ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фома Аквинский - крупнейший
средневековый философ и теолог,
получивший титул "ангельского доктора",
причисленный 18 июля 1323 г. к лику святых
Иоанном XXII и считающийся покровителем
католических университетов, колледжей
и школ. Аквинат рассматривал Бога
как первопричину и конечную цель сущего.
Сущность всего телесного заключается
в единстве формы и материи. Именно они
суть реальные сверхчувственные внутренние
принципы, образующие всякую реальную
вещь, все телесное вообще. Согласно Аквинату,
материя - только восприемница сменяющих
друг друга форм, ибо лишь благодаря форме
вещь является вещью определенного рода
и вида. Как первопричина, Бог создает
многочисленные роды и виды вещей, наделенных
различной степенью совершенства, требуемых
для полноты универсуума, имеющего иерархическую
структуру. Особое место в творении занимает
человек, заключающий в себе два мира —
материальный и духовный, являющийся единством
материального тела и души как формы тела.
Человек отличается от животного мира
наличием способности познания и, на основании
этого, способностью совершать свободный
осознанный выбор. Основополагающий принцип
познания, по Аквинату, - реальное существование
всеобщего. Человеку присущи две способности
познания - чувство и интеллект. Истину
Аквинат определяет как "соответствие
интеллекта и вещи". При этом понятия,
образуемые человеческим интеллектом,
истинны в той мере, в какой они соответствуют
своим понятиям, предшествующим в интеллекте
Бога. Отрицая врожденное знание, Аквинат
вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют
некоторые зародыши знаний, а именно: первые
понятия, тотчас же познаваемые активным
интеллектом посредством образов, абстрагированных
от чувственного. Он выдвинул принцип:
нельзя одновременно нечто утверждать
и отрицать; на этом принципе основываются
все другие нормы логического мышления.Будучи
первопричиной всех вещей, Бог, вместе
с тем, является конечной целью их устремлений.
Фома отдавал должное деятельности, направленной
на достижение земных, конечных форм блаженства.
Началами собственно нравственных деяний
с внутренней стороны являются добродетели,
с внешней - законы и благодать. Фома анализирует
добродетели и противостоящие им пороки,
однако он полагает, что для достижения
вечного счастья помимо добродетелей
существует необходимость в дарах, блаженствах
и плодах Св. Духа. Нравственную жизнь
Фома не мыслит вне наличия теологических
добродетелей - веры, надежды и любви
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев П.В., Панин
А.В. Фидлософия: учеб.-4-е изд., перераб.
и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.-592
с.
2. История философии: учебник
для высших учебных заведений/
под ред. В.П. Кохановского, В.П.
Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2005
– 736 с.
3. Спиркин А.Г. Философия:
Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.
– 736 с.
4. Философский энциклопедический
словарь/ Гл. редакция: А.Л. Ильичев,
П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.
Панов – М.: Сов. Энциклопедия,
1983.- 840 с.