Философия. Её предмет и роль в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
• человек;
• и общество.
Глобальные проблемы современности тесно переплетены не только между собой, но и с проблемами регионального и национально-государственного масштаба. В их основе заложены противоречия, затрагивающие коренные основы самого существования мировой цивилизации. Их обострение в одном из звеньев ведет к усилению напряженности в других, порождает новые, трудноразрешимые вопросы во взаимоотношении субъектов мировой политики.

Содержание

1. Философия. Её предмет и роль в жизни человека и общества_____2-4
2. Философия в решении глобальных проблем современности______5-9
Литература

Работа содержит 1 файл

Вариант 1 (2).doc

— 64.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Философия. Её предмет и роль в жизни человека и общества_____2-4
  2. Философия в решении глобальных проблем современности______5-9

    Литература___________________________________________________10 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Философия. Её  предмет и роль  в жизни человека и общества

     Философия явилась на свет в результате осознания  человечеством самого себя. Желаешь  познать себя — философствуй, это  справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Греческое слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. ФИЛОСОФИЯ - особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философия является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.

     Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  • онтология (учение о бытии);
  • гносеология (учение о познании);
  • человек;
  • и общество.

     Онтология - учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Бытие — это чистое существование, не имеющее причины. Поскольку бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия — попытка приобщиться к истинному существованию, обретение самобытности, свободы.

     Гносеология это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

     Человек - главная тема философии, центральная проблема всех филосовских школ, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований.

     Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории философии общество понималось как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов», контроля над своими действиями и т. п.

     Роль философии в жизнедеятельности человека выражается в ее функциях. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

  • мировоззренческую,
  • методологическую,
  • мыслительно-теоретическую,
  • гносеологическую,
  • критическую,
  • аксиологическую,
  • социальную,
  • воспитательно-гуманитарную,
  • прогностическую функции философии.

     Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений  об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

     Методологическая  функция заключается в том, что  философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

     Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

     Гносеологическая  – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

     Роль  критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

     Аксиологическая функция философии (в переводе с  греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

     Социальная  функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

     Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в  том, чтобы культивировать гуманистические  ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

     Прогностическая функция заключается в том, чтобы  на основании имеющихся философских  знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

2. Философия в решении  глобальных проблем  современности

     Термин  «глобальный», от латинского «глобус», т.е. Земля, Земной шар, означает общепланетарный характер тех или иных объективных процессов. Глобализация процессов означает не только то, что они охватывают весь земной шар, но и то, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурных, экономических, политических и иных связей. Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых, жизненно важных мировых, общечеловеческих проблем, положительное решение которых требует усилий всех народов и государств. К ним принято относить: проблему войны и мира; проблему народонаселения и ресурсов, или жизнеобеспечение; проблему преодоления разрыва между экономически развитыми и отстающими от них странами, или слаборазвитость; проблему защиты природной среды, или экологическую.

     Ряд глобальных проблем порожден потребностями обеспечения эффективного производства, развития научно-технического прогресса и мирового рынка, освоения и защиты околоземного космического пространства и мирового океана. Глобальные проблемы современности тесно переплетены не только между собой, но и с проблемами регионального и национально-государственного масштаба. В их основе заложены противоречия, затрагивающие коренные основы самого существования мировой цивилизации. Их обострение в одном из звеньев ведет к усилению напряженности в других, порождает новые, трудноразрешимые вопросы во взаимоотношении субъектов мировой политики.

     С одной стороны, стратегия выживания человечества способствует развитию тенденций к объединению усилий государств по решению глобальных проблем, а с другой стороны, недостаток у мирового сообщества материальных и финансовых возможностей урегулирования международных споров ведет к возрастанию напряженности и конфронтации в мировой политике.

     Самой острой и важной среди глобальных проблем является проблема мира. Предотвращение ядерной угрозы – не только жизненно важная проблема сама по себе, это необходимое условие решения всех других насущных задач, с которыми столкнулось человечество. На протяжении веков война была главным средством разрешения политических проблем, неся человечеству многочисленные жертвы и разрушения. В соответствии с Уставом ООН главная ответственность на поддержание мира возложена на Совет Безопасности ООН. Именно ему принадлежит исключительное право применять санкции против агрессора. Устав ООН устанавливает такие средства обеспечения мира и безопасности: 1) сокращение вооруженных сил, вооружений и разоружение; 2) разрешение международных споров мирным путем; 3) использование санкций по отношению к агрессору.

     Однако  угроза использования обычных вооружений по-прежнему остается весьма высокой. Их разрушительная сила, быстрота реагирования, мобильность, дальность, точность представляют большую угрозу для человечеств. Причем их низкая стоимость позволяет даже малым странам приобретать самое современное оружие. Таким образом, чтобы остановить угрозу войны, нужны объединенные усилия всех миролюбивых сил планеты, единство всех стран и народов.

