Философия Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:19, реферат

Описание работы

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Диалектический метод Гегеля, философская система Гегеля. 4
2. Разложение Гегелевской Философской Школы.
Младогегельянцы. 12
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Критика религий. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

немецкая фил.взгляды гегеля и баха.docx

— 46.04 Кб (Скачать)

ПЛАН 
ЛИСТ 
ВВЕДЕНИЕ 3 
1. Диалектический метод Гегеля, философская система Гегеля. 4 
2. Разложение Гегелевской Философской Школы.  
Младогегельянцы. 12 
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха. 
Критика религий. 15 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 
Список использованной литературы 22 
ВВЕДЕНИЕ 
В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и "подобно тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту". Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции. 
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кругов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности. 
Понятие "немецкая классическая философия" охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со втоpой половины XVIII в. до первой половины XIX в. включительно. 
Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое существо, абстрактный индивид. 
1. Диалектический метод Гегеля, философская система Гегеля. 
Целый ряд важных диалектических идей был сформулирован в философских учениях Фихте (например, антитетический метод) и Шеллинга (особенно диалектическое понимание процессов природы). Вершиной классической немецкой диалектики стала философия Гегеля. 
В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования"1, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика вещей по Гегелю, есть отраженная, "отчужденная", "овнешненная" форма подлинной диалектики, присущей "только жизни понятия", или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. 
Своеобразным введением в гегелевскую систему является "Феноменология духа" (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания, каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, "мирового духа", для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, "сознания" и "предмета", а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. 
Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия. 
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого"1. 
В "Науке логики" (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена "абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея"2. 
Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии "отрицательность", которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. 
Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина. 
В развитом виде содержание философской системы Гегеля, сжато изложенное в "Энциклопедии философских наук" (1817), состоит в следующем В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и т. п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее - в самопознании. 
В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 
1) развитие идеи в ее собственном лоне, в "стихии чистого мышления" - "Логика", где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 
2) развитие идеи в форме "инобытия", т. е. в форме природы - "Философия природы". Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий; 
3) развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т. е. в "духе" - "Философия духа". На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. 
1.Логика (наука логики), открывается предварительным понятием, где, во-первых, рассматриваются три отношения мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное знание. Во-вторых, дается определение логики как науки о мышлении (но не только о формальном), его определениях и законах, формулируется положение о совпадении диалектики. Логики и теории познания, дается разделение Логики на три учения (о бытии, о сущности, о понятии). 
Гегель неоднократно подчеркивал, что его Логику нельзя смешивать с обычной, т. е. с созданной Аристотелем формальной логикой. В этой связи, говоря о "логическом" (мышлении вообще), он выделяет три стороны (момента) "всякого логически реального": а) абстрактная, или рассудочная (рассудок); б) диалектическая, или отрицательно-разумная; в) положительно-разумная, диалектика как Логика и теория познания. 
Характеризуя эти моменты (стороны), Гегель пишет, что мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и такую ограниченную абстракцию считает обладающей самостоятельным существованием. А если эта "неподвижная определенность" абсолютизируется, то получается догматизм. 
Иначе говоря, рассудок - важный необходимый момент мышления, он как "неподвижное мышление", отвлекающееся от развития и взаимосвязи явлений, необходим всегда. Но его возможности нельзя преувеличивать, выдавать его за все мышление в целом. 
Поскольку рассудок берет вещи и выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка является формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в пределах ее компетенции. 
Диалектический момент есть снятие конечными определениями самих себя и их "переход в свою противоположность". Исторически этот момент выступает в двух формах - скептицизм и софистика. В этом смысле диалектика - принцип всякого движения и жизни. 
Положительно-разумное мышление постигает единство определений в их противоположностях, есть то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходах. 
Итак, Логика Гегеля - это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента. 
Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории - категории бытия, противоположностью которой является категория "ничто", а их синтезом - категория "становление". Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами - "бытие" и "ничто". Все остальные категории - это посредствующие звенья развертывания данных полюсов. 
Становление у Гегеля имеет три аспекта: как синоним категории "развитие"; как выражение процесса создания предпосылок предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета. 
