Философия, ее суть

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:31, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по предмету - философия

Содержание

1. Понятие философии. содержание, метод и цель
2. Функции философии
3. Специфика философского знания
4. Природа философских проблем

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 21.91 Кб (Скачать)
  1. Понятие философии. содержание, метод и цель

 

ФИЛОСОФИЯ (в переводе с греческого означает - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных  принципах и основах человеческого  бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого  отношения к природе, обществу и  духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится  рациональными средствами создать  предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие  от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления  о мире, философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными  потребностями в поиске новых  мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда  ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями  о природе, обществе, человеке, добре  и зле, жизни и смерти, свободе  и необходимости и т.д.) перестают  обеспечивать воспроизводство и  сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают  разрывы традиций и формируются  потребности в поиске новых мировоззренческих  смыслов. Социальное предназначение философия  состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится  отыскать новые мировоззренческие  ориентиры путем рационального  осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих  идей. В этом процессе универсалии  культуры из неосознаваемых оснований  культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских  категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры. Рациональная экспликация в философии  смыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания  их единства и целостности. Поэтому  первичными формами бытия философских  категорий выступают не столько  понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.

Значения имеют также личность философа и внешние условия его  работы. Главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления, совокупность рациональных правил - универсальный  циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов  необходимо, но недостаточно.

Основными методами являются диалектический, феноменологический, герменевтический, структурный, антропологический, прагматический. Часто в рамках одного философского исследования используются одновременно несколько методов.

Комплексность метода предполагает одновременное  использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом  философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок  придерживается мыслитель, и какой  предмет он рассматривает.

С самого начала философия имела две разные цели, которые считались тесно связанными между собой. С одной стороны, философия стремилась к теоретическому осмыслению структуры мира; с другой - она пыталась найти и поведать лучший из возможных образов жизни.

  1. Функции философии

· мировоззренческая функция философии  состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

· методологическая функция философии  состоит в определении способов достижения каких-либо целей, например, эффективность конструирования  научного познания, эстетичного творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним  из таких методов является исторический: чем бы вы не занимались, есть резон  учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практик.

· гуманистическая функция философии  проявляется очень ярко, реализуется  она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая  философия насквозь проникнутая  любовью к людям, человеческому  достоинству. В этой связи показано, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним  культурно разделены эстетический и этический подходы.

· практическая функция философии  состоит в том, как уже отмечалось, прежде всего, в её моральной заботе о благе людей.

Источник философских проблем - вся сфера человеческого существования  как индивидуального, так и коллективного: исторические, естественные науки, изучение бытия порождают вопросы мировоззренческого характера. Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных  перспектив этой деятельности. Поскольку  на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа философских проблем, то на каждый новом историческом этапе осмысляются по-иному.

 

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция  – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

 

start="3"

 Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего  с научным знанием - предмет,  методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным  знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что  философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия  обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над  ним.

Философские проблемы могут успешно  решаться, обсуждающиеся только в  том обществе, где допускается  критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание  различных позиций по одному и  тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает  онтологию, гносеологию, логику  и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический  характер;

3. содержит базовые, основополагающие  идеи и понятия, которые лежат  в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт  отпечаток личности и мировоззрения  отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием  научным, вместе с тем нередко  выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как  знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного  знания и ценностей, нравственных  идеалов своего времени, испытывает  на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет  познания, но и механизм самого  познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму  себя, то есть знание обращено  как на мир предметов, так  и само на себя;

9. испытывает на себе сильное  влияние доктрин, вырабатываемых  прежними философами;

10. в то же время динамично  - постоянно развивается и обновляется;

11. опирается на категории - предельно  общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

13. ограничено познавательными  способностями человека (познающего  субъекта), имеет неразрешимые, «извечные»  проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие  либо отсутствие Бога, его влияние  на мир), которые на сегодняшний  день не могут быть достоверно  разрешены логическим путём. Философские  проблемы находят своё решение  для данных людей и в данное  время, но потом приходят другие  люди, другое поколение и опять  сталкиваются с этими же вопросами.

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает  мыслитель нельзя отделить от его  личности.

 

  1. природа философских проблем

Историко-материалистически были истолкованы также все аспекты  философской проблемы “мир - человек”. Классические философские вопросы (об отношениях “человек - природа”, “природа - история”, “личность - общество”, “свобода - несвобода”) и при новом подходе  сохранили свое непреходящее мировоззренческое  значение. Они предстали как выражение  реальных диалектических “полярностей”, неустранимых из жизни людей и  потому принципиально неустранимых из философии.

Что же было внесено нового в понимание  философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через  всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные  эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это  касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей  концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление  старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных  проблем, а наоборот, предполагает все  это.

К большим философским проблемам  обращались и будут обращаться мыслители  разных эпох. При всем различии их подходов и историческом изменении характера  самих проблем все же в их содержании и понимании будет сохраняться  определенное смысловое единство и  преемственность. Историко-материалистический подход поставил под сомнение не сами проблемы, а лишь полноценность, достаточность  их сугубо умозрительного решения. Он привел к выводу: решение философских  проблем требует глубокого позитивного  знания истории, конкретного изучения тенденций и форм исторического  развития.

Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно  тоже причастно к истории, хотя абстрактная  его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи  с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе  говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к  миру, составляющих главный предмет  философского осмысления,- явление  всецело историческое.

Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание  общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе  теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой.


Информация о работе Философия, ее суть