Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:53, реферат
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».
Введение
Понятие философии
Любовь к мудрости
Предмет и «части» философии
Искусство
2.1 Искусство как философское понятие
2.2 Искусство и эстетическое освоение действительности
2.3 Философия искусства
3. Взаимодействие искусства и философии
3.1 Влияние и проникновение философии в искусство
3.2 Влияние и вхождение искусства в философию
Заключение
Список использованной литературы
В наше время понятие искусства расширило свои рамки и называет искусным любое мастерство, тем самым, возвращаясь к истокам самого слова.
История
позволяет легко проследить, как
развивалось искусство. Первые произведения
искусства появились
Фундамент
для развития искусства в нашем
сегодняшнем понимании этого
слова заложили цивилизации древних
греков и египтян, индийские и
китайские представления о
Уже с появлением идей классицизма, понимания всемирной закономерности вещей, в искусство приходит рациональность, физическая точность, предметность. С развитием общества, появлением большого количества образованных людей, стили в искусстве начинают менять один другой с феерической скоростью. В ХХ столетии художники не могли обойти мимо явления разрушительных и бесчеловечных войн. Усложнение сознания и мышления современного человека привело к размываниям границ между видами искусств и созданию синтетического целого.
Именно
потому, что искусство балансирует
на грани красивости и истинности
изображения реальности, существует
так много разветвленных
Зачем человеку искусство – можете спросить вы? Это то, что отличает его от животных, поскольку никто, кроме человека, не стремится создавать и любоваться произведениями искусства. Искусство нужно для того, чтобы направить человека в пути достижении гармонии, к которой он стремится, помочь донести свои идеи до больших масс; искусство заставляет нас стремиться разгадать загадку мира и может излечить, может развлечь, а может погрузить в ритуальный транс; произведения искусства может быть коммерческим продуктом, а может быть эфемерными философскими идеями.
В
конце ХХ столетия наметилась тенденция
по общей коммерциализации искусства.
Если ранее, обладать произведениями искусства
и находится среди них –
было признаком определённого
2.3 Философия искусства
Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом специального воспроизводства. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство; оно "никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала - рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью".
Искусство
служит средством самовыражения
человека, и, следовательно, предметом
искусства являются как отношения
человека и мира, так и сам человек
во всех его измерениях - психологическом,
социальном, нравственном и бытовом.
Гуманитарные науки - и психология,
и социология, и этика, и т.п. - также
имеют своим предметом
Искусство, зародившись еще в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в античности, но и в то время оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством назывались и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс обособления собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
Две
черты составляют особенность искусства.
Во-первых, мир этот не есть порождение
чистого вымысла, не имеющего никакого
отношения к действительному
миру. У автора может быть исключительно
могучая фантазия, но то, что изображено
в художественном произведении, к
какому бы направлению и жанру
оно ни относилось, являет собой
своеобразную реальность, созданную
по аналогии с объективной реальностью.
Во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Художник интуитивно вкладывает в свое произведение помимо того, что входит в его замысел, и нечто, идущее из сферы бессознательного. В результате подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемость истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов. Этому способствует и значительная субъективность восприятия искусства. Ведь его содержание не передается полностью в рациональных терминах языка, как в науке. Для эмоций же их терминологическое обозначение лишь знак - под одним знаком скрывается огромное количество индивидуальных чувств и соответственно восприятий.
Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру, как субъект объекту, и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие.
Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается синкретической силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, человек сразу же внутренне настраивается на как бы "фрагментарное" мышление о мире, "забывая все", что ему не пригодится для восприятия данного текста, то, настраиваясь на чтение художественного произведения, он активизирует в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия, и свое самое потаенное Я. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован восприятием искусства. Поэтому основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Синтетической
силой искусства во многом объясняется
тот удивлявший философов факт, что
среди всего многообразия видов
духовной деятельности нет ничего,
что имело бы равное по своей силе
социальное воздействие на человека.
Это знали уже в античности.
Искусство нередко даже пугало людей
своей таинственной силой. Так, высказывалось
мнение, что любое стремящееся
к порядку государство должно
запретить музыку (да и другие искусства),
ибо она размягчает нравы и
делает невозможной строгую
В
XIX и XX вв. на первый план выдвинулась
проблема соотношения искусства
и идеологии. Будучи облечены властью,
идеологические системы, вбирающие
в себя политические, моральные и
другие установки каждого данного
общества, нередко стремятся к
подавлению свободы искусства, к
его политизации. Естественно, при
этом смысловая сторона
Вульгаризаторские
подходы к идеологическому
Требование
свободы художественного
Роль
искусства в общественной жизни
трудно переоценить. Любое глубокое
переустройство общественных порядков
всегда подготавливалось при активном
участии искусства. Так было и
в античности, и в эпоху Возрождения.
Так было и в начале 1980-х гг.,
когда именно его творцы как бы
исподволь подготовили мощный взрыв
социальной активности в нашей стране.
Не случайно именно искусство быстрее,
чем, скажем, наука или право, отреагировало
на изменение барометра
Таким образом,
художественное сознание и его высшая
форма - искусство - являются необходимейшей
частью общественного сознания, обеспечивающей
его целостность и мобильность,
его поисковую направленность в
будущее, его нравственно-
Искусство,
создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие
до всечеловеческих символов, выражает
смысл всего исторического
Относясь
к искусству, как к способу
своего целостного самовыражения, человек
всегда видел в нем средство для
обеспечения бессмертия всех других
своих достижений. Исторически значимые
личности и их дела воспеваются в
фольклоре, любое социально значимое
событие находит свое отражение
в живописи или архитектуре, музыке
или поэзии. Так, "Слово о полку
Игореве" неизвестного русского автора
конца XII в., Ленинградская симфония
Д.Д. Шостаковича, написанная в годы
блокады, мемориальный комплекс в Волгограде
- это выражения исторической памяти
народа.