Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:46, реферат
XVII век в Западной Европе характеризуется интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к целям и значению человеческого познания. Если во времена средневековья главные усилия человеческих разумов были ориентированы на обоснование существования Бога и подтверждения величия его творения, то в век нарождающегося капиталистического производства наука и её инструмент — разум рассматривается как полезные инструменты созидания и преобразования мира.
Введение 3
1. Философия Френсиса Бэкона 3
2. Политические идеи Томаса Гоббса 8
3. Политические идеи Джона Локка 9
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Философия
Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса и Джона
Локка
Реферат
Выполнила студентка ХХХХХХХХ
План
Введение 3
1. Философия Френсиса Бэкона 3
2. Политические идеи Томаса Гоббса 8
3. Политические идеи Джона Локка 9
Заключение 11
Список
использованной литературы 13
Введение
XVII
век в Западной Европе Философия Френсиса Бекона Родоначальником нового подхода к науке является известный английский политический деятель и философ Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Бэкон дал философское обоснование нового взора на мишень и предназначение науки, разработал главные принципы индуктивного способа исследования. Бэконовский афоризм «Знание — сила» в течение трех веков является эмблемой науки. Наука, по мнению Бэкона, не может служить лишь целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная мишень науки — изобретения и открытия. Мишень же изобретений и открытий — человеческая полезность: ублажение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала её энергии, умножение власти человека над природой. Но наука, по Бэкону, в современном виде не способна решать положительные задачки, нужно перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следует сделать два вида работ: критическую и позитивную. Критическая,
разрушающая часть философской
системы Бэкона, ориентирована на
выявление обстоятельств Основным
препятствием на пути познания природы
Бэкон считал засоренность сознания
людей так называемыми идолами
— искаженными видами реальности,
ложными представлениями и 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра. Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого разума и органов чувств. Эта ограниченность почаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими чертами, примешивание к естественной природе собственной своей человеческой природы. Чтоб уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям нужно сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность. Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представления о реальности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и действиях реальности. Неспособность человека выйти за пределы собственной субъективности и есть причина данного вида заблуждений. К идолам рынка либо площади Бэкон относит ложные представления людей, порожденные неверным употреблением слов. Люди в одни и те же слова частенько вкладывают разный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от исследования явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка либо площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таковых заморочек как, к примеру, сколько чертей может поместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей — рынках и площадях. В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически взятые людьми из разных философских систем. Любая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма либо комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки принимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для собственной жизни. Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивидуума, и их преодоление может быть на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены разумом. Они являются следствием господства над человеком прошедшего опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними обязана проходить через преобразования публичного сознания. В связи с этим принципиальное место в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в средние века схоластической философии, которую он считал основным препятствием на пути исследования природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, не считая споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон усматривал в её абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон обосновывал, что пользуясь лишь силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как основной формы познания, Бэкон противопоставил индуктивный способ (особенности которого мы рассмотрим незначительно позднее). Для
того, чтобы оторвать философию от
бесплодных богословских споров и дать
философии возможность Центральная часть философии Бэкона — учение о способе. Способ для Бэкона имеет глубочайшее практическое и социальное значение. Он — величайшая преобразующая сила, поскольку верно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, очень поднимает её эффективность. Указывая кратчайший путь к познанию, к новым открытиям и изобретениям, способ увеличивает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью. Бэкон
был родоначальником Но Бэкон не был приверженцем крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный. Он придает огромное значение плодоносным опытам, практической полезности исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практические изобретения суть как бы поручителем и свидетелем истинности философии», — пишет он в «Новом Органоне». Бэкон не абсолютизирует роль практической полезности. В связи с этим он показывает на значимость светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубочайшего познания предмета. «Развитию науки, — пишет Бэкон, — способствуют лишь те опыты, которые сами по себе не приносят полезности, но содействуют открытию обстоятельств и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов». Опыты, по Бэкону, обязаны ставиться по определенному способу. Таковым способом в философии Бэкона выступает индукция. Бэкон учил, что индукция — это нужная для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма подтверждения и способ познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции — от частного к общему. Предложенный Бэконом способ, предугадывает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таковым образом, весь размер эмпирического индуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Посреди них: 1)
Таблица присутствия ( 2)
Таблица отличия либо 3)
Таблица сравнения либо 4) Таблица отбрасывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не приемлемо для него); 5)
Таблица «сбора плодов» ( Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного способа на примере анализа тепла. Но этот способ применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки, до этого всего, науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования, обширно употребляют способ, разработанный Ф. Бэконом. Политические идеи Томаса Гоббса В середине XVII в. произошла революция в Англии. Идеологическим знаменем революционных сил являлся кальвинизм в его различных разновидностях. Среди защитников абсолютизма в период революции очень сложную позицию занимал английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679 гг.). Он написал ряд произведений; основное из них – “Левиафан, или материя, форма и власть государства” (1651 г.). Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; “люди должны выполнять заключенные ими соглашения”. Власть суверена абсолютна: ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену – правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет. Гоббс признавал только три формы государства. Он отдает предпочтение неограниченной монархии. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. То, что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего к области публичного, политического права. Одна из задач государственной власти – обеспечение той собственности, “которую люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права”. Неограниченность власти и прав правителя государства не означает в концепции Гоббса апологии абсолютизма континентального образца с его сословным неравенством, всеобщей опекой и тотальной регламентацией. В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом. Оценка доктрины Гоббса в истории политической мысли остается дискуссионной. Некоторые исследователи усматривают в учении Гоббса различные противоречия. Либеральные демократы считают ошибкой Гоббса отрицание политических прав и свобод; сторонники тоталитаризма, напротив, видят противоречия в допущении Гоббсом прав и свобод подданных в области частного права. Между тем доктрина Гоббса противоречива не более чем обоснованный им политико-правовой идеал – гражданское общество, охраняемое авторитарной властью. В концепции Гоббса нет оправдания тоталитаризма.
