Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:27, реферат
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрёл научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединённым и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.
Введение.
История развития философии.
Характерные черты и признаки научного знания.
Критерии научности.
Философия и идеология.
Философия и гуманитарное знание.
Философия и искусство.
Философия и трансцендирующее постижение объекта.
Философия и любовь к мудрости.
Вывод.
ГОУ ВПО
ХГУ имени Н. Ф. Катанова
М П С И
кафедра : «Социальной работы»
Контрольная работа
по дисциплине: Философия
на тему: «Философия и наука. Философские проблемы
естественных и гуманитарных наук»
План
Первые философские учения возникли более 2500 лет назад в Индии, Китае, Египте, достигнув своей классической формы в древней Греции.
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Осмысление принципиально новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъектно-объектных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения и ответ на него, как и на множество с ним связанных вопросов, обрёл научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным, отъединённым и от мифологического, и от религиозного мировоззрения.
История
развития философии
Генетический аспект научности философии дополняется структурным аспектом. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе, и в науках о природе. На этой базе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о системности бытия, о пространстве, детерминизме, о познавательных субъектно-объектных отношениях, о всеобщих принципах, методах познания и т.д. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук («атом», «вещество» и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания (пример-«закон сохранения и превращения энергии»). Кстати, наличие целого слоя таких естественнонаучных представлений в философии нередко даёт повод вообще отрицать её специфику и считать, будто она есть не что иное, как совокупность наиболее значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в её составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из признаков её научности.
В структурном плане, со стороны собственно философских понятий и средств познания, философия тоже имеет немало моментов, говорящих о её научности и вхождении, по крайней мере, в некоторых отношениях, в сферу научного знания.
Каковы
же характерные черты, или
Познание
обычно сравнивается с
Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определённым критериям.
Для мифологического
и религиозного знания
Критерии научности следующие:
Все отмеченные
критерии научности применимы
к части содержания
Можно ли считать, что философия – это наука? Если даже философия является наукой, то не в том смысле, в каком таковыми являются науки естественные, а если она не наука, то всё же она имеет признаки научного знания. Наука основана на эксперименте и получении объективной истины. Каждая наука имеет свой эталон точности и доказательности.
Этот эталон (пусть
непохожий на эталон
Когда мы имеем
дело с обществоведческой
Что же такое идеология?
Идеология
определяется как отражение
Идеология, в отличие от науки, «заземлена» не столько на объекте познания, сколько на интересах «субъекта», взятого на социально-групповом его уровне. Если ценность научного знания тем больше, чем полнее и глубже субъект познаёт объективные предметы, то ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже выражает она интересы отдельных социальных групп.
Партийность, о чём только что говорилось, - это определённость социальной позиции субъекта. Из этого следует, между прочим, что партийность отнюдь не есть формальное членство в той или иной партии.
Поскольку
философия оказывается
В содержании
философского знания можно
Объектом
гуманитарных наук является
В книге
В.Г.Кузнецова «Герменевтика и
гуманитарное знание» также
Философии как виду знания присущи также черты, характерные ещё для одного вида познавательной деятельности – для художественного освоения действительности, т.е.для искусства.
Что отличает
искусство от других форм
Прежде
всего, личностный характер
Философские произведения, если они действительно осмысливают бытие человека и окружающую его действительность, тоже оказываются личностными, выражающими личность и переживания философа, его отношение к действительности.
Родственность
философии и искусства и их
взаимопроникновение, вплоть
Ещё одна
сторона, или ипостась, философского
познания – его трансцендирующи
«Трансцендентный» - понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Этому понятию противоположно «имманентное». Для лучшего уяснения того, что такое «трансцендентное», обратимся к его трактовке русским философом С.Л.Франком. Он выделяет в трансцендировании два момента: трансцендирование «во-вне» и трансцендирование «во-внутрь», которые оказываются взаимодополняемыми. Пример тому – любовь в человеческой жизни. Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, её бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь самозабвенно и самоотвержено любимому, переносит – не переставая быть самим собой – средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый – в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащённый привступившим ко мне дарованным мне ты.
Отмеченные признаки философского знания, объединяемые понятием «трансцендирующее мышление», близко подводят философское знание к религии и мистицизму и позволяют утверждать, что отделными своими сторонами, как и отдельными философскими концепциями, философия подобна этим видам познания.
Философия
внутренне связана с
Содержание философского знания включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и использование в повседневной практике.
Именно в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж редко, который называется «мудрость». Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость, или мудрое философствование той осью координат, на которой «завязаны» все другие разновидности философских размышлений?
Из приведённых соображений можно сделать вывод о том, что философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Её предметная специфика как вида научного знания – в предельной обобщённости информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.
Данное
положение вытекает из
Информация о работе Философия и наука. Философские проблемы естественных и гуманитарных наук