Важнейшие категории этого учения - качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики - закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений. 
Главной проблемой учения о сущности, является проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, - сущность и явление, тождество и различие, основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др. 
Кредо Гегеля в рассматриваемом вопросе таково: "Противоречие - корень всякого движения и жизненности: лишь, поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью". Иначе говоря, великая заслуга немецкого мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего - в том числе мышления, познания. 
Вот почему, иронизировал Гегель, "смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить". Мышление должно выражать реальные противоречия предмета. Более того, как он считал, присутствие в мышлении противоречия - критерий его истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения. 
При этом речь, разумеется, не идет о так называемых формально-логических противоречиях (путаница, непоследовательность мышления), которые, конечно же, должны устраняться из мышления (в реальности их нет). Противоречие, будучи источником саморазвития, само развивается, есть процесс. Основные этапы его развертывания: тождество, различие, основание, где противоречие разрешается. Разрешение одного противоречия есть одновременно возникновение другого противоречия. 
Понятие, согласно Гегелю - не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления - понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов - абстрактного и конкретного как "единства многообразного"). 
Рассматривая категорию "объект", немецкий философ различает такие его качественно различные уровни, как механизм, химизм, телеологизм. Это означало определенный подрыв механицизма и метафизического способа мышления, господствовавших в то время. Интересны идеи Гегеля о взаимосвязи жизни и познания, познания и воления (практической деятельности) и ряд других. 
2. Философия природы - это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т. е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения последней Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом. 
Немецкий философ достаточно хорошо знал современное ему естествознание, разделяя все его достоинства и ограниченности - особенно господство в нем механистически-метафизического способа мышления, пытался (хотя и не всегда удачно) эти ограниченности по-своему преодолеть. 
В частности, он стремился осмыслить природу в ее целостности и развитии и соединить диалектику с естественными науками. При всех рациональных идеях "Философия природы" - наиболее слабая часть его системы, оказавшая в последующем незначительное влияние и на теоретическое естествознание, и на философско-методологическое осмысление достижений науки в целом. 
"Философия природы" распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику. Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных к началу XIX века. 
Уже внешнее структурное членение указанной работы содержит по крайней мере две важных позитивных идеи: направленность против механицизма (т. е. стремления только с помощью законов механики объяснить все явления природы, включая человека и общество); подчеркивание (вслед за Шеллингом) иерархичности - расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему, т. е. "догадка" о формах движения материи и о классификации естественных наук по этому основанию. 
В "механике" Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий - притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. 
Самая фундаментальная положительная идея данного раздела, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформулирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны. Движение есть становление, порождающее само себя. Материя представляет собой продукт внутренней связи времени, пространства и движения, их непосредственное единство; и точно так же, как нет движения без материи, так и не существует материи без движения. При этом материя внутренне противоречива. 
В "физике" речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные "стихии" (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия, рассматриваются не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах. Так, физика всеобщей индивидуальности переходит в физику особенной индивидуальности, которая, в свою очередь (что примечательно) перерастает в химический процесс. При анализе последнего Гегель использует такие понятия, как соединение, гальванизм, процесс огня, нейтрализация, разделение и др. 
"Органическая физика" содержит три последовательно восходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматриваются история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида, рода и индивидуума. Небезынтересно отметить, что при анализе последнего соотношения Гегель выделяет три момента: болезнь индивидуума, исцеление и смерть индивидуума из него самого. 
В заключении "Философии природы" мыслитель пишет, что его цель состояла в том, чтобы дать изображение природы, найти в этом внешнем бытии лишь зеркало нас самих, увидеть в природе свободное отражение духа, познать бога не в рассмотрении духа, а в этом его непосредственном наличном бытии (т.е.в природе). 
Несмотря на наличие целого ряда вздорных, фантастических, а порой и нелепых рассуждений немецкого философа о природных явлениях и процессах (обусловленных прежде всего уровнем естествознания его времени), он высказывал немало рациональных философско-методологических и научных идей. Например, необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный процесс, а отсюда его призыв к естествоиспытателям овладеть диалектическим методом (которого тогда там еще не было); осознание противоречия как "корня движения и жизненности" в природе и др. 
3. Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. "Философию духа" Гегель расчленил на три раздела: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. 
Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания. 
Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т. е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам. 
Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей "Феноменологию духа") являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. "Венцом" субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др. 
Во втором разделе - "Объективный дух" - немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Так, в параграфе "Всемирная история" Гегель высказывает плодотворные идеи о целостном, диалектическом, поступательном характере истории, о единстве и многообразии исторического процесса, о его закономерном характере, о прогрессе и его критерии (история - "прогресс в сознании свободы"), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения диалектического метода при исследовании истории и др. 
Особо следует выделить "прозорливость" Гегеля в том, что основой деятельности людей (т. е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т. е. труд - преобразование природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, - подчеркивал немецкий философ, - человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это высказывание - "зародыш" материалистического понимания истории (исторического материализма). 
Вместе с тем в анализе мировой истории у Гегеля немало недостатков: идеализм; "герметический историзм" (метафизичность) - остановил развитие истории в "германском мире"; 
национализм; затушевывание социальных противоречий; "мнимый критицизм" - апологетика существующего, и ряд других; 
Абсолютным духом немецкий философ называл формы общественного сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. В разделе "Абсолютный дух" Гегель стремился рассмотреть эти формы во взаимосвязи и субординации между собой и другими сторонами социальной жизни. 
Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. В искусстве он познается в форме созерцания, в религии - в форме представления, в философии - в форме понятия, т. е. как "мыслящее рассмотрение". Но при этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как "науку наук". 
Вместе с тем Гегель изобразил историю философской мысли не как "перечень мнений", а как закономерный процесс движения мысли к истине. В этом процессе выкристаллизовываются категории, являющиеся центральными для данной философской системы. Предшествующее философское учение в "снятом виде" входит в более поздние учения. Один из серьезных недостатков историко-философской концепции Гегеля - "третирование материализма". Второй недостаток - объявление своей философской системы конечным пунктом, "венцом развития" мировой философской мысли. 
2. Разложение Гегелевской Философской Школы. Младогегельянцы. 
Преподавательская деятельность Гегеля в Йене, Гейдель-берге и Берлине привела к возникновению школы, окончательно оформившейся и достигшей расцвета в Берлине. В спорах по религиозным вопросам выделились консервативное "правогегельянство", истолковавшее Гегеля в духе ортодоксального теизма (К. Гёшель, К. Дауб и др.). С начала 1820-х годов возникает второе поколение учеников Гегеля - "младогегельянцы" (А. Цешковский, Э. Ганс, Д. Штраус, Б. Бауэр, А. Руге и М. Штирнер), подчеркивавшие в противовес гегелевскому "мировому духу" роль самосознания отдельных личностей в истории. Промежуточное положение занимало "ортодоксальное" гегельянство (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Святом семействе" и "Немецкой идеологии". В некоторых трудах вышеперечисленных мыслителей называют школой "Левого гегельянства". Отличительные признаки "младогегельянского" или "левогегельянского" движения (различия невелики) состоят в следующем. 
Ученики Гегеля, принимая многие идеи учителя, считали, что он так и не смог объяснить историю человечества из естественных причин. Они не соглашались с мнением Гегеля о завершении философского знания в его трудах, считали, что гегелевская философия "ретроспективна", т. е. объясняет прошлое, а не настоящее и ничего не говорит о будущем человечества. Младогегельянцы отвергали идею прусского государства как максимально разумного в существующих условиях. Они выступали против совместимости христианства с гегелевской философией. Большинство младогегельянцев в центр своих интересов поставили исследование религии как субстанции существования общества, объединителя государств и народов. В частности, многочисленные государства Германии XIX в. были объединены протестантством. Важное достижение младогегельянцев - дальнейшее развитие ими принципов диалектики Гегеля, показ ее эвристических возможностей. Младогегельянцы полагали, что истина может воплотиться только в развитии всего общества, но ни в одном человеке и его философской системе, сколь бы значима она ни была. 
Цешковский Август фон (1814-1894) в своей работе "Пролегомены к истории" считал, что философия Гегеля излишне теоретична, но не выходит в практику. Истину Гегель выводит из "чистого разума", но истину следует выводить из практической "конкретной деятельности". История зависит не только от воли Бога, но и от творческого, разумного воления человека. История свободно и сознательно творится людьми и Богом. Цешковский упрекает Гегеля в том, что принципы диалектики учитель не распространил на настоящее и особенно на будущее. Но ведь история должна рассматриваться в единстве прошлого, настоящего и будущего. Нельзя ограничивать действие исторических закономерностей только прошлым. Идеи Цешковского оказали влияние на труды Э. Ганса, Б. Бауэра и др. младогегельянцев, особенно концепция деятельности, действия человека как основы развития истории. 
Штраус Давид (1808-1874). Штраус применил диалектику Гегеля к пониманию соотношения теологии науки и философии. В 1835 г. он публикует знаменитую работу "Жизнь Иисуса", которая стоила ему должности профессора в Тюбингене. В этой работе и последовавшей за ней "Христианское вероучение в его историческом развитии и в борьбе с современной наукой" (1872), Штраус детально изучил историю становления христианства. Штраус выдвинул положение, согласно которому под Иисусом Христом надо понимать человечество как род во всем объеме его исторического развития. Христос как историческая личность неопределим, слишком мало мы имеем сведений по этому вопросу в источниках. Любая религия содержит мифы. Она сама (религия) есть рационализированный миф, вернее "жизненный миф". Христос, по мнению Штрауса, был олицетворением мифа о мессии - спасителе человечества. Религиозные мифы творятся во многом бессознательно, силой всего народа. Люди, творящие мифы, не понимают, что они делают и к чему это приведет. Религия - коллективный миф, он не может возникать "сознательно и намеренно". Таким образом, незачем в христианстве искать философские истины. Религия и философия имеют разное содержание. Философия не выступает в виде рафинированной религии, как считал Гегель. Это разные сферы духа с особой сущностью. Философия - сфера разума, религия - сфера мифа. Несмотря на критику христианства Штраус не был атеистом и верил в Бога. 
Бауэр Бруно (1809-1889) - в своем труде "Критика евангельской истории синоптиков" (1841-1842) критикует Штрауса прежде всего за непоследовательность. Штраус считал христианскую религию продуктом мифотворчества, но, исходя из понимания категории "субстанции" Гегеля, полагал, что есть некая высшая субстанция в виде духовной сущности. Эта "субстанция" развивается вне воли и сознания людей. Практически эта "субстанция" и есть Бог. Сам же Бауэр склонялся к атеизму и отрицал существование Бога. Поэтому Бауэр настаивает на том, что мифы творятся людьми вполне сознательно. Христианские авторы знали, что творили и преследовали вполне определенные цели. Таким образом, люди творят свою историю сознательно и преднамеренно. Тогда главное понятие не "субстанция", а "самосознание". 
Истоки религии следует искать в особенности самосознания сознания масс. В истории есть массы людей, а есть "критически мыслящие личности" с отличным от массового сознания интеллектом. Эти герои, обладающие выдающимися способностями, и создают идеи и мифы, которые затем принимает толпа. Трагедия "критически мыслящих личностей" в том, что их идеи массы воплощают в искаженном виде. В итоге результат, которого хотела добиться "исключительная личность", часто бывает другой и даже прямо противоположный" тому, что было задумано изначально. Гегеля Бауэр считал атеистом и антихристианином, правда, в скрытом виде. Потенциально философия Гегеля вела к атеизму. 
Штирнер Макс (1806-1856). Основная работа Штирнера "Единственный и его собственность" написана в 1845 г. Штирнер считал, что его работа единственно правильное продолжение философии Гегеля. Идея Штирнера заключалась в том, что он признавал только личность человека, но не род. Род, родовое - это абстракция. "Я сам себе род, для меня нет нормы, закона, модели", - писал философ. 
Отсюда следовало, что никаких общих "родовых" форм организации общественной жизни Штирнер не признавал полезными для человека. "Разумное" государство невозможно, никакой коллектив не может снять "отчуждения" человека от общества. Главное - стремиться к полной автономии личности. Религия и государство пытаются поработить человека. Это плохо, ничто не должно влиять на личность, ни национальность, ни конфессиональная принадлежность ... ничего. Человек имеет "собственность". Собственность не материальную, а духовную. Собственность - это то, "что собственно мое во мне" говорил Штирнер. Это неповторимая индивидуальность человека, которая в нем самом и находится. Человек для себя всегда "единственный", всегда "эгоист". Ему нет дела до остального мира. Конечно, человек живет в мире, связан с ним. Человек должен присваивать в мире то, что поддается присвоению. Человек должен самореализоваться в мире "сегодня" и "здесь". В этой самореализации высшее призвание человека. Нет никаких общих идей человечества, свободы вообще, есть индивидуальная свобода и т. д. Борясь за свой интерес, человек борется за интересы каждого. Дело в том, что у людей есть связывающие их интересы, которые могут сочетаться. Никакое государство, партия или религия не делают человека свободным, если его сознание рабское, счастливым, если его дух угнетен. Надо быть реалистом и признать, что большинству людей безразличны абстрактные принципы гуманизма, религии и т. д. Только бесконечное и автономное развитие сознании, самосознании, индивидуальных "Я" способствует прогрессу общества. Штирнер заложил тем самым основы современного анархизма и высказал идеи, подхваченные впоследствии Ницше, Адорно, Маркузе. 
3. Антропологический материализм Л. Феербаха. 
Характерная черта материализма Фейербаха - антропологизм, т. е. понимание человека как чисто природного, биологического существа, как "единственного, универсального и высшего предмета новой философии". Немецкий мыслитель считает, что не "мыслящее Я", не "абсолютная идея", а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Он не отвергает принципа тождества бытия и мышления, но - в отличие от Гегеля - понимает его материалистически, усматривая в гегелевской трактовке данного принципа только тождество мышления с самим собой. Фейербах заявил, что единство бытия и мышления истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется Человек, а не сверхчеловеческое Я, не идеалистически абсолютизированный разум. 
Коль скоро человек - наиболее совершенная часть вечной природы (а не творение Бога, не самосознание) и "высший предмет философии", то задача последней (если она истинная) заключается, согласно Фейербаху, не в том, "чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей". Человек прежде всего материальное тело (а не только "мыслящее существо") и потому он обладает способностью ощущать и чувствовать. 
Духовное начало в человеке не может быть, по Фейербаху, отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется человеческим организмом.жжжннннн Однако в единстве указанных двух сторон именно тело в его целостности (а не мышление) составляет сущность человеческого Я. 
В целом Фейербах толковал человека преимущественно биологически и не дошел до понимания общественной сущности человека и его сознания, хотя определенные догадки по этому вопросу у него имеются. Таков, например, его афоризм о том, что человек - "продукт культуры, истории". Кроме того, немецкий философ отмечал, что отдельный, обособленный человек не заключает в себе человеческой сущности; последняя налицо только в общении, в единстве человека с человеком. Это единство философ называл "величайшим и последним принципом философии", а все существенные отношения, принципы различных наук - это только различные виды и формы этого единства. 
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. 
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Он писал: "Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек"1. Ф. Энгельс писал о сочинении Фейербаха "Сущность христианства": "Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности"2. 
Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого "Я". Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. 
Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции. 
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие "объект". По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, "Ты". Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. 
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. 
"Размежевываясь" с Гегелем, Фейербах отмечает, что последний не вышел из пределов собственной мысли, а потому в его "Логике" предметы мысли не отличаются от сущности мышления, которое есть непрерывное единство с самим собой. Предметы мышления представляют собой лишь мысленные определения, они растворяются в мыслях, в них нет ничего, что оставалось бы вне мышления. Вот почему, как считал Фейербах, философия Гегеля есть последняя рациональная теология, а сущность его Логики (метода) есть сущность природы и человека, но без сущности, без природы, без человека. 
По Фейербаху, не мышление, и даже не природа, а именно человек - центр всей методологии. Последняя - не чисто мыслительный (как у Гегеля) или эмпирически-природный (как у Ф. Бэкона), а всецело человеческий феномен. Поэтому, с его точки зрения, не только искусство и религия, но также и философия, логика, методология, наука и т. п. - все это проявление и раскрытие подлинной человеческой сущности. 
Согласно Фейербаху, мышление человека не есть нечто самостоятельное, отдельно от него существующее, а необходимое, неотделимое от него свойство ("предикат"). Субъектом мышления является тот же самый человек, который живет в реальном мире, а не особое, вне мира витающее существо, созерцающее и осмысливающее мир "со стороны". Однако человек этот у Фейербаха - изолированный индивид, "гносеологический Робинзон", вырванный из сплетения общественных связей. (Правда, иногда он говорит о "совокупном субъекте", "людях в совокупности"). 
В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма, полагая, что единственным источником нашего познания являются ощущения. Только то, что дано нам через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Мир 
открыт только для открытой головы, - писал философ, - а только чувства и являются "отверстиями головы". 
Некоторые содержательные и интересные гносеологические идеи Фейербаха, которые часто разбросаны и не всегда согласуются друг с другом: 
1. Познание носит общественно-исторический характер на всех своих уровнях, в том числе на уровне мышления. Существенный признак человека, по Фейербаху, заключается в том, что он мыслит; поэтому мышление есть нечто общественное, всеобщее; разум - это "человечность людей". Социальная природа мьпиления выражена Фейербахом в афоризме: "Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах". 
2. Отдавая приоритет в познании органам чувств, философ ставил вопрос о соотношении познания и предмета познания: 
Я основываю свои ощущения, - писал он, - на материалах, познаваемых нами посредством внешних чувств, произвожу не предмет от мысли, а мысль от предмета; предмет же есть только то, что существует вне моей головы. 
3. Указывая на решающую роль органов чувств, Фейербах вместе с тем не отрицал значение в познании мышления как "высшей познавательной способности". Именно мышление, опирающееся на чувства и проверяемое ими, открывает научные и философские истины. 
4. Немецкий философ подчеркивает единство, взаимосвязь чувственного и рационального (мышления) в познавательном процессе. Подобно тому, отмечает он, как чувство без мышления не представляет собой чего-либо, так и мышление, разум не представляет собой чего-либо без чувств, ибо только чувство дает мне реальные, действительные предметы и существа. 
5. Исходный пункт для "работы" мышления - чувственные данные (опыт) и поэтому, образно выражается Фейербах, "связно читать евангелия чувств - значит мыслить". Вот почему, по его мнению, только то мышление реально, объективно, которое определяется и направляется чувственным созерцанием, только в этом случае мышление есть мышление объективной истины. Мышление как бы "пронизывает" все органы чувств, поскольку оно требуется даже для чистого зрения. 
6. Органом мышления является мозг, но, подчеркивает Фейербах, органом мысли мозг служит лишь в связи с чело 
веческой головой и телом. Следовательно, мыслит не мозг сам по себе, а человеке помощью мозга. 
7. По каким законам и в каких формах развивается и функционирует мышление? Ответ Фейербаха краток и четок: "Законы действительности представляют собой также законы мышления". Тем самым, формы мышления (т. е. логически формы, категории) есть не что иное, как выражения абстрактно-универсальной определенности вещей, данных в созерцании. Иньпли словами, формы и закономерности мышления - осознанные универсальные формы и закономерности бытия, реального, чувственно-данного человеку мира, где человек - важнейший элемент последнего. 
8. Согласно Фейербаху, истинно то,что соответствует сущности рода; ложно то, что ему противоречит. Другого закона для истины не существует. Истинность, по его мнению, есть то же самое, что действительность, чувственность. Только там, говорил Фейербах, где начинается чувственность, кончается всякое сомнение и спор. Тем самым чувственное знание (а не практика) - критерий истины, ибо несомненно, непосредственно, достоверно только то, что является чувственным, ощущаемым, созерцаемым объектом. 
С точки зрения диалектического содержания в истории материализма Л. Фейербаху явно не повезло. Дело в том, что его материализм однозначно оценивается как сугубо и исключительно метафизический. В общем и целом - это действительно так, что четко показал уже Энгельс. 
