Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:02, лекция
Философия впервые появилась в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции, Индии и Китае. Именно в Древней Греции, из которой идет традиция западноевропейской философии, появился термин «философия», что в переводе на русский означает «любовь к мудрости» (от phileo-любить и sophia-мудрость). Согласно преданиям, впервые себя определил как философа Пифагор, а понятие «философия» появилось и стало популярным благодаря древнегреческому философу Платону, который понимал ее как мышление о вечном и непреходящем. Еще один древнегреческий мыслитель – Аристотель – полагал, что философия («наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя») родилась из удивления, и ее предмет – исследование «первых начал и причин». Философию как науку о первопричинах и первосущностях вещей понимали мыслители Нового времени: Р.Декарт, Г.Ф.В.Гегель и другие.
Предмет философии
Специфика философского знания, основные разделы философии, методы
Мировоззрение, его исторические типы
Основные функции философии
«Основной вопрос философии», его стороны и решение
Место и роль философии в культуре общества.
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как
реально существующая, материя — как первичная
субстанция, а сознание — ее модус — есть
проявление материи. (Материалистическо-
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
3. Мировоззрение, его исторические типы.
Мировоззрение - это ядро,
стержень сознания и самосознания личности.
Оно выступает как более или
менее целостное понимание
Мировоззрение:
Мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов:
Поскольку в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства, мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Необходимо заметить, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т.д.).
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Мировоззрение имеет два уровня:
Итак, философия – это один из видов мировоззрения человека. Всего в истории человечества выделяют три типа мировоззрения:
Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, религиозных верований и различных видов искусства. Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции" (и мифах других народов), в "Илиаде","Одиссее", национальном фольклоре и эпосе.
Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.
Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ. Общее, что роднит религию и философию, - это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, различно. В отличие от религии, философия опирается на знания, разум.
Все функции философии взаимосвязаны, взаимозависимы, поскольку философия является целостной системой знания.
Обычно, основной вопрос науки совпадает с предметом науки, однако в философии это не совсем так. В течение времени трансформировались основные вопросы философии, отдельные философы выделяли в своих философских системах те вопросы, которые считали основными для себя и для всей философии.
Для английского философа 16-17 века Френсиса Бэкона главным был вопрос о могуществе человека над природой, для французского философа 18 века К.А. Гельвеция – вопрос о сущности счастья, для французского философа 18 века Жан-Жака Руссо – вопрос о причинах социального неравенства, для немецкого философа 18 века, основоположника немецкой классической философии, Иммануила Канта – вопрос о сущности человека, для французского философа 20 века, экзистенциалиста Альбера Камю – вопрос о смысле жизни.
Однако выражение «основной вопрос философии» (ОВФ) обычно связывают с тем обобщающим выводом, который конце XIX века сделал Фридрих Энгельс: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". Вопрос об отношении мышления к бытию стал рассматриваться в качестве логического стержня при анализе мировоззренческих проблем. Действительно, всякий человек может либо признать приоритет одной из сторон, либо же искать точки их объединения.
ОВФ раскрывает смысло-жизненную направленность философии, определяет рамки философского исследования. ОВФ имеет две стороны. Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление). Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать мир?
В зависимости от ответа на ОВФ, можно произвести классификацию философских концепций.
1. По характеру решения
вопроса о связи духа и
Материалистическая философия исходит из того, что первичным, исходным является материя, природа, а мышление, сознание, дух является вторичным, производным от материи.
Существуют исторические разновидности материализма:
- наивный материализм
(в философии античных
- «механистический» материализм
(философское учение Нового
- вульгарный материализм (возникший в период открытий естествознания в 19 веке, это направление сводит мыслительные процессы к физической основе, отождествляет материю и сознание, представители: К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт)
- естественнонаучный материализм
- диалектический материализм
(признававший основой мира
Идеалистическая философия, наоборот, считает первичным сознание, мышление.
Идеализм утверждает,
что материя – это продукт,
производное, следствие сознания, мышления.
Различные формы идеализма
Вторую сторону основного
вопроса философии Ф.Энгельс
Большинство философов утвердительно решает этот вопрос. Этих философов называют гносеологическими оптимистами, среди них выделяют рационалистов (которые полагают, что ведущая роль в познании принадлежит разуму) и сенсуалистов (которые полагают, что чувственное познание играет ведущую роль).
Философы, сомневающиеся в возможностях познания называю гносеологическими скептиками (от греческого skeptikos - разглядывающий, расследующий), эта позиция характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины (Пиррон, Секст-Эмпирик, М. Монтень, П. Бейль).
Философы, отрицающие познаваемость мира (И.Кант, Д.Юм), получили название агностиков, а само направление отрицания познаваемости мира – агностицизм.
В разные исторические эпохи основной вопрос философии приобретал различные оттенки, выступал в различных мировоззренческих контекстах, системах знаний и оценок, однако он является основным вопросом, характеризующим наиболее важные черты мировоззрения.
6. Место и роль философии в культуре общества.
Прежде всего, каково значение философии для общества?
Общественное значение философии определяется значимостью духовной культуры в обществе. Ведь философия - один из основных компонентов духовной культуры, а отсутствие духовной культуры сначала устраняет условия для развития общества, а затем ведет к его деградации, постепенному разложению.
Какую же роль выполняет философия в системе духовной культуры? Прежде всего, роль синтезатора знаний. Философия может выполнить свои функции (мировоззренческую и методологическую) только в том случае, если она постоянно обобщает результаты деятельности всех остальных форм общественного сознания, синтезирует их знания и ценности, находит формы их интегрированного выражения. Философия интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность.
Характерная особенность философии - ее предельная критичность. Философия критически анализирует общественное сознание, с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. Философия критикует всех, но и все критикуют философию. Это неизбежно. Поэтому настоящее философствование требует мужества. Многие философы доказывали истинность своих идей, отстаивали общественную значимость философии ценой своей жизни (первым из них был Сократ).
В творческом созидании новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека. Человек по своей сути творец. Но не всегда и не везде он имел и имеет (материальные и социальные) условия для творчества. Велика роль философии в нахождении образов и путей создания такого общества, в котором каждый человек мог бы полностью реализовать свои способности к творчеству.
Большое значение имеет философия не только в жизни общества, но и в жизни отдельного человека. Что же дает философия человеку? Выдающийся и оригинальный русский мыслитель второй половины ХIХ в., В.С.Соловьев однажды дал удачный ответ на этот вопрос. "... На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить, - она делает человека вполне человеком".
Входя в "теоретический мир" философии, осваивая его, человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер, проявить теоретические основы мировоззрения.
Представителей разных
профессий философия может