Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:33, реферат
Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера. К числу естественных наук относятся физика, химия, биология, геология.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. История взаимоотношения естествознания и философии………………..……4
1.1. до XVIII вв. …………………………………………………………………......4
1.2. XIX- начало XX вв. …………………………………………………………….6
2. Философские основания естествознания…………………………………………..9
2.1. Философия и естественнонаучные знания……………………………………9
2.2. Предметы знания науки и метафизики……………………………………….10
3. Взаимосвязь философии и науки……………………………………………….13
3.1. Методологические различия в естественнонаучной и философской постановке вопросов………………………………………………………....…….13
3.2.Значение философского познания для естественнонаучного исследования.16
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы
Взаимосвязь
философии с естествознанием заключена
в самих предметах их познания: методом
познания естественных наук являются
специфические законы природы; предметом
познания диалектического материализма
являются всеобщие законы природы, общества
мышления. Философия влияет на естественнонаучное
знание уже в силу того, что любая человеческая
деятельность носит целенаправленный
характер, проявляющийся в теоретической
и практической деятельности. А значит,
философские представления оказывают
воздействие не только на мировоззренческие
выводы из достижений частных наук, но
и на специфические теории и экспериментальную
часть науки. Исходя из цели познания,
отбираются факты, а это значит, что на
экспериментальной стадии научных исследований
сказывается влияние общефилософских
представлений.
2.2. Предметы
знания науки и метафизики
Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом существующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области явлений, он определил философию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту область знания «госпожой наук», считая что другие науки, как рабыни, не могут сказать ей против ни единого слова. В размышлениях Аристотеля отражено характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и специальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течение многих веков. Подход Аристотеля надежно утвердился в сознании философов титулами «королева наук» и «наука наук».
Вместе
с накоплением отдельных знаний по всем
сферам человеческой деятельности происходило
самоопределение философии: она все более
сосредотачивалась на всеобщих проблемах
бытия и познания.
Становление теоретического естествознания
начинается с XVII века благодаря бурному
развитию материального производства.
Начинается процесс разграничения метафизического
и естественнонаучного знания. Метафизика
стремилась вогнать естествознание в
искусственные схемы мироздания, проистекавшие
из религиозных концепций.
Гегель всякую науку рассматривал как прикладную логику. Для него законы и категории духа первичны по отношению к материальным явлениям, логическое первично по отношению к историческому. Дальнейшее распространение получила теория Конта. Он и его последователи доказывали, что наука не нуждается в организующей ее философии. Позитивизм Конта послужил одним из важнейших источников философии эмпириокритицизма, который был начальным этапом эволюции позитивизма и субъективно-идеалистическим толкованием достижений естествознания в конце XIX начале XX веков.
Философы-материалисты с большим уважением относились к достижениям естественных наук. Как отмечал. Энгельс, материализм означает понимание природы такой, как она есть. Философские вопросы естествознания исторически менялись со временем. С развитием науки философия не могла уже охватывать все возрастающую сумму знаний о мире и подменять конкретные науки в разработке единой картины мира. Это приводило в противоречиям внутри самих философских теорий. Философские проблемы естествознания возникают на стыках различных дисциплин (в т.ч. научной философии), их разработка и решение выступают в качестве одной из важных форм интеграции научного знания. Философские проблемы естествознания имеют своим предметом исследование и раскрытие весьма общих свойств, законов структурной организации, изменения и развития различных типов материальных систем; выражение найденных законов не только в качественной, но и по возможности, в количественной форме (в виде математических уравнений); исследование закономерностей научного познания (логики и методологии, психологии, истории наук); анализ дифференциации и интеграции научного знания; изучение социальных аспектов научных открытий; философское обоснование теорий, определение степени универсальности, общих категорий, законов и принципов; изменение динамики роста и перспективы развития.
Философия естествознания одновременно можно считать и единой наукой, и промежуточным звеном между философией и фундаментальными науками. Это определяется тем, что философия естествознания – систематизированная наука с мировоззренческим и социальным содержанием. Вместе с тем, в фундаментальных дисциплинах постоянно накапливаются философские знания, обобщаемые философией естествознания как наукой.
Философия имеет своим предметом изучение наиболее общих свойств и законов материального мира и его познания. Эти свойства – всеобщие характеристики различных типов материальных систем. В качестве законов выступают всеобщие законы структурных отношений, изменения и развития материальных и познавательных систем в обществе, с помощью которых человек отражает и изменяет объективный мир. Философские категории, принципы и законы – источник новых идей для естествознания.
Анализ оснований естественнонаучных теорий требует рассмотрения теории как логической системы, состоящей из исходных терминов и предложений теории, связанных логическими законами и правилами, здравым смыслом.
Каждая
из естественных наук имеет различного
рода проблемы: собственные, логические,
методологические, философские и другие.
Философская проблема естественнонаучной
теории – это проблема, решение которой
возможно только при обращении к философским
основаниям. Примером может служить проблема
диалектических закономерностей отображения
теориями действительности, проблема
анализа содержания и формы теории и другие.
Иллюстрацией может послужить пример из математики. В данной науке существует немало логических проблем, т.е. проблем, решение которых опирается на логику. Например, задача вывести из аксиомы теорему является логической проблемой.
Какая из логик может быть логическим основанием данной математической теории? Каковы методы апробирования пригодности той или иной логики? В данных вопросах формулируются многие методологические проблемы математики.
При этом возникают вопросы: почему мы утверждаем пригодность той или иной логики? Почему пользуемся данным критерием обоснования теории? Это вопросы философских проблем математики. Решение этих вопросов опирается не только на логическое, но и на философско-методологическое основание математической теории. Выбор философско-методологического основания определяется практической и теоретической значимостью выбираемой философской системы в целом. Если решить задачу, опираясь только на логический метод, невозможно, то следует обратиться к фундаментальному основанию теории, а именно, к философско-методологическому.
