Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:18, реферат
Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не
только потому,что он сложен по своему смыслу,но еще и потому,
что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрожде-
ния не было ничего эпатирующего в том,что Леонардо да Винчи
называл живопись "истинной философией",поскольку живопись,по
его словам,самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная
миссия признавалась за поэзией и за архитектурой.
Реферат: "Философия и искусство"
Вопрос о соотношении
только потому,что он сложен по своему
смыслу,но еще и потому,
что это соотношение исторически менялось.
Для эпохи Возрожде-
ния не было ничего эпатирующего в том,что
Леонардо да Винчи
называл живопись "истинной философией",поскольку
живопись,по
его словам,самостоятельно обнимает первую
истину.Аналогичная
миссия признавалась за поэзией и за архитектурой.Искусство
в
эпоху Возрождения вмещало в себя весь
состав фундаментальных
мыслей о мире,и поэтому оно шло рука об
руку с философией.
Обособление эстетики,с одной стороны,и
эмансипация фило-
софии от теологии - с другой,привели к
необходимости установ-
ления более четкого соотношения между
этими формами духовной
деятельности, так же как это происходило
и в сфере соотноше-
ния исскуства и науки. Для ХЎХ века на
первый план выдвину-
лась проблема иерархического строения
здания гуманитарных
наук. Так,Шеллинг и романтизм вообще,ставя
искусство (особен-
но музыку) выше науки, провозглашали его
главенство и над
философией, а Гегель, наоборот, при всей
признаваемой им зна-
чимости эстетического венчал здание
самопознания абсолютной
идеи его высшей формой - философией.
Однако с кризисом рационализма изменился
и тот смысл,ко-
торый привносился западной философией
в вопрос о соотношении
искусства и философии. Стремление отчетливо
развести эти фор-
мы и установить между ними иерархическую
субординацию смени-
лось как бы возвратившейся исторической
тенденцией к их сов-
мещению или даже почти отождествлению.
Однако в отличие от
ушедших исторических эпох это очередное
сближение исскуства
и философии происходило уже на иных основаниях.Уже
не поэзия,
не живопись и не музыка, а художественная
проза признавалась
естественной сферой этого содружества,
и уже не искусство
уподоблялось философии, что предполагает
где-то в своей глу-
бине большую значимость философии, но
философия стала уподоб-
ляться художественной прозе,что,напротив,
предполагает исход-
ное превосходство искусства (продолжение
линии романтиков).
Сначала А.Шопенгауэр и Ф.Ницше , затем
Г.Риккерт и А.Бергсон
объединили философию и искусство на том
основании, что они
одинаково далеко отстоят от практики
и что то и другое есть
целостное "созерцающее" постижение
жизни, использующее не
столько логику понятий, сколько иррациональную
интуицию. Пло-
дом этого совмещения стал новый жанр
литературы - "интеллек-
туальная романистика" (Т.Манн и другие).
Естественно, что та-
кое сближение осуществлялось только
в рамках тех направлений
философии, которые строились на тезисе
о бессилии логико-
понятийных познавательных средств и
потому неизбежно должны
были ориентироваться на "сверхпонятийные"
- художественные -
способы постижения истины.Таково было,
например, направление
экзистенциализма, в русле которого творили
А.Камю, Г.Марсель,
и Ж.П.Сартр; их философские сочинения
были насквозь художест-
венны, а художественные - насквозь философичны.
Вопрос о соотношении искусства и философии
действитель-
но является очень сложным и многоплановым.
Между этими двумя
видами духовной деятельности человека,
несомненно, есть глу-
бокое родство,но нет полного внутреннего
тождества.Философия
и искусство, как говорил М.М.Бахтин,"нераздельны,но
и неслия-
нны". Совместно противостоя на современном
этапе развития
культуры науке благодаря отсутствию
у них конкретного объек-
та познания, эти формы духовной деятельности
все же противо-
поставимы с точки зрения своих познавательных
средств, конеч-
ной цели и своего языка. Философия в этом
смысле ближе к
науке - она тяготеет к логико-понятийному
аппарату, к систе-
матичности, к тому, чтобы высветить свои
выводы в рациональ-
но-воспроизводимых формах рассуждения.
Исскуство же в принци-
пе ориентировано на образно-символические
формы познания и
выражения, которые не предполагают своей
рассудочной вос-
производимости. Раскрыть и прокоментировать
смысл образа или
символа можно только с помощью другого
(изоморфного) символа
или образа. Растворить смысл образа в
понятиях невозможно,
как невозможно и лишить его индивидуально-личностной
окраски
путем обобщающей абстракции. Возможна
лишь относительная ра-
ционализация смысла образа или символа,
но при этом сразу же
изменится и познавательная парадигма
: из сферы искусства
данный смысл, подвергшийся рационализации,
сразу же перейдет
в область науки и философии.
