Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 12:57, реферат
Фридрих Ницше (1844- 1900) - один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К. Ясперса, наряду с С. Кьеркегором и К. Марксом стал современником нового века. Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить.
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________________3
1. Воля и разум в философии Ф.Ницше _______________________________4
2. Учение о сверхчеловеке ___________________________________________9
2.1 Понятие сверхчеловека___________________________________________9
2.2 Стадии, которые должен пройти человек, чтобы стать сверхчеловеком__10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________15
Список использованной литературы__________________________________18
Но по теории Дарвина развитие видов идет чрезвычайно медленным темпом. Не менее продолжительное время потребовалось бы и для того, чтобы на земле появился сверхчеловек. По – видимому, именно это соображение побудило Ницше впоследствии несколько видоизменить свою теорию. И вот в позднейших сочинениях Ницше дает уже другую концепцию сверхчеловека. Она опирается на мысль, что человек есть биологический конец развития. Совершенствование, которого возможно только в пределах существующего вида. В сочинении под заглавием «Антихрист» Ницше говорит: «Не в том, что должно сменить человека в цепи существ, заключается вопрос: человек есть нечто окончательное».
Понятие о сверхчеловеке означает «нечто, представляющее в отношении ко всему человечеству своего рода сверхчеловека». И если в «Так говорил Заратустра» говорится, что «никогда еще не было сверхчеловека», то в «Антихристе», наоборот, утверждается, что люди сверхчеловеческого типа уже были. «Счастливые, особенно удачливые экземпляры человеческого рода были всегда возможны. И может быть, всегда будут возможны».
Итак,
по другой концепции, которую можно
назвать культурно-
2.2
Стадии, которые должен
пройти человек, чтобы
стать сверхчеловеком.
Какие стадии должен пройти человек, чтобы стать сверхчеловеком?
В одной из речей своих, носящих заглавие: «О трех превращениях», Заратустра указывает три стадии или метаморфозы человеческого духа. Первая стадия это – состояние верблюда, навьюченного всяческими «ты должен», состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека. Вторая стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для «новых ценностей». С момента превращения верблюда в льва и начинается эволюция человека в сверхчеловека. Эта стадия является в процессе эволюции предварительной ступенью и исчерпывается одним отрицанием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. В процессе реализации сверхчеловека – это момент положительный, период творчества. Им заканчивается весь процесс.
Рассмотрим
последние две стадии поподробнее,
чтобы полнее очертить последовательные
ступени восходящего
На стадии льва человек хочет стать господином над своими добродетелями. Прежде они властвовали над ним, но теперь должны стать в подчиненное положение. Заратустра называет это состояние «часом великого презрения».
Великое презрение является стимулом, побуждающим человека стремиться к противоположному идеалу, - идеалу сверхчеловека. В четвертой части своего сочинения «Так говорил Заратустра» Ницше вывел на сцену целый ряд типов людей великого презрения, «высших людей», как он их называет. В пещеру Заратустры приходят два короля, бежавшие от «добрых нравов» и «хорошего общества», пессимист – прорицатель и возвеститель великого утомления, «честный мыслитель», посвятивший всю свою жизнь изучению одного только мозга пиявки, старый «чародей», «самый отвратительный человек».
Все эти люди, при всем их отличии друг от друга, сходятся в одном: их не удовлетворяют те идеалы, которые царят в современном им обществе, они жаждут какого-то нового, лучшего идеала. Для Заратустры они являются «знамением» приближения сверхчеловека.
Великое презрение, предваряет собой переход к преодолению пессимизма. Высшие люди еще не освободились от «духа тяжести», т.е. пессимистического настроения. Пессимистическое настроение это, как выражается Заратустра, - наш наследственный грех – дух тяжести. Преодоления духа тяжести связывают с моментом возникновения в душе бодрого настроения, которое изображается у Ницше под разными символами: золото, смех, танцы.
Подготовительная стадия восхождения человека к сверхчеловеку состоит в отрешении от пессимизма как метафизического, утверждающего, что небытие лучше бытия, так и этического, который считает тело началом злым по самой своей природе.
