Философия и движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:51, реферат

Описание работы

Движение, как и материя, имеет сложную катего-риально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий.
Очень важно для уяснения категориальной сущно-сти движения, с одной стороны, понимать его доста-точно широко, всеобъемлюще, а, с другой, не допус-кать его расширительного толкования (о чем говори-лось в разделе «Материя и движение»).
Пример узкой трактовки движения: понимание его как пространственного перемещения. Эта точка зрения давно уже оставлена большинством филосо-фов.

Содержание

1. Общая характеристика движения
2. Пространство и время
3. Формы движения

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Реферат: Философия  и движение. Полный текст работы. 
 

Содержание:  

1. Общая характеристика  движения

2. Пространство  и время

3. Формы движения 
 
 

1. Общая характеристика  движения 

Движение, как  и материя, имеет сложную катего-риально-логическую структуру, выражается в системе субкатегорий.

Очень важно  для уяснения категориальной сущно-сти  движения, с одной стороны, понимать его доста-точно широко, всеобъемлюще, а, с другой, не допус-кать его расширительного  толкования (о чем говори-лось в  разделе «Материя и движение»).

Пример узкой  трактовки движения: понимание его  как пространственного перемещения. Эта точка зрения давно уже  оставлена большинством филосо-фов.

Другим примером узкой трактовки движения явля-ется понимание его как изменения  вообще (Ф. Энгельс). Эта трактовка кажется на первый взгляд достаточно широкой. Она во всяком случае шире по-нимания движения как пространственного перемеще-ния. Но вот вопрос: куда мы денем покой, сохранение? Эти понятия соотносительны перемещению и измене-нию. Перемещение как категориальное определение обременено своей противоположностью — покоем, а изменение — сохранением. Перемещение-покой и из-менение-сохранение составляют единые категориаль-ные пары, категориальные блоки. Мы не можем выры-вать перемещение из подсистемы «перемещение-покой», а изменение из подсистемы «изменение-сохранение» и рассматривать их отдельно, как опреде-ления движения. Это было бы нарушением категори-альной логики.

Из диаграммы  категории «движение» (см. выше табл. 1 на стр. 131) видно, что сторонами, т. е. бли-жайшими к движению определениями являются про-странство и время. Отсюда «внутреннее» определе-ние категории таково:

Движение есть единство пространства и времени.

Это определение  вытекает из всей совокупности представлений, связанных с категориальной картиной мира. Движение не может быть вне пространства и времени. С другой стороны, пространство и время действительны лишь в движении. Чем для материи являются качество и количество, тем для движения являются пространство и время.

Из положения, что лишь в движении пространство и время действительны, следует, что реальные про-странство и время нельзя рассматривать как рядопо-ложенные движению. Они — моменты, стороны дви-жения, которое является родительской категорией по отношению к ним. Всякий последовательно мыслящий человек должен принять одно из двух: либо то, что пространство и время — моменты, стороны движения, либо то, что они — формы бытия материи наряду с движением. Я принимаю первую точку зрении и считаю, что у материи достаточно своих собственных определений и она вполне может «отдать» движению пространство и время. Богу богово, а кесарю кесарево. Материи материево, а движению движениево!

Если пространство и время являются сторонами движения, то значит видами движения должны быть такие, в которых обнаруживается различие простран-ства и времени, т. е. в которых последние «преломля-ются» по-разному. И действительно, такие виды есть. Это прежде всего — перемещение и изменение.

Интересно отметить, что в истории человеческой мысли  наблюдаются две крайности в понимании дви-жения, связанные с абсолютизацией каждого из ука-занных видов движения в отдельности. Одни филосо-фы и ученые рассматривали движение преимущест-венно или только как пространственное перемещение (атомисты, Декарт, Спиноза, Гоббс, Гассенди, Локк). Другие рассматривали движение как течение во вре-мени, изменение, длительность, временнόй поток (А. Бергсон).

Сторонники концепции  движения в пространстве в отдельных  случаях заходили так далеко, что  допускали возможность движения вне времени. Это можно видеть на примере того, как философы и ученые понимали распространение света. Пока О. Ремер в 1676 г., а Д. Брэдли в 1738 г. не установили, что свет имеет конечную скорость распространения, до тех пор многие считали, что свет распространяется мгновенно, т. е. для его распространения не нужно времени.

