Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 00:54, реферат
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки. Выработка нового мировоззрения и его претворение в жизнь - сложная и трудная работа. То, что сейчас происходит в культуре, в наших поисках и в дискуссиях, во многом связано с попытками создать элементы и структуры нового мировидения.
1. Введение ……………………………………………………………………………….3 стр.
2.1 Сущность мировоззрения …………………………………………………………......5 стр.
2.2 Специфика философского знания …………………………………………………...16 стр.
2.3 Философия и мировоззрение личности ……………………………………………..17 стр.
3. Заключение …………………………………………………………………………...23 стр.
4. Список литературы……………………………………………………………………25 стр.
На такого рода рассуждения логично было бы возразить: "А зачем современному человеку нужно сомневаться в очевидности, лежащей перед его глазами, изобретать еще что-либо? Ведь есть наука, которая дает вполне достоверные, обоснованные ответы и рекомендации, достаточные для практической жизни".
Вряд ли сегодня мы встретим человека, который бы оспаривал огромное значение науки в наш век. Каждый сможет назвать массу научных открытий XX веха, которые значительно изменили образ жизни современного человека. Но стали ли мы по сравнению с предыдущими эпохами мудрей? На все ли вопросы можем ответить сегодня? Уменьшилось ли количества непознанных явлений и всевозможных заблуждений по сравнению с донаучными эпохами?
Поистине мудрым ответом на эти вопросы явился бы отрицательный ответ. Наука несет человеку не только новые знания и возможности, но и понимание того, что существуют практически неразрешимые задачи, неопределенные жизненные ситуации. Только недалекий человек может решительно заявить, что он знает все, что ему необходимо для жизни. Это мнимое всезнайство сродни мировоззрению первобытного человека, для которого не существовало вопроса, ставившего его в тупик. На все он имел объяснение, восходящее либо к авторитету старших поколений, либо к легенде сотворения мира.
Наука рождается не в атмосфере
остро переживаемого незнания, а.
напротив, она повсюду вторгается
в царство уже сложившихся
представлений об окружающем мире,
и именно поэтому ей приходилось прокладывать
дорогу через костры инквизиции, завоевывая
территорию неопровержимых видимостей,
в истинности которых большинство не сомневалось.
Наука приносит людям логически и эмпирически
удостоверенное знание, охватывающее
достаточно узкий круг явлений, в то же
время накладывает запрет на ряд практических
ожиданий человека, отбрасывая огромное
количество утешительных иллюзий и псевдообъяснений.
Так, например, классическая механика
заставила расстаться с мечтами о вечном
двигателе, химия наложила запрет на алхимические
опыты, развитие анатомии, астрономии
значительно подорвали веру в астрологию
и хиромантию. Наука объяснила многие
природные явления, научилась предупреждать
их разрушительные последствия. Тем не
менее она не всегда способна предсказать
последствия практических применений
своих собственных открытий, о чем убедительно
свидетельствует надвигающаяся на человечество
экологическая катастрофа. Наука так и
не смогла дать достоверных знаний в защиту
или в опровержение идеи бога, бессмертия
души, происхождения человека, возможностей
построения справедливого общества. Наука
не может с уверенностью сказать, что микромир
и космос, или глубинные процессы, происходящие
в душе человека, являются именно такими,
какими они представляются ученым. Тем
более нельзя требовать от науки универсального
знания, которое можно было бы использовать
в сфере индивидуальных жизненных решений
и выборов. Таким образом, с развитием
науки человек не только приобретает новые
знания и возможности, но все больше убеждается
в том, что существует еще масса областей,
которые он не знает и может быть никогда
не узнает.
Нельзя сказать, что этот взгляд на науку является массовым достоянием. Современная наука оказала значительное влияние на обыденное сознание людей. Современный человек уже не может с прежней серьезностью относиться к персонажам религиозных мифов, к чудотворцам, гадалкам, предсказателям. Но потребность в прорицании судьбы, в чуде исцеления, в предсказании исхода какого-либо важного начинания у человека остались. И многие люди склонны требовать теперь от науки такого исчерпывающего, универсального знания, которое бы носило форму провидения и позволяло черпать наставления и предостережения на все случаи жизни. Такого рода мировоззренческая позиция получила название сциентизма.
В массовом сознании сциентистские установки складываются стихийно и проявляются в безграничной вере в то, что все научные открытия - это несомненные блага для человечества, что авторитет ученого является беспрекословным, а научные истины безусловными, не требующими морального обоснования.
Стихийно складывающаяся
С точки зрения теоретического сциентизма каждая проблема, которая не поддается однозначному решению либо описанию строгими научными методами, является "псевдопроблемой". Не менее трагическая ситуация возникает, когда идеология сциентизма распространяется на сферу общественных наук, к которым предъявляют требования разработать универсальную "научную" методологию преобразования общества. В данном случае социальная организация и составляющие ее индивиды рассматриваются только в качестве средства для реализации научных экспериментов.
Подобные программы
Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что основное влияние, которое философия оказывает на сознание человека, - это дать возможность критически посмотреть на свои мировоззренческие суждения. Но философское мировоззрение не сводится к критической позиции человека в отношении к миру. В центре философского мировоззрения находится сам размышляющий человек. И философия для него является всего лишь одним из способов осознания своего "я" в мире людей и вещей.
