Автор: Иван *, 27 Сентября 2010 в 20:50, контрольная работа
Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не
только потому,что он сложен по своему смыслу,но еще и потому,
что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрожде-
ния не было ничего эпатирующего в том,что Леонардо да Винчи
называл живопись "истинной философией",поскольку живопись,по
его словам,самостоятельно обнимает первую истину.Аналогичная
миссия признавалась за поэзией и за архитектурой.Искусство в
эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных
мыслей о мире,и поэтому оно шло рука об руку с философией.
Обособление эстетики,с одной стороны,и эмансипация фило-
софии от теологии - с другой,привели к необходимости установ-
ления более четкого соотношения между этими формами духовной
деятельности, так же как это происходило и в сфере соотноше-
ния исскуства и науки. Для ХЎХ века на первый план выдвину-
лась проблема иерархического строения здания гуманитарных
наук. Так,Шеллинг и романтизм вообще,ставя искусство (особен-
но музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над
философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им зна-
чимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной
идеи его высшей формой - философией.
Из выше сказанного уже ясно, что постановка вопроса о
том, что предшествует: часть - целому или целое - части (воп-
рос второй), метафизична в своей основе, и это отмечал уже
Гегель. О предшествовании речь может идти только в случае,
если целое понимается идеалистически : как нечто предшествую-
щее возникновению материи вообще в качестве ее источника и
(или) прообраза. В случае же, если категории части и целого
имеют равноправное онтологическое толкование как атрибуты са-
мого бытия, то ни части (в качестве именно частей данного це-
лого) не существуют до и без целого, ни целое не существует
до и вне своих частей. Таким образом, категории целого и час-
ти
с другом, причем
это соотношение носит характер
тей, так и самого целого.
Из такой соотносительной природы категорий части и цело-
го, подчеркивающей их одновременность, вытекает и ответ на
третий вопрос - о характере связи между целым и его частями,
а также между частями внутри самого целого. Известно, что в
системах действует принцип симметричной взаимозависимости,на-
зываемый в науке принципом функциональной корреляции (соот-
ветствия). Ни одна часть не может измениться без того, чтобы
не изменились другие части, и это изменение носит синхронный
характер. Действующая в системном целом обратная связь обес-
печивает устойчивость целого в пределах данной качественной
определенности. Наряду с корреляцией в системном целом дей-
ствует также и субординационная связь, отражающая сложное
внутреннее устройство системы, где одни части по своей зна-
чимости могут уступать другим и подчиняться им в общем деле
сплочения всех элементов в единое целое. Выражая тип связи
между сосуществующими в целом явлениями, корреляция и субор-
динация отнюдь не отрицают детерминизма вообще, а вместе с
тем и генетического причинного детерминизма,который в данном
случае выступает как опосредствованый иными системными прин-
ципами, в силу чего действие может выражаться в форме кор-
релятивных зависимостей (вуалирующих причинную связь).
Наконец, ответим на четвертый вопрос - о гносеологичес-
кой значимости категорий целого и части. Что через что поз-
нается:целое через свои части или части через целое? И здесь
своя диалектика: познание частей и целого осуществляется
одновременно. Выделяя части, мы сразу же познаем их не как
обособленные явления, взятые сами по себе,а как именно части
данного целого. С другой стороны, познавая целое, мы также
сразу же имеем в виду и его разделенность на части. Без час-
тей нет целого, без
целого нет частей. Целое есть
выделяем в нем соответствующие части и выясняем характер их
связи.Однако недостаточно изучить части без их связи с целым:
знающий только части еще не знает целого. Так,отдельный кадр
в кино можно понять по-настоящему, лишь как элемент всей кар-
тины в целом. С другой стороны, обилие частностей может зас-
лонить целое. Это характерная черта эмпиризма.
Вопрос о гносеологической значимости категорий части и
целого наиболее важен в методологическом отношении, ибо он
позволяет адекватно осмыслить эвристическую значимость прин-
ципа редукции (сведения сложного к более простому) с тем,что-
бы избежать опасности редукционизма. Редукционизм далеко не
однозначен, он имеет многообразные формы, однако во всех слу-
чаях следует видеть его ограниченность и необходимость пере-
хода к интегративности (то есть к системному подходу) как
способу реконструкции "разрушенной" целостности. Принцип ре-
дукции имеет смысл только как рабочий инструмент познания,
применяемый для достижения сознательно поставленных промежу-
точных целей. Зрелый и изощренный ум схватывает события с са-
мого начала в целом, наблюдает их как бы сверху, улавливая
общую суть единого, а потом уже вникает в детали,с тем чтобы
осмыслить целое во всей его внутренне дифференцированной глу-
бине - сущностно.
1.Спиркин А.Г. Основы
философии.Учебное пособие.- Москва,1988
2.Введение в философию.Учебник для высших заведений.- Москва,
1989
3.Философия, 100 экзаменационных ответов. Экзаменационный
экспресс-справочник.- Ростов-на-Дону, "Март",1999