Таким основанием является диалектико-материалистический принцип соотношения объективной действительности познания. Согласно этому принципу теория должна быть адекватным отражением объективной действительности. Теория должна состоять только из истинных предположений. Противоречия должны быть запрещены. Поэтому методологический принцип непротиворечивости имеет в качестве своего основания философский принцип. Требование непротиворечивости, в свою очередь, определяет выбор той или иной логики в качестве логического основания теории. Значит, философское основание теории определяет ее логическое основание.
Естественные науки в наибольшей мере участвуют в разработке научной картины мира, определяющей содержание миропонимания в структуре мировоззрения. Эта картина представляет собой совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и следствий. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о мире, проверенные и подтвержденные практикой.
Научная
картина мира – целостная концептуальная
система, дающая интегральное представление
о природе и обществе. Методологические
различия в естественнонаучной и философской
постановке вопросов рассмотрим на примере
понятия материи. Это основное понятие
в теории физики, все мировоззрение которой
связано с раскрытием всеобщих свойств,
законов, структурных отношений, движения
и развития материи во всех формах ее существования
(природных и социальных).
Изо всех свойств материальных объектов
можно выделить:
-всеобщие (универсальные);
-индивидуальные (присущи лишь отдельным телам).
Первые называют еще атрибутами, которые присущи большим классам объектов.
Философия изучает (в основном) группу всеобщих свойств и законов, а частные науки – общие, особенные и индивидуальные свойства. Частные науки используют информацию об универсальных свойствах и законах. Познание всеобщих свойств и законов материи постоянно расширяется и составляет важнейшую задачу философии. Данная задача подразумевает интеграцию достижений современной науки и обуславливает дальнейшее развитие философии.
Наиболее
актуальными философскими проблемами
естествознания являются проблемы, связанные
с категориями детерминизма и причинности.
Детерминизм – философское учение об
объективной закономерной взаимосвязи
и взаимообусловленности явлений материального
и духовного мира. В центре теории детерминизма
находится положение о существовании
причинности.
Понятие причинности возникло в процессе практической деятельности людей. Данное понятие характеризуется следующими признаками:
- временное предшествование причины следствию;
- одна и та же причина обусловливает одно и то же следствие;
- причина – активный агент, производящий следствие.
Причинность определяют как связь состояний в одних источниках, а в других говорится о наличии в причинности «силового» характера (т.е. осуществляется физическое взаимодействие).
Но причинность как философская категория может быть отнесена не только к миру физических явлений, но и к обществу, где взаимосвязи отнюдь не сводятся к физическим взаимодействиям.
При
анализе под причинностью понимается
именно связь состояний, описываемая фундаментальными
физическими теориями, и рассматривается
она применительно к динамическим и статическим
законам. В первом случае говорят о динамической
причинности, а во втором – о вероятностной.
Причинность в динамических законах является
основополагающей идеей классического
детерминизма.
Вероятностная
причинность имеет место в статистических
законах, которые более глубоко (по сравнению
с динамическими)отражают объективные
связи природы. Следовательно: вероятностная
причинность является более общей, а динамическая
– лишь ее частный случай.
3.2. Значение философского познания
для естественнонаучного исследования
Задача познания заключается не только в развитии и совершенствовании аппаратуры и техники эксперимента, но и в дальнейшей разработке научной теории познания. Большую роль в этом процессе занимает философия диалектического материализма.
Значение философии диалектического материализма огромно для всех наук и человеческой практики в целом. Владение методом диалектического материализма позволяет прийти к решению задачи и объективнее сформулировать выводы. Этот метод предохраняет от лженаучных, идеалистических выводов, выходящих за пределы установленных фактов и теорий.
Философия дает ученым всех областей знаний:
- наиболее общие законы материальной действительности;
- общий метод познания и преобразования действительности;
- теоретическая основа научного мировоззрения.
Таким
образом, ученый не может проводить исследования
и делать обобщения, не прибегая к философским
понятиям и категориям, не решая основной
философский вопрос в пользу материализма.
Диалектико-материалистическая категории
философии играют заметную роль в создании
теоретических построений современного
естествознания. Категориальная система
материалистической диалектики является
методологически продуктивной в становлении,
развитии и понимании научных знаний.
Одной из черт современного познания является процесс переплетения категорий частных наук и категорий философии, заключающийся в трансформации, объединении в общую понятийную систему конкретной науки.
Естествознание
как наука нуждается в более полном использовании
философских средств анализа, которые
помогают выявить перспективу развития
наук. Философские категории, принципы
и законы – неотъемлемая часть естествознания,
дающая мощный толчок к дальнейшему развитию.
Заключение
Воздействие философских принципов на процесс научного исследования, как правило, осуществляется не прямо, а сложным опосредованным путем - через методы, формы и концепции других методологических уровней (прежде всего через общенаучный). Философия влияет на научное исследование на всех его стадиях, но в самой большой степени - при построении фундаментальных теорий. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным - в зависимости от содержания философских идей, которыми руководствуется ученый. Воздействие философии на развитие научного познания объясняется ее умозрительно-прогностической функцией. Научная значимость выработанных философией идей и принципов подтверждается спустя много времени. Например, идеи атомизма и диалектики, выдвинутые в античности, были подтверждены физическими экспериментами только в недавнем прошлом. Очень важно, что принципы философии при переходе от умозрения к теоретическому исследованию выполняют функцию селекции или отбора: из множества умозрительных конструкций ученый выбирает именно те, которые согласуются с его собственными философскими и методологическими представлениями.
Информация о работе Философия и естествознание, их взаимосвязь