Освободившись от духа тяжести в обоих его видах, человек, стремящийся к сверхчеловеку, должен сбросить с себя иго тех учений, которые стремятся к урезыванию прав индивидуума на свободное развитие и называют это «равенством» людей. Поэтому Заратустра и говорит: «Там, где оканчивается государство, - там смотрите же, братья мои, разве вы не видите радугу и мосты к сверхчеловеку?»
Такова подготовительная стадия развития человека в сверхчеловеческий тип. На ней человек создает себе только свободу для создания «новых ценностей», отрешаясь от всего того, что препятствует его свободному движению вверх, к сверхчеловеку.
За этим отрицательным моментом следует момент положительный. Он начинается тем, что лев превращается в ребенка. Состояние младенчества берется у Ницше как символ новой жизни. Человек, вступающий на путь сверхчеловека, всему говорит «да», все благословляет и в этом смысле является искупителем земной действительности от проклятия, наложенного на нее «проповедниками смерти» и «презирающими тело».
Утверждение всего, временное смешение моральных категорий, чтобы затем вновь начать различение; одному говорить «да», другому «нет».
Ницше утверждает, что «новые моральные ценности» должны иметь автономный характер. Ницше провозглашает свободу творчества в области морали.
Надо, однако, заметить, что Ницше не удерживается на почве строгого морального индивидуализма. Он склонен утверждать, что моральные нормы должны быть выводимы из внутренней природы человека вообще, а не какой-либо единичной личности. Заратустра между прочим, говорит: «Слушайте лучше голоса выздоровевшего тела: это более честный и чистый голос».
Понятие «Голоса выздоровевшего тела» обнимает у Ницше как физическую, так и психическую сторону, даже индивидуальное начало «само». Это голос здоровых, не извращенных инстинктов человеческой природы. Все жизненные инстинкты и влечения, по воззрению Ницше, сводятся к одному основному стремлению, именно – «воле к мощи», к увеличению жизненной, творческой силы в индивидууме. Следовательно, идеалом практической деятельности, опирающейся на неиспорченные, природные инстинкты человека, является осуществление этого основного стремления человеческой природы, - воля мощи.
Откинувши в «стадию льва» все злое с точки зрения идеала сверхчеловека, стремящийся к этому идеалу должен усвоить себе «новые моральные ценности» или добродетели.
Во всякой морали добродетели имеют значение ступеней, возводящих к идеалу совершенства. Если характерной чертой первого периода эволюции человека в сверхчеловека является презрение ко всему мелкому, ничтожному и пошлому в современной жизни, в ненависти к людям «слабым», т.е. пессимистам, то отличительной особенностью второго, положительного периода является «любовь к дальнему», т.е. любовь к сверхчеловеку, в котором осуществляются вполне стремления воли к мощи. «Дальнее» является синонимом «идеального» и в силу этого противополагается «ближнему». Отсюда, «любовь к дальнему» означает любовь к максимальному развитию воли к мощи одинаково как в себе, так и в других. Так получаются два основных вида любви к дальнему:
В
заключение можно сказать, что в
сверхчеловеке Ницше созерцал благородное
величие могучего творческого духа,
в котором все высшие свойства
человеческой природы получают полное
развитие, исчерпываются все «великие
возможности», созерцал красоту существа,
всегда готового раздать всякому дары
своего безмерно богатого духа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учение непонятого и непризнанного философа в первые годы ХХ века стало быстро входить в моду. Это сознательно муссировалось в газетах всей Европы. Хваткая и оборотистая сестра покойного мыслителя, автор многотомной, во многом фальсифицированной биографии брата, наладила выпуск его сочинений массовыми тиражами (одновременно печаталось несколько собраний сочинений Ницше).
Мода на Ницше (точнее на хлесткие цитаты из его работ типа «белокурой бестии») была также в существенной степени обусловлена выходом в 1906 г. его скандально знаменитой книги «Воля к власти», подготовленной к изданию сестрой писателя. Элизабет Ферстер-Ницше тенденциозно скомпоновала черновые фрагменты и наброски брата в виде связного произведения. Долгое время отдельные специалисты вообще полагали, что «Воля к власти» не принадлежит перу Ницше, а представляет собой фальшивку, сработанную его сестрой. Лишь в 1956 г. К. Шлехта на основе огромной текстологической работы в архиве издал последнее произведение философа, восстановив хронологический порядок фрагментов.
