Философия и ее роль в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:02, лекция

Описание работы

Философия впервые появилась в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции, Индии и Китае. Именно в Древней Греции, из которой идет традиция западноевропейской философии, появился термин «философия», что в переводе на русский означает «любовь к мудрости» (от phileo-любить и sophia-мудрость). Согласно преданиям, впервые себя определил как философа Пифагор, а понятие «философия» появилось и стало популярным благодаря древнегреческому философу Платону, который понимал ее как мышление о вечном и непреходящем. Еще один древнегреческий мыслитель – Аристотель – полагал, что философия («наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя») родилась из удивления, и ее предмет – исследование «первых начал и причин». Философию как науку о первопричинах и первосущностях вещей понимали мыслители Нового времени: Р.Декарт, Г.Ф.В.Гегель и другие.

Содержание

Предмет философии
Специфика философского знания, основные разделы философии, методы
Мировоззрение, его исторические типы
Основные функции философии
«Основной вопрос философии», его стороны и решение
Место и роль философии в культуре общества.

Работа содержит 1 файл

L1_Filosofia_i_ee_rol_v_zhizni_cheloveka_i_obsches.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

• материализм;

• идеализм;

• эмпиризм;

• рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

3. Мировоззрение,  его исторические типы.

Мировоззрение - это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или  менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем. Оно есть у каждого. Но его уровень, его содержание, форма и т.д. различны.

Мировоззрение:

  1. исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения,
  2. общество в каждую эпоху социально неоднородно, и потому мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов:

  • это знания, имеющие своей опорой истину,
  • ценности, наиболее ярко выраженные в нравственных и эстетических составляющих мировоззрения, имеющих своей базой добро и красоту.

Поскольку в выработке  мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства, мировоззрение  включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Необходимо заметить, что мировоззрение включает в свою структуру уверенность, следовательно, и веру (это может быть и религиозная вера, и вера в привидения и чудеса, и вере в науку и т.д.).

В различных формах мировоззрения  по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Мировоззрение имеет  два уровня:

  • жизненно-повседневное (складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности)
  • теоретическое (философский уровень мировоззрения, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

Итак, философия –  это один из видов мировоззрения  человека. Всего в истории человечества выделяют три типа мировоззрения:

  • мифологическое
  • религиозное
  • философское

Миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, религиозных верований и различных видов искусства. Переплетение в мифе элементов знаний о мире с религиозной и художественной фантазией находит свое выражение в том, что в рамках мифа мысль еще не обрела полной самостоятельности и чаще всего облекалась в художественно-поэтические формы, что отчетливо просматривается в "Мифах Древней Греции" (и мифах других народов), в "Илиаде","Одиссее", национальном фольклоре и эпосе.

Дальнейшее развитие миропонимания пошло по двум линиям - по линии религии и по линии философии.

Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной, естественный и потусторонний, сверхъестественный, небесный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. К тому же сама религиозная вера - это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах; в религии же вера реализуется в культе и через культ. Общее, что роднит религию и философию, - это решение мировоззренческих проблем. Но характер подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их решение, различно. В отличие от религии, философия опирается на знания, разум.

 

  1. Основные функции философии:
  • мировоззренческая, поскольку философия является абстрактно-теоретическим видом мировоззрения
  • методологическая, так как философия выступает как учение о методе или совокупность наиболее общих методов познания
  • прогностическая, т.к. философия формулирует гипотезы о дальнейшем развитии человека и общества
  • критическая, что связано с формирование критического мышления, философия играет антидогматическую роль в развитии общества и личности
  • аксиологическая функция связана с созданием, осмыслением, формированием общественных идеалов и ценностей
  • социальная функция – это функция объяснения социального бытия, что способствует его изменению

Все функции философии  взаимосвязаны, взаимозависимы, поскольку философия является целостной системой знания.

 

  1. Основной вопрос философии (ОВФ), его стороны и решения.

Обычно, основной вопрос науки совпадает с предметом  науки, однако в философии это  не совсем так. В течение времени трансформировались основные вопросы философии, отдельные философы выделяли в своих философских системах те вопросы, которые считали основными для себя и для всей философии.

Для английского философа 16-17 века Френсиса Бэкона главным был вопрос о могуществе человека над природой, для французского философа 18 века К.А. Гельвеция – вопрос о сущности счастья, для французского философа 18 века Жан-Жака Руссо – вопрос о причинах социального неравенства, для немецкого философа 18 века, основоположника немецкой классической философии, Иммануила Канта – вопрос о сущности человека, для французского философа 20 века, экзистенциалиста Альбера Камю – вопрос о смысле жизни.

Однако выражение «основной  вопрос философии» (ОВФ) обычно связывают  с тем обобщающим выводом, который конце XIX века сделал Фридрих Энгельс: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". Вопрос об отношении мышления к бытию стал рассматриваться в качестве логического стержня при анализе мировоззренческих проблем. Действительно, всякий человек может либо признать приоритет одной из сторон, либо же искать точки их объединения.

