Рост философского знания, его новизна, неустранимая плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и со-бытийного контекстов с учётом специфики последних. Философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится интерпретируя понимать, что, в свою очередь, «окрашивает» философское знание в герменевтические тона. Герменевтика – один из методов, при помощи которых возможно понимание – соединяется с природными свойствами философского знания. Герменевтика – искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений – «сплетается» с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус.

     Философии  как виду знания присущи также  черты, характерные ещё для одного вида познавательной деятельности – для художественного освоения действительности, т.е.для искусства.

     Что отличает  искусство от других форм познавательной  деятельности?

     Прежде  всего, личностный характер познания, настолько глубокий, что личностно – эмоциональный компонент входит составным элементом в «объект отражения». Если в естественных науках такой компонент вообще элиминируется, а в идеологии и гуманитарном знании он проявляется в некоторой степени, уступая дорогу рационализму, то в художественном творчестве он выдвигается на первый план.

     Философские  произведения, если они действительно  осмысливают бытие человека и окружающую его действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности.

     Родственность  философии и искусства и их  взаимопроникновение, вплоть до  слияния, демонстрируется ещё  тем фактом, что несомненно философские труды нередко обретали форму художественных произведений, а многие выдающиеся поэты и писатели были философами – мыслителями.

     Ещё одна  сторона, или ипостась, философского  познания – его трансцендирующий характер.

    «Трансцендентный»  - понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этому понятию противоположно «имманентное». Для лучшего уяснения того, что такое «трансцендентное», обратимся к его трактовке русским философом С.Л.Франком. Он выделяет в трансцендировании два момента: трансцендирование «во-вне» и трансцендирование «во-внутрь», которые оказываются взаимодополняемыми. Пример тому – любовь в человеческой жизни. Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, её бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь самозабвенно и самоотвержено любимому, переносит – не переставая быть самим собой – средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый – в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащённый привступившим ко мне дарованным мне ты.

     Отмеченные признаки философского знания, объединяемые понятием «трансцендирующее мышление», близко подводят философское знание к религии и мистицизму и позволяют утверждать, что отделными своими сторонами, как и отдельными философскими концепциями, философия подобна этим видам познания.

     Философия  внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. Проявляется  эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами, фиксирующими жизненный опыт индивидов.

     Содержание философского знания включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и использование в повседневной практике.

     Именно  в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж редко, который называется «мудрость». Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость, или мудрое философствование той осью координат, на которой «завязаны» все другие разновидности философских размышлений?

      Из приведённых соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Её предметная специфика как вида научного знания – в предельной обобщённости информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

     Данное  положение вытекает из сопоставления  философии прежде всего с естественными,  а не с общественными науками,  а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях – естественная наука, она входит в комплекс природоведческих дисциплин.

Информация о работе Философия и наука. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук