Автор: Женя Кравченко, 15 Ноября 2010 в 21:30, доклад
Философия Гераклита, его диалектическое учение.
. Философия Гераклита, его диалектическое учение
Гераклит Эфесский
Фигура Гераклита Эфесского (родился ок. 544 г. до н. э. - год смерти неизвестен) - одна из самых значительных в мировой философии. Его родина - Эфес, полис, расположенный в Малой Азии. Акмэ Гераклита (согласно античным представлениям, расцвет жизни, творческих сил) приходится на 504-505 гг. до н. э.
Гераклит происходил
из царского рода и, кроме того, был
верховным жрецом, но отказался от
царского сана и удалился в храм
Артемиды, в конце жизни жил
отшельником. В его времена в
Эфесе, как и во многих других полисах,
на смену монархии пришел республиканский
образ правления, и царское происхождение
не приносило никаких выгод. Быть
может, эти биографические обстоятельства,
помимо всего прочего, помогают объяснить
одиночество, характерное, согласно сохранившимся
свидетельствам, для эфесского мыслителя,
мрачные краски, которыми написан его
традиционный образ, трагические мотивы
его философии. Но, разумеется, не следует
и преувеличивать значение этих - неизбежно
до известной степени легендарных (но
всяком случае, стилизованных и отредактированных
позднейшей традицией) сообщении Не подлежит
сомнению, однако, другое по мнению самых
различных авторов, Гераклит считал человеческое
существование настолько трагичным, что
единственно правильной реакцией на него
могут быть только слезы, из-за чего он
и был прозван "Плачущим". Сохранились
фрагменты большого сочинения, приписываемого
Гераклиту. Среди их особенностей необходимо
отметить чрезвычайно трудный для понимания
стиль. Очевидно, именно он послужил причиной
того, что Гераклита еще в древности называли
также "Темным".
Говоря о стиле Гераклита, нужно рассматривать каждое изречение Гераклита как загадку, ребус. Это концепция Дж. Томсона. Томсон - ученик Френсиса Корнфорда, основателя мифогенного направления в зарубежном антиковедении. Гераклиту присущ иератический (торжественно-религиозный) стиль. Он выражает высокие истины и не может пользоваться обычным языком. Гераклит подражает Сивилле, он - оракул (лицо, которое выступает от имени бога). Все загадочные выражения Гераклита, однако, при внимательном их рассмотрении оказываются близки не к религиозному содержанию, а к простонародным загадкам.
Стиль Гераклита тяготеет к поэзии, к народному языку. У него сохраняется поэтическая метрика. Гераклит обращает внимание на смысложизненные вопросы. Он не уводит человека от повседневной действительности. Путь Гераклита - это картина столкновения противоположностей и переход их друг в друга, единство этих противоположностей. Задача Гераклита - заставить человека удивляться, вызвать эффект изумления и восторга перед лицом бытия, убедить его, что противоположности не могут существовать друг без друга. Благодаря этому человек погружается в глубины логоса: "Не мне, но логосу внемля, мудро признать, что все едино". Человек не должен останавливаться на уровне отторгнутых противоположностей, он должен проникнуть в загадку бытия. Утверждая единство противоположностей, Гераклит проливает свет на окружающую действительность. И изменение, и борьба вещей - все это является подлинными основами действительности. Сущность бытия подвижна. Гераклит призывает тонко чувствовать биение жизни, видеть ее динамичность. Надо уметь видеть тенденцию развития, видеть динамику бытия.
Гераклит призывает обнаружить истинную природу вещей. Что же собой представляет эта скрытая гармония, которая лучше явной? Что же человек должен увидеть? Какова тайна бытия? Космос - это то центральное понятие, которое позволяет увидеть главное в ансамбле мироздания. "Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".
Речь идет не о мире, а о способах его упорядочивания. Эта точка зрения развивается английским исследователем Керком. Впервые в этом фрагменте мы встречаем радикальный разрыв с мифологической идеей миротворения. В нем разрушаются восточные космогонические представления о мире. У Гераклита мы видим философское обобщение. Он говорит, что мир никогда и никем не был создан, что мир существовал вечно. Гераклит не только порывает с мифологическими представлениями, но и обосновывает идею субстанции. Субстанцией у него является огонь. Мир - это вечно живой огонь. Речь идет о подвижной, динамичной стихии. Гераклит подчеркивает, что сущность мира активна, что природа бытия подвижна. Как же совмещается идея субстанции с идеей подвижности? Огонь - символ подвижности, изменчивости, исчезновения и зарождения мира.
Так называемые "речные фрагменты" Гераклита продолжают тему изменчивости и подвижности мира: "на входящего в реку набегают все новью и новые воды", "в одну и ту же реку нельзя войти дважды". Эти фрагменты подчеркивают динамичность мира. Даже в идее движения Гераклит подчеркивает обновление, возобновление мира. Для Гераклита жизнь постоянно сохраняется. Эта подвижность имеет какую-то внутреннюю меру. Этой мерой выступают временные параметры. Время - основное структурирующее понятие. Элементы времени: настоящее (здесь и теперь), с одной стороны, и вечность, с другой (единство противоположностей). Человек потому и существует, что существует вечная Природа в двух ее временных измерениях времени, "хронос" и "айон".
Сама идея подвижности
мира подразумевает временные
Однако если отрицается постоянство бытия, то тогда надо отрицать и постоянство первоначала, показывать его производность от чего-либо. Но первоначало потому и есть таково, что оно не производно. Гераклит же рассматривал огонь как образ и воплощение текучести, а не как первоначало в строгом смысле этого понятия. Отсюда и "темнота".
При всеобщей текучести у Гераклита устойчивы только пути бывания: "путь кверху" и "путь книзу". И тот, и другой - едины. Повсюду соединение и борьба противоположностей, и в то же время - мировая гармония. "Вечный круговращающийся огонь есть бог, судьба же логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений". "Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом". "В ту же реку вступаем и не вступаем Существуем и не существуем". "Борьба - отец всего и всему царь. Одним она определила быть богами, а другим - людьми. А из тех одним рабами, а другим - свободными".
Душа - огонь. "Сухая душа мудрейшая и наилучшая". Опьянение заливает огонь, т.е. разум. "Душе присущ самообогащающийся логос", т.е. разум; однако они не слышат его и живут как во сне "Людям не стало бы лучше, если бы все их желания сбылись" "Если бы счастьем было услаждение тела, счастливыми назвали бы мы быков, когда они находят горох для еды". Таковы мысли Гераклита.
В заключении можно сделать основные выводы.
Итак, Гераклит Эфесский - древнегреческий философ, представитель ионийской школы. По его диалектическому учению о развитии мира, первоначало сущего - мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он "мерами вспыхивает и мерами угасает"; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются. Гераклит высказал идею непрерывного изменения, становления ("все течет", "в одну реку нельзя войти дважды"). Противоположности пребывают в вечной борьбе ("раздор есть отец всего"), в то же время в космосе существует "скрытая гармония".
Хотя традиция рисует
Гераклита как философа-