ОВФ раскрывает смысло-жизненную  направленность философии, определяет рамки философского исследования. ОВФ имеет две стороны. Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление). Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать мир?

В зависимости от ответа на ОВФ, можно произвести классификацию философских концепций.

1. По характеру решения  вопроса о связи духа и материи, (первая сторона ОВФ) философские  концепции разделяются на идеалистические  и материалистические, при чем, поскольку эти концепции признают приоритет одной из сторон, они названы монистическими концепциями (от mono один).

Материалистическая  философия исходит из того, что первичным, исходным является материя, природа, а мышление, сознание, дух является вторичным, производным от материи.

Существуют исторические разновидности материализма:

- наивный материализм  (в философии античных атомистов)

- «механистический» материализм  (философское учение Нового времени,  полагавшее основным свойством  материи протяженность, представители: П.А. Гольбах, Ж.О. де Ламетри)

- вульгарный материализм  (возникший в период открытий естествознания в 19 веке, это направление сводит мыслительные процессы к физической основе, отождествляет материю и сознание, представители: К.Фохт, Л.Бюхнер, Я.Молешотт)

- естественнонаучный  материализм 

- диалектический материализм  (признававший основой мира материю,  однако и выделявший идеальное  как реальность, представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.Лукач, др.)

Идеалистическая философия, наоборот, считает первичным сознание, мышление.

Идеализм утверждает, что материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления. Различные формы идеализма связаны  с различием представлений об особенностях того исходного, первоначального  сознания, которое порождает материю (или представление о ней). Объективные идеалисты (Платон, Гегель, неоплатоники, средневековые философы) полагали, что идеальное существует отдельно от человека, это надличностная субстанция (абсолютная идея, мировая воля и др.). Субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д.Юм, Э.Мах) полагали, что идеальное – это форма человеческого опыта, самопознания.

Вторую сторону основного  вопроса философии Ф.Энгельс характеризовал следующим образом: «… Но вопрос об отношения мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?» На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия.

Большинство философов утвердительно решает этот вопрос. Этих философов называют гносеологическими оптимистами, среди них выделяют рационалистов (которые полагают, что ведущая роль в познании принадлежит разуму) и сенсуалистов (которые полагают, что чувственное познание играет ведущую роль).

Философы, сомневающиеся  в возможностях познания называю  гносеологическими скептиками (от греческого skeptikos - разглядывающий, расследующий), эта позиция характеризуется сомнением в существовании какого-либо надежного критерия  истины (Пиррон, Секст-Эмпирик, М. Монтень, П. Бейль).

Философы, отрицающие познаваемость  мира (И.Кант, Д.Юм), получили название агностиков, а само направление отрицания познаваемости мира – агностицизм.

В разные исторические эпохи  основной вопрос философии приобретал различные оттенки, выступал в различных  мировоззренческих контекстах, системах знаний и оценок, однако он является основным вопросом, характеризующим наиболее важные черты мировоззрения.

6. Место и  роль философии в культуре  общества.

Прежде всего, каково значение философии для общества?

Общественное значение философии определяется значимостью  духовной культуры в обществе. Ведь философия - один из основных компонентов духовной культуры, а отсутствие духовной культуры сначала устраняет условия для развития общества, а затем ведет к его деградации, постепенному разложению.

Какую же роль выполняет  философия в системе духовной культуры? Прежде всего, роль синтезатора знаний. Философия может выполнить свои функции (мировоззренческую и методологическую) только в том случае, если она постоянно обобщает результаты деятельности всех остальных форм общественного сознания, синтезирует их знания и ценности, находит формы их интегрированного выражения. Философия интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность.

Характерная особенность  философии - ее предельная критичность. Философия критически анализирует общественное сознание, с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. Философия критикует всех, но и все критикуют философию. Это неизбежно. Поэтому настоящее философствование требует мужества. Многие философы доказывали истинность своих идей, отстаивали общественную значимость философии ценой своей жизни (первым из них был Сократ).

В творческом созидании  новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека. Человек по своей сути творец. Но не всегда и не везде он имел и имеет (материальные и социальные) условия для творчества. Велика роль философии в нахождении образов и путей создания такого общества, в котором каждый человек мог бы полностью реализовать свои способности к творчеству.

Большое значение имеет философия не только в жизни общества, но и в жизни отдельного человека. Что же дает философия человеку? Выдающийся и оригинальный русский мыслитель второй половины ХIХ в., В.С.Соловьев однажды дал удачный ответ на этот вопрос. "... На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить, - она делает человека вполне человеком".

Входя в "теоретический  мир" философии, осваивая его, человек  отталкивается от ранее сложившихся  у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер, проявить теоретические основы мировоззрения.

Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное - необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. Изучение философии может дать не только широкий кругозор, но и умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития, глубинные причины поступков и действий.

Информация о работе Философия и ее роль в жизни человека