Философия и искусство

Автор: Иван *, 27 Сентября 2010 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не
только потому,что он сложен по своему смыслу,но еще и потому,
что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрожде-
ния не было ничего эпатирующего в том,что Леонардо да Винчи
называл живопись "истинной философией",поскольку живопись,по
его словам,самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная
миссия признавалась за поэзией и за архитектурой.Искусство в
эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных
мыслей о мире,и поэтому оно шло рука об руку с философией.
Обособление эстетики,с одной стороны,и эмансипация фило-
софии от теологии - с другой,привели к необходимости установ-
ления более четкого соотношения между этими формами духовной
деятельности, так же как это происходило и в сфере соотноше-
ния исскуства и науки. Для ХЎХ века на первый план выдвину-
лась проблема иерархического строения здания гуманитарных
наук. Так,Шеллинг и романтизм вообще,ставя искусство (особен-
но музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над
философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им зна-
чимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной
идеи его высшей формой - философией.

Работа содержит 1 файл

ИСКУСТВО И ФИЛОСОФИЯ.rtf

— 50.13 Кб (Скачать)
>менений.

     Из выше сказанного уже ясно, что  постановка  вопроса о

том, что предшествует: часть - целому или целое - части (воп-

рос второй), метафизична в своей основе, и это  отмечал  уже

Гегель. О предшествовании  речь  может  идти только в случае,

если целое понимается идеалистически : как нечто предшествую-

щее возникновению материи вообще в качестве  ее  источника и

(или) прообраза. В случае же, если  категории части и целого

имеют равноправное онтологическое толкование как атрибуты са-

мого бытия, то ни части (в качестве именно частей данного це-

лого) не существуют до и без целого, ни целое не  существует

до и вне своих частей. Таким образом, категории целого и час-

ти

с другом, причем  это  соотношение носит характер  

тей, так и самого целого.

     Из такой соотносительной природы категорий части и цело-

го, подчеркивающей  их  одновременность, вытекает и ответ на

третий вопрос - о характере связи между целым и его  частями,

а также между частями внутри  самого целого. Известно, что в

системах действует принцип симметричной взаимозависимости,на-

зываемый в науке  принципом  функциональной корреляции (соот-

ветствия). Ни одна часть не может измениться без того, чтобы

не изменились другие части, и это изменение носит синхронный

характер. Действующая в системном целом  обратная связь обес-

печивает устойчивость целого в пределах данной  качественной

определенности. Наряду с корреляцией  в  системном целом дей-

ствует  также и субординационная  связь, отражающая  сложное

внутреннее  устройство  системы, где одни части по своей зна-

чимости  могут уступать другим и подчиняться им в общем деле

сплочения всех элементов в единое целое. Выражая  тип  связи

между сосуществующими в целом  явлениями, корреляция и субор-

динация отнюдь  не  отрицают детерминизма вообще, а вместе с

тем и генетического причинного детерминизма,который в данном

случае  выступает как опосредствованый иными системными прин-

ципами, в силу  чего  действие  может выражаться в форме кор-

релятивных зависимостей (вуалирующих причинную связь).

     Наконец, ответим на четвертый  вопрос - о гносеологичес-

кой значимости  категорий  целого и части. Что через что поз-

нается:целое через свои части или части через целое? И здесь

своя диалектика: познание  частей  и  целого  осуществляется

одновременно. Выделяя части, мы сразу же познаем их  не  как

обособленные явления, взятые сами по себе,а как именно части

данного целого. С другой  стороны, познавая  целое, мы также

сразу же имеем в виду и его разделенность  на части. Без час-

тей нет целого, без  целого  нет частей. Целое есть  

выделяем в нем соответствующие части и выясняем  характер их

связи.Однако недостаточно изучить части без их связи с целым:

знающий только части еще не знает целого. Так,отдельный кадр

в кино можно понять по-настоящему, лишь как элемент всей кар-

тины в целом. С другой стороны, обилие  частностей может зас-

лонить целое. Это характерная черта эмпиризма.

     Вопрос о гносеологической значимости категорий  части и

целого наиболее  важен в методологическом  отношении, ибо он

позволяет адекватно осмыслить эвристическую  значимость прин-

ципа редукции (сведения сложного к более простому) с тем,что-

бы избежать опасности редукционизма. Редукционизм  далеко не

однозначен, он имеет многообразные формы, однако во всех слу-

чаях следует видеть его ограниченность и необходимость  пере-

хода  к  интегративности (то есть к системному  подходу) как

способу  реконструкции "разрушенной" целостности. Принцип ре-

дукции имеет смысл только как  рабочий  инструмент  познания,

применяемый для достижения сознательно поставленных  промежу-

точных целей. Зрелый и изощренный ум схватывает события с са-

мого начала в целом, наблюдает  их  как бы сверху, улавливая

общую суть единого, а потом уже вникает в детали,с тем чтобы

осмыслить целое во всей его внутренне дифференцированной глу-

бине - сущностно. 
 
 

                  

1.Спиркин А.Г. Основы философии.Учебное пособие.- Москва,1988 

2.Введение в философию.Учебник для высших заведений.- Москва,

  1989 

3.Философия, 100 экзаменационных ответов. Экзаменационный

  экспресс-справочник.- Ростов-на-Дону, "Март",1999

Информация о работе Философия и искусство