Между тем определенные заслуги Фейербаха перед диалектикой есть. Во-первых, он обстоятельно и аргументирование показал, что на почве философского идеализма - даже такого "умного", как гегелевский - истинная, последовательно научная диалектика невозможна. Фейербах "выплеснул вместе с водой (идеализмом) из ванны" не диалектику как таковую (как часто думают), а именно ее гегелевскую модификацию. Тем самым он в известной мере подготовил "строительную площадку" для последующего возведения здания материалистической диалектики. 
Во-вторых, немецкий мыслитель продемонстрировал подлинно диалектическое мышление в решении ряда философских проблем. Так, отмечая, что диалектическому методу Гегеля "не хватает жизненности оригинала", а его логика - человеческое мышление, "вытесненное за пределы человека", Фейербах считает, что настоящая диалектика есть диалог не умозрения с самим собой, но "умозрения с опытом". Только в данном случае можно отличить содержательные логические формы от "только абстрактных элементов форм языка", ибо говорить - не значит мыслить; в противном случае, иронизирует философ, великий болтун был бы великим мыслителем. 
Фейербах достаточно хорошо представлял себе, что действительно научное понимание материального мира невозможно без понимания его развития. Принципы материальности и развития возникли у него как два органически связанных момента "новой философии", которые только в их единстве могут служить надежной основой при решении философско-методологических проблем. 
Важнейшими аргументами в пользу истинного метода являются признание и реализация принципа развития, который должен быть выведен из наблюдений над жизнью природы и человека, из обобщения данных наук о них. При этом Фейербах подчеркивает, что понимание развития природы относится к более позднему времени, чем понимание развития человека. Он твердо убежден, что у природы нет ни начала ни конца, все в ней находится во взаимодействии, все одновременно является и действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно. Где нет движения, изменения и развития, - считает философ, - там нет и жизни, нет и природы; но время неотделимо от развития. Что развивается, то существует, но оно теперь не таково, каким некогда было и каким когда-нибудь будет. Например, Земля не всегда была такой, какова она в настоящее время, она достигла своего теперешнего состояния в результате развития и "ряда революций". 
У Фейербаха, как видим, нет сомнений, что важнейшими характеристиками бытия, его формами являются пространство и время. Последнее представляет собой "неразделимое единение с развитием", ибо развитие вне времени равносильно развитию без развития. Пространство и время - не пустые формы явлений, они коренные условия бытия. 
Интересные догадки можно найти у Фейербаха об источнике развития - о противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек) и т. п. При этом противоречие, по Фейербаху, не только характеристика реальной действительности, но и форма мышления, закон, принцип познания. Он убежден, что истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и ТЫ. Это значит, что мыслитель лишь постольку диалектик, поскольку он - противник самого себя. 
Таким образом, и бытие и сознание немыслимы вне изменения, движения, развития, которое является универсальным свойством действительности. Философ не только обращал внимание на развитие в природе, но и на то, что оно по существу является саморазвитием - мир заключает свою причину в самом себе. Никакого вне- и внешнепричинного развития природы нет и быть не может. Принцип развития позволил Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Гегелевский диалектический метод носил революционный характер, тогда как система Гегеля, предполагающая достижение абсолютной истины, оказалась консервативной. 
Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе-ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения "абсолютного духа". Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта.  
Список использованной литературы 
"История философии" (под редакцией Дынника), Москва, 1965 г. 
Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т.Фролова.-М.: Политиздат, 1989г. 
Гегель, "Работы разных лет", Москва, 1970 г. 
Гегель. Соч. М., 1959. Т.4 
Гегель. Соч. М., 1959. Т.4.  
Гегель. Соч. М.-Л., 1929. Т.1 
Мир философии. Ч.1,2.- М.: Политиздат, 1991г. 
Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986г. 
Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С.515. 
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе.- М.: Политиздат, 1985г. 
 
1 Гегель. Соч. М., 1959. Т.4. С. 3. 1 Гегель. Соч. М., 1959. Т.4. С. 2. 2 Гегель. Соч. М.-Л., 1929. Т.1. С. 340. 1 Фейербах Л. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С.515. 2 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе.-М.: Политиздат, 1985. С.27. 21 


Информация о работе Философия Гегеля