Философия и её предмет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Термин “философия” происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Главная задача философа у софистов - научить своих учеников мудрости

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..…………...3
Философия и её предмет…………………………………………………..…….........…4
Функции философии………………………………………………………………...…..8
Заключение………………………………………………………………………………...…10
Библиографический список……………………………………………………………….…11

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 29.35 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Красноярский государственный торгово-экономический  институт » 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Гуманитарных наук»

 

Контрольная работа

По дисциплине «Философия»

Тема «Философия и её предмет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила                                                                                                        Проверил:

Студентка 1 курса                                                                                   Доцент Мариненко Л.Е.

Специальности

Направление  "Экономика" профиль "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

Заочной  формы обучения

Группы БАУ-11-12

Алёнина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2011

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………..…………...3

  1. Философия и её предмет…………………………………………………..…….........…4
  2. Функции философии………………………………………………………………...…..8

Заключение………………………………………………………………………………...…10

Библиографический список……………………………………………………………….…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин “философия”  происходит от греческих слов philio-любовь и Sophia-мудрость и означает любовь к мудрости. А на вопрос, что такое философия, каждый философ отвечал по-своему. Итак, для Пифагора и Гераклита, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Главная задача философа у софистов - научить своих учеников мудрости. Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. В итоге, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие – в том, чтобы её утаить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие -  на землю. Таким образом, сформировалось понятие о философии - учение об общих принципах бытия, познания и отношении человека и мира.

 

Я взяла эту  тему, потому что она весьма актуальна  в наши дни. Философия явилась  на свет в результате осознания человечеством  самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо  как для отдельного человека, так  и для любой эпохи. Вот эта  далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества.

 

Философия —  это любовь. Но что мы любим? То, без  чего нам плохо, без чего не хочется  жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что  такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Философия и её предмет

 

Философия — это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

 

Вступая на общий взгляд, на мир философия ставит и решает, прежде всего, проблемы мировоззренческого характера. Вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные:

 

  1. Существует ли окружающий нас мир вечно, или он кем-то создан.
  2. Существует ли бог как всевышний и как творец мира.
  3. Имеются ли в самом мире причинные и закономерные связи, или всё идёт от Бога.
  4. Можем ли мы познать мир.
  5. Есть ли границы научного познания, мира и каковы они, то есть где они кончаются.
  6. Существуют ли иные, кроме научного способы и формы познания. Например, несколько верно говорить о художественном или религиозном познании мира и человека.
  7. Что представляет собой человеческое мышление и как оно соотносится с действительностью Богом.

 

Перечисленные вопросы прямо касаются философии.

Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Настоящая философия всегда ориентирована  на достижении добра, (понимаемого как  благо, честность, полезность, долг), прекрасного  и возвышенного, преодоление в  человеке всего демонического и  животного и сотворение человека нравственного. Высокие моральные  качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они  часто являются результатом плодотворной деятельности философов. Древнегреческий  философ Сократ в одной из бесед  заметил, что для него "... кажется  странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя  и ухудшая их, не сознается, что  он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником  в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник" (Ксенофонт. "Воспоминания о Сократе",). Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.

Двуличие, неразумность и аморализм  политики, а также некорректные философские  ориентиры всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в  истории, так и в современности.

О важности философского знания свидетельствует  и тот факт, что современные  ученые в области техники, естествознания, обществознания в полном смысле слова  тянутся к философии, находя в  ней ответы на самые актуальные вопросы. И если еще сохранилось пренебрежительное  отношение к философии у небольшой  части ученых - техников, то это объясняется  не только плохим знанием философии, но и поверхностным знанием и  своей собственной науки.

Философия необходима особенно во времена  кризисного состояния общества либо его революционного переустройства.

Кому и зачем нужно знание философии?

Во-первых, поскольку во всяком акте мышления в той либо иной мере используется подвижная система философских  категорий, постольку уровень философского знания во многом определяет оптимальность  принимаемых решений каждого  человека, но особенно человека, стоящего во главе общества, течения, направления. И это имеет большое практическое значение.

Во-вторых, только на основе философии  формируется целостное представление  научной картины мира, знания вообще, правильного образа мира. Философия  способствует формированию абсолютно  необходимого обществу культурно-нравственного  климата, духовного мира человека. (Отнюдь не случайно XX Всемирный Философский  конгресс 1998 года был посвящен теме " Философия в воспитании человечества"). Она - своеобразная социально-духовная терапия.

В-третьих, являясь своеобразной базой  развития всех наук, философия создает  условия для их оптимального развития, преодоления у них тупикового и кризисного состояния.