Особенность учения Гоббса в
том, что гарантией Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства достижима не только при абсолютной монархии. Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти, установившейся в Англии в результате свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля. Реакционные феодалы Англии отрицательно относились к теории Гоббса. После реставрации Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были запрещены. Политические идеи Джона Локка Политико-правовые итоги “Славной революции” (1688г.) получили теоретическое обоснование в трудах английского философа Джона Локка (1632–1704 гг.). В произведении “Два трактата о правлении” Локк изложил свою концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества. Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями. По Локку, государство создано для гарантии, и не должно посягать права людей, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции. Законодательная власть является высшей властью в государстве. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, поэтому орган, осуществляющий законодательную власть, не должен заседать постоянно. Монарх – глава исполнительной власти – имеет так называемые прерогативы. Но деятельность монарха и правительства должна быть строго подзаконна, причем монарх не должен препятствовать регулярным созывам парламента. Идею разделения властей Локк теоретически обосновывал такими чертами природы человека, как способность разума создавать общие правила и руководствоваться ими. Отсюда - законодательная власть, способность своими силами выполнять эти решения, прилагать общие правила к конкретным ситуациям; отсюда суд - исполнительная власть, наконец, способность определять свои отношения с другими людьми - этим обусловливается так называемая союзная, или федеративная, власть, ведающая международными отношениями. Политическое учение Локка оказало большое влияние на последующее развитие политической идеологии. Обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии в области права, принесло Локку славу основателя либерализма. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень “формальных” прав и свобод правами и свободами социальными. |
Заключение
Безусловной заслугой Бэкона становится разработка нового метода научного познания, жизненно необходимого для бурно развивающегося естествознания. Метод Бэкона – итог исканий Возрождения и особенно научной революции; это первое учение полностью очищенное от схоластики. Именно эта противоположность вероятно обусловила эмпиричность метода: философ специально подчеркивал неверность схоластических приёмов исследования и старался максимально от них дистанцироваться. В результате возникает опора на опыт как единственный источник истинного знания; почти полностью отметается разум, играющий сугубо второстепенную роль, систематизируя полученные знания в соответствии с индуктивным методом. Сам индуктивный метод оказывается огромным шагом вперед, играя ведущую роль во всей английской философии вплоть до Беркли. Гоббс и Локк лишь переформулируют и немного дополнят его, сохраняя общую идею индукции с помощью построения таблиц.
Тем не менее, Бэкон не создает цельной картины мира; хотя он и не ставит перед собой такой задачи; по собственным словам мыслителя: «Я иду как Гарольд, возвещая приход великого Господина». Составлением картины мира занялись другие эмпирики – Гоббс и Локк, но метод Бэкона стал фундаментом всех их исследований.
Заслуги Гоббса перед философией относительно невелики: его роль обычно описывают как логический переход от учения о методе Бэкона к целостной картине мира Локка. Гоббс дополняет индукцию Бэкона своими понятиями знаков, меток, сложения и вычитания признаков, а также начинает подводить базу под механическую картину мира Галилея и Ньютона (которая, впрочем, ещё только начинает создаваться). Но база пока что оказывается весьма сомнительной: Гоббс различает понятия протяженности и занимаемого места (что видно из его определения тела), хотя никаких видимых оснований для этого нет. Причиной такого разграничения двух тождественных (на чувственном уровне) понятий кроется, вероятно, в пока ещё не полной ассоциации опыта с чувственностью. Следующий шаг делает Локк, объявляющий именно чувственное познание абсолютным, единственно истинным.
Локк
не занимает чёткую позицию в вопросе
о материальной субстанции, поэтому
формально он не относится к материалистам;
однако ещё сложнее отнести Локка к идеалистам.
По сути дела, философ доводит до логического
конца материалистическую тенденцию в
эмпиризме, создавая надёжное обоснование
для бурно развивающегося естествознания
– его категорий и методов исследования.
Между тем, в этой концепции все же остается
ряд слабых мест, позволяющих последователям
«поставить учение Локка с ног на голову»,
изменить его до неузнаваемости.
Список литературы
Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 тт. Т. 3. - М.: Мысль, 1988. - 668 с.
Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: В 2 тт. Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - 731 с.
Леонтьев
К.Н. Средний европеец как
Мизес Л.
Либерализм в классической
PAGE
\* MERGEFORMAT 2
Информация о работе Философия Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса и Джона Локка