О «Воля к власти», изданной Э. Ферстер-Ницше, хорошо сказал выдающийся философ, вдумчивый интерпретатор Ницше М.Хайдеггер: «Все опубликованное в этой «книге» - действительно записи Ницше, и тем не менее он так никогда не думал». Уточним, что здесь в первую очередь идет речь о нечестных истолкователях.
Поверхностная мода на Ницше сослужила философу плохую службу. Совершенно незаслуженно в массовом сознании он в течение десятилетий представал как милитарист, антисемит и славянофоб... Туман лжи и инсинуаций рассеивается, сквозь жирную копоть (как на старой иконе) просвечивает печальный лик философа, сказавшего о своем творчестве (до творчества): «По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами».
Ницше был первым мыслителем, ощутившим и воплотившим в своих книгах безмерный кризис западного мира, западного духа, западной культуры: религии, философии, морали, права, политики, социальной жизни, науки, искусства - прежде всего идеи непрерывного прогресса (выношенной Ф.Бэконом, Декартом, Тюрго, Кондорсе, Гегелем и другими философами). «Базельский затворник», лично глубоко переживший кровь и смятение франко-германской войны и Парижской коммуны, первый уловил призрачные эманации грядущих общественных катаклизмов, мировых войн, вселенских революций, крушений могущественных империй, переделов мира и т.д.
Мировое значение Ницше как мыслителя определяется именно тем, что он первым среди европейских философов указал и поставил «роковые» вопросы нигилизма, выразив их в необычайно яркой поэтической форме, пользуясь приемами и средствами художественного мышления. Диагност Ницше поставил смертельный диагноз в книге «Веселая наука»: «Европа – тяжелая больная, которая должна молиться на свою неизлечимость и вечные страдания, принимающие разные формы...». Катастрофическое предчувствие истории двух ближайших столетий (XX и XXI веков) как возрастания нигилизма во всемирном масштабе, тотальной переоценки всех ценностей, беспримерного изменения ментальности человечества заставляло философа бить в набат, призывая к трезвости и мудрости.
«Ах, если бы вы знали, как недалеко, как близко уже то время, когда будет иначе!» - восклицал Ницше в книге «По ту сторону добра и зла». Работу «К генеалогии морали» венчает афоризм: грядет «великая драма в ста актах, зарезервированная на ближайшие два века Европы, ужаснейшая, сомнительнейшая и, возможно, наиболее чреватая надеждами из всех драм». Приведем и хрестоматийно известное пророчество философа: «Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, который нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем теплое и грозящее дыхание оттепели – там, где мы еще ступаем, скоро нельзя будет проходить никому!»
По убеждению Ницше, европейские культура и цивилизация уже стоят на краю бездонной пропасти, в затылок им дышат Небытие и Ничто; казавшийся незыблемым, как скала, фундамент (религиозный, нравственный, социальный, научный) Европы рассыпается в песок. Больной мыслитель объявляет в своих книгах тотальную войну (не на жизнь, а на смерть) вековой неправде. Увы, наивными выглядели попытки Ницше непосредственно повлиять на «большую» политику, изменить словом судьбы Германии и Европы. Он послал несколько своих книг, сопроводив их письмами, германскому императору и Бисмарку (Вильгельм промолчал, канцлер ответил вежливым письмом... и все...). Одинокий мыслитель продолжил свою одинокую войну за изменение мира на бумаге...
Закончилось
двадцатое столетие и наступило
двадцать первое; подведение итогов, осмысление
его значения в духовной истории
человечества становится актуальной и
насущной задачей. Ницше, выронивший перо
из ослабевшей руки более ста лет
назад, был и остается одним из главных
авторов сценария фильма-катастрофы под
заглавием «XX век».
Список
использованной литературы
Информация о работе Философия Фридриха Ницше. Учение о сверхчеловеке