Действия человека никогда не являются однозначно определенными, запрограммированными. У каждого всегда имеется возможность выбора поступка, а отсюда возможность сомнения в правильности сделанного выбора. Со стороны действующего поступок нуждается в обосновании, оправдании, со стороны окружающих - в понимании. За простыми житейскими поступками могут стоять серьезные философские проблемы, которые нередко являются причиной нравственных терзаний. Например, такие вопросы: оправдывает ли цель средства? Что должно преобладать в деятельности - волевое начало или трезвый расчет, холодный рассудок или чувство долга, ответственности, доброты, любви и т.д.? Как соотнести личные, семейные и гражданские, партийные, национальные, общечеловеческие ценности и интересы и т.д. На эти вопросы нельзя ожидать каких-то универсальных ответов, каждый отвечает по-своему, совершая конкретный поступок. Не исключением в этом отношении являются хорошо всем известные моральные заповеди, которые каждый нормальный человек стремится не нарушать. Такие моральные заповеди как "не убий", "не лги", "не предавай", "не воруй" воспринимаются как очевидные простейшие истины, как надвременная предпосылка человеческого общежития. Тем не менее, совершая конкретный поступок, человек вновь и вновь стремится обосновать ту или иную моральную норму, наполнить ее конкретным содержанием, как бы убедить себя, что он должен сделать именно так, а не по-другому.
Философия помогает человеку сформировать определенный способ своей жизнедеятельности. И философия в данном случае является не просто набором сюжетов, иллюстрирующих возможные ответы на вечные вопросы бытия и смысла существования, но это своего рода способ включения человека в окружающий его мир. Философское осмысление деятельности - это всегда проникновение в общечеловеческий опыт, традиции, это знакомство с системой ценностей и культурой деятельности, выработанной человечеством в целом.
Если человек, делая попытку
ответить на мировоззренческие вопросы,
обращается к философской традиции
решения той или иной проблемы, он имеет
преимущество, не изобретая велосипед,
усвоить опыт предшествующих поколений
как на уровне житейской мудрости, так
и человеческой истории в целом.
И в этом отношении, наверное, правомерно было бы сказать, что для каждого отдельного человека философия, во-первых, это способ осмысления им своей деятельности через обоснование, оправдание, мотивацию; во-вторых, это способ посредством мышления вступать во взаимоотношения с миром, с другими людьми, поколениями, прошлым, настоящим, будущим. Стоит отметить и то, что философия дает человеку не только возможность решения вопросов бытия и действования в мире, но она дает возможность так же и уйти от мира, если он не удовлетворяет человека.
Реально в жизни человек может быть кем угодно, ежедневно выполнять какие угодно функции, но именно тогда, когда он начинает философствовать, рассуждать, анализировать свои поступки, действия, в которых непосредственно выражаются его мировоззренческие принципы, человек приобретает определенную свободу принять или не принять окружающий мир в качестве системы ценностей. И по-видимому, именно в этом смысле можно понять слова М.Мамардашвили: ” Философия – это свобода, осуществленная через философствующего человека”.
Заключение:
Мы рассмотрели соотношение
мировоззрения и философии. Исторически
философия представляла собой систематизированный,
общетеоретический взгляд на мир, и
в этом отождествлялась с
Марксистская философия отвергает задачу построения особой философской «мировоззренческой» картины мира наряду с суммой реальных научных знаний о мире, — пишут авторы работы «Общественное сознание и его формы». Научное мировоззрение — совокупность научных представлений о природе, обществе и человеческом мышлении может быт простроено лишь усилиями всех наук, включая и научную философию. Суть материалистической диалектики заключается в том, что она есть логика развития научного мировоззрения. При социализме научное мировоззрение, основу которого составляет марксизм-ленинизм как цельная и стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов, становится господствующим в духовной жизни общества. «Марксистско-ленинское мировоззрение является научным миропониманием, так как оно опирается на научную картину мира.., оно оценивает общественную жизнь как составную часть материального мира...».
В отличие от науки, философия существовала и существует не только в качестве специализированного знания, но и в менее строгих формах на уровне обыденного сознания. Непрофессиональные философские взгляды составляют основу обыденного мировоззрения. Источником обыденной философии являются социально-психологические традиции масс, искусство и литература, а также повседневный практический опыт.
Для обыденного мировоззрения характерна стихийно-материалистическая ориентация. Это отмечал даже такой субъективный идеалист, как Дж. Беркли. Построения Беркли воспринимаются с привычной материалистической ориентации, как верх абсурда.
На стихийно-материалистических позициях стоят и многие учёные. Однако их мировоззрение отличается от обыденного научным стилем мышления.
Другая сторона обыденной
Как видим, философская основа обыденного мировоззрения напоминает домарксов материализм. Здесь уместно вспомнить, что К. Маркс и Ф. Энгельс прямо называли французский материализм XVII в. философией здравого смысла.
Список литературы:
Информация о работе Философия и мировоззрение и их соотношение