Исскуство и философия, таким образом
- это взаимозависи-
мые, но различные формы общественного
сознания, которые, не-
смотря на всю близость (но не тождественность)
своих содержа-
тельных областей, на свою равную направленность
на предельно
общие вопросы духа и бытия, отличаются
методом познания и вы-
ражения. Философия, в сущности, может
быть (хотя это и не
всегда так) растворена в понятиях и подана
в безличной форме
(хотя бы в педагогических целях), искусство
же не поддается
такому - педагогическому - растворению
и обезличиванию.Здесь
схвачены как бы разные модусы человеческого
сознания,его раз-
ные состояния и разные по форме виды деятельности.
Это много-
различие духовных состояний - одно из
самых ценных свойств
человеческого сознания.Унификация смыслов,их
сведение к одно-
му знаменателю обедняет как сами смыслы,так
и самого унифика-
тора.
Сказанное, конечно, не значит, что художественная
проза
не должна "философствовать", а философия
должна оперировать
только сухими рассудочными схемами. Любое
сближение противо-
положностей рождает новое, третье, качество,
не аннулируя ис-
ходную пару. Так, "интеллектуальная
романистика", обогатив
европейскую культуру именами Т.Манна
и Ж.П.Сартра, отнюдь не
"отменила" тем самым "внероманную"
философию и "внефилософ-
скую" прозу.Культура живет в своих
самых разных формах и раз-
новидностях, и она только выигрывает
в этом богатстве от пе-
риодически возникающих скрещений. Искусство
и философия по-
разному - в этом и состоит их ценность
- удовлетворяют выс-
шие потребности духа.Чем свободней и
многоразличней духовная
жизнь общества, тем естественней и органичней
оно развивает-
ся.
В общем плане проблема соотношения целого
и его частей
традиционно предполагала решение таких
вопросов, как :
1).Является ли целое суммой частей или
оно есть нечто качест-
венно иное.
2).Что чему предшествует - часть целому
или целое части.
3).Какова связь между целым и его частями,
а также между са-
мими этими частями внутри целого - имеет
ли эта связь при-
чинный характер.
4).Познается ли целое через части или же
части могут быть
познаны лишь на основе знания о включающим
их в себя
целом.
Вплоть до повсеместного распостранения
системного под-
хода все эти главные вопросы решались
либо механически-сумма-
тивно, либо идеалистически-интегративно.
Попытаемся ответить на четыре поставленных
вопроса с
диалектико-материалистических позиций.Вопрос
первый : как со-
относятся целое и его части? Целое представляет
собой такое
единство своих частей, которое обладает
новыми качественными
свойствами, никак не выводимыми из составляющих
его частей.
Возьмем молекулу воды. Это пример сравнительно
простой систе-
мы. Сам по себе водород, два атома которого
образуют эту сис-
тему, горит, а кислород, один атом которого
входит в нее,под-
держивает горение. Система же, образуемая
из этих элементов,
вызвала к жизни совсем иное, именно интегративное
свойство:
вода гасит огонь. Атомы всех химических
элементов,образуя мо-
лекулы и входя в такие системы,как органы
и другие структуры
организма человека, обретают новые интегративные,
то есть за-
висящие от объемлющего их целого, свойства,которые
поднимают
структурную организацию материи на иной
уровень.
Еще Сократ заметил, что лицо связывает
в единое целое
свои части : губы, рот, нос, глаза, уши,
подбородок, щеки. И
как бы ни различались по виду и по функциям
все части лица,и
как бы ни были сходны, сами по себе они
не образуют лица.
Лицо есть нечто единое, целое. Оно неразделимо
и несводимо к
тем частям, из которых состоит,без потери
своей качественной
определенности как именно лица. Оно объединяет
части, охваты-
вает их все и образует уникальное целое,
обладающее новыми
интегративными свойствами. В двуполых
биологических видах ни
одна отдельная особь не может дать потомства
без участия осо-
би другого пола, и это не простая сумма
ранее разрозненных
свойств,а следствие их интегративного,целостного
объединения.
Итак, целое - это такая сущность, которая
не сводится к
простой сумме составляющих ее частей.
Как же соотносятся качества целого и
частей? Целое ус-
тойчивей своих частей. По отношению к
ним оно выступает в ви-
де своего рода "каркаса",который
обладает большой относитель-
ной устойчивостью. Это похоже на костер
: дрова подкладывают-
ся, сгорают и улетучиваются, а пламя в
целом остается.
