Философия и мировоззрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

Происхождение философии – одна из удивительных загадок истории культуры. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3 1.Понятие мировоззрения и его связь с философией………………………...4
2.Типы мировоззрения………………………………………………………..7
Заключение..…………………………………………………………………...11 Список используемой литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

Философия и мировозрен..docx

— 30.99 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3 1.Понятие мировоззрения и его связь с философией………………………...4

2.Типы мировоззрения………………………………………………………..7

Заключение..…………………………………………………………………...11 Список используемой литературы…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Происхождение философии  – одна из удивительных загадок  истории культуры. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Исходя из характера решаемых в  философии вопросов, говорят, что  она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет  сейчас две особо важные для каждого  человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом  всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания  и нормы одного из главных видов  деятельности - познавательной.

Философия - мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В  целом, философия и мировоззрение  не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия - лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались  параллельно - мифологический и религиозный  типы мировоззрения.

Актуальность  данной темы состоит в том, что философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Цель  данной работы - дать представление о мировоззрении и его связи с философией, а также описать три основных типа мировоззрения.

 

 

 

 

 

1.Понятие мировоззрения и его связь с философией.

С раннего детства, осваивая мир, накапливая конкретные знания, обычно все мы время от времени думаем о тайнах мироздания, о судьбах  человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. И в сознании каждого человека постепенно складываются, ещё не совсем чёткие, не вполне последовательные представления, взгляды, позиции по тем вопросам, над которыми издавна размышляли многие поколения философов.

Философия составляет теоретическую  основу мировоззрения, или его теоретическое  ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных  взглядов житейской мудрости, что  составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение  является также философией. Понятие  «мировоззрение» шире понятия «философия».

Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, имеющегося у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий  каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания  действительности. Мировоззрение имеет  огромное практическое значение. Оно  влияет на нормы поведения, на отношение  к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и  интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Важным компонентом мировоззрения  являются идеалы. В них содержится высшая цель стремлений человека к  истине, добру, красоте, справедливости. Идеал служит духовным ориентиром во всей человеческой деятельности, придает  ей осмысленность и целеустремленность. 
          Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.

Следующие по глубине уровни отражения  в этом плане – это мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

Понятийное отражение - это самый  глубинный уровень отражения, связанный  с абстрактным мышлением и  теоретическим познанием. Мировоззрение  на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия.

Таким образом, философия - это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей  сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и  человека.

Отметим еще один - исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия - это  самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший  после мифа и религии.

В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически  заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или  религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Итоговое определение соотношения  философии и мировоззрения можно  сформулировать так: философия - это  система основополагающих идей в  составе мировоззрения человека и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Типы мировоззрения.

Значение мировоззрения  в жизни человека обусловлено  его разумностью. Необходимость  ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает  у каждого человека, у социума  потребность в обобщенной системе  взглядов на мир, на свое место в  нем, на смысл и цель жизни. Любое  мировоззрение - это не набор взглядов и сведений, но определенная система. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.

Выделяют три типа мировоззрения:

- мифологическое;

- религиозное;

- философское.

Мифологическое. Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появления на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире. Сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил.

Мифология (греч. mythos – повествование, сказание) – фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Мифы были тесно связаны  с обрядами, с обычаями народа, они  содержали нравственные нормы и  эстетические представления, сочетали реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, мысли и  чувства.

Главное значение мифов состоит  в том, что они устанавливали  гармонию  между миром и человеком, природой и обществом,  обществом  и  индивидом  и,  таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Элементы мифологического  мировоззрения сохранились в  общественном сознании современного общества. Это мифы об инопланетянах, посещающих нашу планету, о полтергейстах, о  волшебных снадобьях, исцеляющих от всех болезней, и т. п.

Религиозное. На ранней стадии человеческой истории мифология  не  была  единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовало и религиозное мировоззрение.

Религия (от лат. religio - благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. На ранних этапах развития общества мифология и религия составляли единое целое. Так основными элементами религии являлось: мировоззрение (в виде мифа), религиозные чувства (в виде мистических настроений) и культ - обрядов. Вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения.

Религиозное сознание раздваивает  мир на «земной», естественный, постигаемый  органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувствительный. На ранней стадии религиозная вера проявляется в поклонении неким высшим силам, которым приписывались свойства материальных предметов, связям между предметами (вера в кровную связь племени с определенным видом животных и растений), богам и духам. Позднее формируется образ единого Бога – творца всего существующего, блюстителя обычая, традиций, нравственности, духовных ценностей. Бог является духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия  и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности (любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным).  

Мифологическое и религиозное  мировоззрение носило духовно-практический характер и было связано с низким уровнем освоения действительности, зависимостью человека от природы. В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем. Результатом этого явилось создание философского мировоззрения.

Однако и в настоящее время религиозное мировоззрение остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире.

Философское. Философское мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д.

Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое  на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих  проблем в зарождающейся философии  происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому  можно сказать, что философия - это  теоретически сформулированное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система  общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем  человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический  уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

Основной особенностью философского мировоззрения является его критичность  по отношению даже к собственным  исходным тезисам.  
Основные черты философского мировоззрения:

- концептуальная обоснованность;

- систематичность;

- универсальность;

- критичность.

Философское мировоззрение  как высший тип мировоззрения  представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом  и логическом анализе.  

              В отличие от других типов  мировоззрения для философии  характерны доказательность, логическая  обоснованность, аргументированность,  системный характер знаний.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги, можно отметить, что в данной работе не ставилась задача умалить или принизить религиозное сознание и "выпятить", возвеличить - философское.  Здесь вернее оставить за философией и религией (по примеру средневековой концепции "двойственной истины"), каждой - свой путь постижения истины.

Информация о работе Философия и мировоззрение