Приведенный пример весьма поучителен. Он пока-зывает как  важна правильная мировоззренческая  и ме-тодологическая ориентация. Ведь если бы философы и ученые с самого начала стояли на том что всякое дви-жение есть единство пространства и времени, то они ни минуты не сомневались бы, что свет распространя-ется с конечной скоростью, что он перемещается в пространстве в течение какого-то времени. Отсюда не были бы сильно осложнены исследования Декарта и Ферма по геометрической оптике. И признание теории Ремера пришло бы как минимум на 50 лет раньше. Методологические ошибки, как видим, дорого обходятся человечеству.

Приведенный пример поучителен и в том плане, что  он показывает необходимость системного пред-ставления категорий. Не какие-то обрывки связей ка-тегорий (в данном случае — движения и пространст-ва), а система категорий в полном ее объеме должна лежать в основе осмысленного подхода к изучению и освоению мира. Некоторым философам может пока-заться искусственным деление движения на два вида: перемещение и изменение, т. е. движение в простран-стве и движение во времени. В самом деле, различие между ними не так явно, как различие между про-странством и временем. Более того, всякое изменение материального объекта сопровождается перемещением его частей или частиц, и, наоборот, всякое перемеще-ние материального объекта означает то или иное изме-нение системы объектов, в которой он является частью или частицей. Как видим, отношение перемещения и изменения взаимно. Одно без другого невозможно. И тем не менее я утверждаю, что это два разных вида движения. Из того, что одно неразрывно связано с другим, не вытекает, что между ними нет никакого различия. Например, мужчина не может существовать без женщины, а женщина — без мужчины (иначе жизнь прекратилась бы). Тем не менее мужчина и женщина не просто различные, а противоположные в половом отношении люди.

До сих пор  я говорил о «движении в  пространстве» и «движении во времени» в основном как о перемеще-нии, в первом случае, и изменении, во втором случае. На самом деле эти понятия не совпадают. «Движение в пространстве» — целокупность моментов перемеще-ния и покоя. «Движение во времени» — целокупность моментов изменения и сохранения. Было бы ошибкой представлять движение только как перемещение или изменение. От этой ошибки один шаг к абсолютизации текучести, изменчивости и недооценке покоя, сохранения, устойчивости.

Почему сохранение и покой относятся к движению, хотя по видимости они не представляют собой движения, изменения? Дело в том, что изменение и сохранение, перемещение и покой — родственные категории и в качестве таковых они имеют общий корень. Этим корнем, родительской категорией, обнимающей указанные противоположные определения, может быть только движение. В итоге образуется целостная подсистема категорий, во главе которой стоит «движение». Если использовать понятия прямого и обратного изменения (а в природе все процессы состоят по существу из прямых и/или обратных изменений), то нетрудно увидеть, что сохранение — это тоже изменение, вернее взаимопереход прямых и обратных изменений. Собственно изменение, в таком случае, можно интер-претировать как прямое или обратное изменение или как процесс, в котором преобладают прямые или об-ратные изменения. В сохранении ни одно из противо-положных изменений не преобладает; поэтому в целом мы наблюдаем сохраняющийся процесс. Те же рассу-ждения можно провести по отношению к перемеще-нию и покою. В состоянии покоя противоположные перемещения уравновешивают друг друга. Особенно наглядно это видно на примере движения планет во-круг Солнца. Благодаря движению по эллипсоидной орбите они то приближаются к нему, то удаляются а в целом находятся в состоянии относительного покоя, как бы привязаны к Солнцу, не падают на него и не «улетают» от него.

Итак, универсально-всеобщими  видами движения являются «движение  в пространстве» (перемещение + покой) и «движение во времени» (изменение + сохра-нение). За их пределами никаких  других видов движе-ния нет и  быть не может. Логическое членение движе-ния на указанные виды обусловлено диалектикой взаимоотношения его сторон — пространства и време-ни, и именно в силу этого оно является полным, ис-черпывающим членением.

Все конкретные формы и типы движения, изучае-мые различными науками, являются либо подвидами его видов в отдельности, либо объединяющими вида-ми, осуществляющими органический синтез, взаимо-опосредствование перемещения и покоя (в рамках «движения в пространстве») или изменения и сохране-ния (в рамках «движения во времени»). К объединяю-щим видам относятся поведение и развитие.