Однако и целое не вечно : будучи выражением
момента от-
носительной устойчивости бытия, оно не
является вместе с тем
абсолютно неизменной сущностью. Принцип
развития как раз и
заключает в себе идею качественных сдвигов
в области устойчи-
вых целостных структур, в то время как
текучесть частей цело-
го, их материальная неустойчивость и
постоянное изменение
своего вещественного состава не являются
атрибутами развития,
но только - показателями постоянно происходящих
в природе из-
менений.
Из выше сказанного уже ясно, что постановка
вопроса о
том, что предшествует: часть - целому или
целое - части (воп-
рос второй), метафизична в своей основе,
и это отмечал уже
Гегель. О предшествовании речь может
идти только в случае,
если целое понимается идеалистически
: как нечто предшествую-
щее возникновению материи вообще в качестве
ее источника и
(или) прообраза. В случае же, если категории
части и целого
имеют равноправное онтологическое толкование
как атрибуты са-
мого бытия, то ни части (в качестве именно
частей данного це-
лого) не существуют до и без целого, ни
целое не существует
до и вне своих частей. Таким образом, категории
целого и час-
ти
с другом, причем это соотношение носит
характер
тей, так и самого целого.
Из такой соотносительной природы категорий
части и цело-
го, подчеркивающей их одновременность,
вытекает и ответ на
третий вопрос - о характере связи между
целым и его частями,
а также между частями внутри самого целого.
Известно, что в
системах действует принцип симметричной
взаимозависимости,на-
зываемый в науке принципом функциональной
корреляции (соот-
ветствия). Ни одна часть не может измениться
без того, чтобы
не изменились другие части, и это изменение
носит синхронный
характер. Действующая в системном целом
обратная связь обес-
печивает устойчивость целого в пределах
данной качественной
определенности. Наряду с корреляцией
в системном целом дей-
ствует также и субординационная связь,
отражающая сложное
внутреннее устройство системы, где одни
части по своей зна-
чимости могут уступать другим и подчиняться
им в общем деле
сплочения всех элементов в единое целое.
Выражая тип связи
между сосуществующими в целом явлениями,
корреляция и субор-
динация отнюдь не отрицают детерминизма
вообще, а вместе с
тем и генетического причинного детерминизма,который
в данном
случае выступает как опосредствованый
иными системными прин-
ципами, в силу чего действие может выражаться
в форме кор-
релятивных зависимостей (вуалирующих
причинную связь).
Наконец, ответим на четвертый вопрос
- о гносеологичес-
кой значимости категорий целого и части.
Что через что поз-
нается:целое через свои части или части
через целое? И здесь
своя диалектика: познание частей и целого
осуществляется
одновременно. Выделяя части, мы сразу
же познаем их не как
обособленные явления, взятые сами по
себе,а как именно части
данного целого. С другой стороны, познавая
целое, мы также
сразу же имеем в виду и его разделенность
на части. Без час-
тей нет целого, без целого нет частей.
Целое есть
выделяем в нем соответствующие части
и выясняем характер их
связи.Однако недостаточно изучить части
без их связи с целым:
знающий только части еще не знает целого.
Так,отдельный кадр
в кино можно понять по-настоящему, лишь
как элемент всей кар-
тины в целом. С другой стороны, обилие
частностей может зас-
лонить целое. Это характерная черта эмпиризма.
Вопрос о гносеологической значимости
категорий части и
целого наиболее важен в методологическом
отношении, ибо он
позволяет адекватно осмыслить эвристическую
значимость прин-
ципа редукции (сведения сложного к более
простому) с тем,что-
бы избежать опасности редукционизма.
Редукционизм далеко не
однозначен, он имеет многообразные формы,
однако во всех слу-
чаях следует видеть его ограниченность
и необходимость пере-
хода к интегративности (то есть к системному
подходу) как
способу реконструкции "разрушенной"
целостности. Принцип ре-
дукции имеет смысл только как рабочий
инструмент познания,
применяемый для достижения сознательно
поставленных промежу-
точных целей. Зрелый и изощренный ум схватывает
события с са-
мого начала в целом, наблюдает их как
бы сверху, улавливая
общую суть единого, а потом уже вникает
в детали,с тем чтобы
осмыслить целое во всей его внутренне
дифференцированной глу-
бине - сущностно.
1.Спиркин А.Г. Основы философии.Учебное
пособие.- Москва,1988
2.Введение в философию.Учебник для высших
заведений.- Москва,
1989
3.Философия, 100 экзаменационных ответов.
Экзаменационный
экспресс-справочник.- Ростов-на-Дону,
"Март",1999