Философия Гераклита Эфесского

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 12:31, доклад

Описание работы

Одним из наиболее крупных философских учений ранней греческой философии является учение Гераклита Эфесского.
Гераклит жил в напряжённый и критический для греческой истории период. Острая борьба демоса против родовой аристократии привела к падению власти последней, шла освободительная борьба малоазийских греческих полисов и всей Эллады против Персидского царства за свою независимость.

Содержание

1.Источник и характер человеческих знаний.
2. Относительность всех свойств и вещей.
3. Жизнь - движение и активность.
4. Единство противоположностей.
5. Смысл термина "логос".
6. Объективный и субъективный логос.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

ДОКЛАД Философия гераклита.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

  О логосе как истине, правде говорится  и во Фрагменте 28: "То, что самый  испытанный (мудрец) знает и соблюдает, есть только мнение. И, однако, Правда настигнет лжецов и лжесвидетелей".

  Здесь можно видеть объективный всеобщий смысл истины логоса, превосходство  его над любым индивидуальным представлением, хотя бы даже человека наимудрейшего, неизбежность победы истины над любым субъективным мнением, над лжесвидетельством.

  Но  логос как истина, правда, мудрость - это уже категория разума, или  познания, и свидетельствует о  подходе Гераклита к пониманию  закона как умопостигаемого. Отсюда и происхождение самого термина логос (разум, слово). Но это только подход. Категория познания ещё не выделена полностью. Логос понимается и как разум - как тот разум, который присущ самому первоогню. "Всем управляет Перун”, т.е. он направляет. Перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что “огонь разумен и является причиной управления всем” . Поскольку логос всеобщ, то и разум присущ всему.

  Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении  мышления к чувствам или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита  возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу он видел в сухом огненном естестве. Физике огня в психологии Гераклита содействует учение об огненной "психее". В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском", и наоборот, наихудшая душа у пьяниц:

  Одна  из заслуг Гераклита состоит в  постановке гносеологической проблемы и в попытке адекватно выразить связь субъективного логоса, требующего непротиворечивости, с объективным "логосом" бытия, глубоко противоречивым по своей сути. На пути согласования субъективного логоса с объективным древний мыслитель столкнулся с трудностями, результатом которых и явились его оригинальный стиль, его парадоксы и всё его "метафизическое" учение о логосе.

  Заключение.

  Учение  Гераклита Эфесского было обусловлено  тремя факторами:

  1. Историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.;

  2. Критическим осмыслением мифопоэтических и философских воззрений предшественников Гераклита (Гомера, Гесиода, Ксенофана и др.);

  3.  Личностью философа, его талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события.

  Гераклит  открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Гераклит в смыслеобразе вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это нередко принято считать на основе платоновско - аристотелевской традиции.

  Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей.

  При всей своей примитивности наивный  материализм и стихийная диалектика Гераклита Эфесского сыграли  свою роль – им было положено начало науке древних греков.

  За  тысячу с лишком лет развития древнегреческой  философии материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сложившиеся  на почве Древней Греции, не оставались в неизменном виде, но претерпели длительную и сложную эволюцию, отражавшую, в конечном счёте, диалектику исторического развития античного рабовладельческого общества.

Информация о работе Философия Гераклита Эфесского