Поведение —  сложное органическое движение в  пространстве, органическое единство (взаимоопосред-ствование) перемещения  и покоя. Оно присуще живым организмам, существам, человеку, их сообществам. Перемещение и покой живых существ и человека коренным образом отличаются от перемещения и покоя неорганических тел. Во-первых, поведение живого существа органически соединяет перемещение и покой, в то время как в неорганическом мире они разделены. Если неорганическое тело перемещается (движется), то о нем нельзя сказать, что оно покоится, и, наоборот, если неорганическое тело покоится (например, камень на земле), то оно не перемещается (не движется). Поведение живого существа складывается из моментов перемещения и моментов покоя. Например, заяц, убегая, скрываясь от волка, не обязательно перемещается (бежит, скачет); он также делает оста-новки, замирает, прислушивается, оценивает обста-новку, т. е. как-то ведет себя. Эти «остановки», т. е. пребывания в покое, органично входят в поведение зайца, в основе которого лежит стремление спастись от преследования волка. Или возьмем такую сложную форму поведения как танец человека. Это целый ком-плекс поступательных, круговых, вращательных дви-жений, остановок, ускорений и замедлений.

Развитие —  сложное органическое движение во времени, органическое единство (взаимоопосредство-вание) изменения и сохранения.

Развитию соответствуют  в подсистеме «виды мате-рии» организм и сообщество, в подсистеме «качество» — индивидуальное и типическое, в подсистеме «мера» — норма, в подсистеме «противоречие» — сложное противоречие, в подсистеме «становление» — дея-тельность, в подсистеме «возможность» — свобода, в подсистеме «действительность» — сущность, в под-системе «движение в пространстве» — поведение и т. д. 

2. Пространство  и время

Время и пространство — основные формы существования  материи. Философию прежде всего  интересует вопрос, реальны ли время  и пространство или это чистые абстракции, существующие только в сознании человека. Философы-идеалисты игнорируют объективный характер времени и пространства ставят их в зависимость от индивидуального сознания (Д. Беркли, Д. Юм, Э. Мах), рассматривают как априорные формы чувственного созерцания (И. Кант) или как категории абсолютного духа (Г. Гегель). Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную реальность. Время и пространство неотделимы от материи. В этом проявляются их универсальность и всеобщность. Пространство трехмерно, время имеет только одно измерение; пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществую-щих объектов, время — последовательность существования сме-няющих друг друга явлений. Время необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направлении — от прошлого к будущему. Развитие естествознания показало несо-стоятельность метафизической концепции, согласно которой время и пространство существуют независимо от материальных процессов и отдельно друг от друга, как самостоятельные сущности. Диалектический материализм признает не только внешнюю связь времени и пространства с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью времени и пространства, следовательно, материя, движение, время и пространство неотделимы.

Естествознание XVII—XVIII вв., говоря об объективности  времени и пространства, рассматривало  их вслед за И. Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее независимо от материи  и движения. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов (Демокрита, Эпикура) естествоиспытатели вплоть до XX в. отождествляли пространство с пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а время — протекающим равномерно.

В теории относительности  А. Эйнштейна как раз установлено  то, что время и пространство не существуют сами по себе, в отрыве от материи, они находятся в универсальной  взаимосвязи, где теряют самостоятельность  и выступают как относительные  стороны единого и неделимого времени-пространства. Наукой доказано, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел, что структура или геометрические свойства четырехмерного континуума (пространство — время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании современной теории времени и пространства большую роль сыграли идеи Н. И. Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса, Я. Бойай.

Исследования  А. М. Бутлерова и последователей обнаружили зависимость пространственных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи пространственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о времени и пространстве используется философским и «физическим» идеализмом для отрицания их объективной реальности. 
 

3. Формы движения

Движение существует в различных формах, которые, кроме  общих свойств, имеют и весьма существенные качественные отличия. Формы  движения являются, по сути, способами  существования качественно определённого вида материи. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой и соответствующие рассмотренным выше структурным уровням её организации.

1. Физическая  форма движения материи – простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные, оптические и другие процессы.

2. Химическая  форма – неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, и другие процессы.

3. Биологическая  форма – различные биологические  процессы, явления и состояния:  обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность,  естественный отбор, биоценоз и т. п.

Информация о работе Философия и движение