В-четвертых, только философия содержательно  и конструктивно обогащает теорию познания, формулируя общую методологию  и закономерности духовного освоения действительности.

В-пятых, в процессе последовательного  и систематического усвоения философии  логическое мышление становится все  более верным и правильным, адекватно  отражающим действительность. А диалектическое понимание мира превращается в стимулирующее  критическое и творческое отношение  к этому миру.

Мировоззрение. В самом общем  виде это воззрение человека на окружающий его мир на свою роль и место  в этом мире, а также обусловленными этими воззрениями жизненные  позиции, убеждения людей, их идеалы, принципы поведения и практической деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано  с философией. Они не просто однопорядковые, но и родственные понятия. Во многих учебниках говорится о том, что мировоззрение является ядром, основой философии. Это и так, и не совсем так. Может быть и наоборот, когда философия выступает как основа, ядро мировоззрения.

Существует несколько типов  мировоззрения: обыденное (житейское), мифологическое, религиозное, атеистическое, философское. Эти основные типы мировоззрения  обеспечивают человека возможностями  получения знаний об общей картине  мира, о человеке, об обществе. Они  определяют социально-политическую, религиозную, культурно-нравственную, эстетическую, научно-техническую, ценностную ориентацию человека. А это значит то, что  человек вынужден ставить вопросы  и находить на них ответы по проблеме соотношения материального и  идеального, добра и зла, прошлого и настоящего, настоящего и будущего.

Здесь надо знать, что всякая философия  – мировоззрение, хотя не всякое мировоззрение  – философия. Мировоззрение образуется на базе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. Носителем мировоззрения является человек или социальная группа людей, воспринимающих действительность через  призму того или иного типа мировоззрения. Практическая значимость мировоззрения  проявляется в выборе норм поведения, жизненных устремления и интересов, быта, труда, планов и целей, ценностей, идеалов, а также их конкретное понимания.

Следует различать понятия "мировоззрение", "мироощущение", "миросозерцание", "миропонимание", "мировосприятие", т.к. иногда они употребляются в качестве синонимов. Действительно, у этих понятий существует тесная связь, есть много общего, но надо видеть и различия между ними.

Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - это своеобразное переживание человеком  внешних воздействий в форме  чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций.

Миропонимание же – это лишь интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Функции философии

 

 

1. Мировоззренческая. Суть ее в том, что философия выступает как система взглядов на мир, общество и человека. Формируя мировоззрение людей, философия помогает им ориентироватся в сложном природном, информационно-техническом мире. В зависимости от  того, научной или ненаучной является философия, определяется и характер мировоззрения. Оно также может быть научным или ненаучным.

2. Познавательная функция. (гносеологическая функция) Философия решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания; то как он совершается, а также решает вопрос о границах познания мира.

3. Методологическая функция. Заключается в том, что философия выступает в качестве метода познания мира, общества, человека. В качестве такого метода выступает, например, диалектика как учение о развитии мира и его познании. Методологическая и познавательная функция философии органически связаны.

Методология:

а) учение о  методах научного познания – философия  создает учение о методах познания.

б) система  наиболее общих методов, применяемых  во всех областях научного познания.

Раз у философии  предельно-широкая область изучения, то и методы имеют широкое (универсальное) значение, применяемых во всех областях научного познания человеческого знания. 

4. Прогностическая функция. Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон, философия помогает выявить источники и направления тех или иных явлений природы и общества. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать их.

5. Существует функция логотерапия («смыслолечение»). Речь идет о лечении смыслом. Задача философии усматривается в том, чтобы помочь человеку справится с теми страданиями, которые вызваны непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общества. Из-за тех или иных социальных причин у отдельных людей наступает духовный или душевный кризис, и человек «мучается вопросом о том, имеет ли смысл его дальнейшая жизнь». Речь идет о фундаментальных проблемах бытия, о смысле жизни, религиозных проблемах и т.д. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или каких-то других, которыми должен руководствоваться человек, чтобы выйти из душевного кризиса и утвердить себя в обществе. В этом ему должна помочь философия.

6. Аксиологическая функция – "учение о ценностях" – обоснование и критика систем ценностей.

7. Критическая функция – критический анализ структур нашего мышления – почему сейчас мы думаем так, а не иначе. Принцип “подвергай все сомнению”, со времен античности проповедуется многими философами.

8. Школа теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии. 

9. Социальная функция. Задача – объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. Прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить.

10. Гуманитарная функция. Философия должна играть жизнеутверждающую роль для каждого индивида.

Все функции  философии взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так  или иначе, включает их.

Информация о работе Философия и её предмет