     Предотвращение  угрозы ядерной войны – первое условие решения других глобальных проблем, на первое место среди которых выдвигается экологическая проблема, связанная с активным воздействием человека на природу. Вплоть до средины XIX в. вмешательство человека в природу соответствовало допустимым пределам, когда природа была в состоянии восстановить нарушенное равновесие. Но в XX в. человечество перешло порог допустимого воздействия на природу. Наступила эпоха мирового экологического кризиса, признаками которого стали: 1) вымирание множества видов животных и растений; 2) резкое сокращение лесов: 3) рост пустынь; 4) рост концентрации углекислого газа в атмосфере; 5) истощение озонового слоя и др.

     Глубинная основа угрозы глобального экологического кризиса коренится в неравномерности  развития различных форм материи. Геологический круговорот вещества на Земле совершается на протяжении геологических эпох, в течении миллиардов лет. С появлением жизни на Земле процесс геохимической миграции ускорился. Темпы техногенного изменения химических круговоротов биосферы оказались выше темпов естественной эволюционной адаптации многих форм жизни, в том числе человека. Угроза глобального экологического кризиса есть процесс, в котором обнаруживается противоположность природы и общества. Расходы на охрану среды растут, принимаются законы, разрабатываются стандарты на качество отдельных компонентов среды – воздуха, воды, шума и т.д. Но проблема по-прежнему остается чрезвычайно острой.

     Человечество  увеличивается со скоростью десять тысяч человек в час. Но демографическая ситуация в мире не однообразна. В экономически развитых странах уровень рождаемости и уровень смертности понижаются, а темпы роста населения падают, причем в некоторых странах они упали ниже нуля, т.е. численность населения стала снижаться. В развивающихся странах при снизившемся уровне смертности уровень рождаемости остается высоким, давая высокий прирост численности населения. Демографическая проблема тесно переплетается с мировой продовольственной проблемой, потому что мировое производство продовольствия растет недопустимо медленно.

     Нерешенность  проблемы жизнеобеспечения будет оставаться одним из постоянных источников международной  напряженности. К ней близко примыкает проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми и развивающимися странами. Два факта лежат в основе этой проблемы. Первый состоит в том, что неравенство между наиболее и наименее экономически развитыми странами достигло невиданных до сих пор размеров. Второй факт свидетельствует о том, что разрыв продолжает увеличиваться. По прогнозам в ближайшие 30 лет он возрастет в 3-4 раза.

     Поступательное  развитие общества – это историческая необходимость, но воплотиться в  жизнь она может только благодаря  деятельности людей. Люди же всегда обладали и обладают известной, исторически  обусловленной свободой выбора целей своей деятельности, тем более средств их достижения. При этом цели людей диктуются им объективными обстоятельствами, а средства им представляет достигнутый обществом уровень экономического, политического и научно-технического развития.

     В прежние эпохи «ритм» истории, как  правило, не совпадал с циклом жизни  отдельных индивидов: общественные преобразования происходили в процессе смены многих поколений людей. Образно  говоря, история народов, с одной  стороны, и жизнь отдельного человека – с другой, протекали как бы в разном времени, отмерялась на разных часах. В нашу эпоху впервые в истории ее «ритм» совпал с «ритмом» жизни людей. Ускорение темпов прогресса наряду с увеличением средней продолжительности жизни сопровождается тем, что теперь история коренным образом меняется в течение одного поколения. Существует пословица: «Кто сеет ветер – пожнет бурю!» В прошлом часто ветер сеяли одни поколения, а бурю пожинали их далекие потомки. В нашу эпоху бурю будет пожинать то поколение, которое сеет ветер, но оно же будет вознаграждено и за свои добрые дела. Судьба человечества уже в самом непосредственном и прямом смысле находится в руках ныне живущего поколения, а будущее, которое оно создает, станет будущим наших детей. Это накладывает на современное поколение несравнимую с прошлым моральную, социальную и историческую ответственность, о чем должны постоянно помнить политики и государственные деятели, способные влиять на ход мировой истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература

  1. Горшков М.К. Россия в глобальных процессах: поиски перспективы. М., ИС РАН, 2008
  2. Социальная философия Соколов С.В., 2003
  3. Спиркин А.Г. Философия: учебник.- 2-е изд.- М.: Гардарики, 2006
  4. Тормасов Б.А. Философы и философия. - М., 1998
  5. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству. М., Логос, 2002
  6. Философия Митрошенков О.А., 2002

Информация о работе Философия. Её предмет и роль в жизни человека и общества