Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:31, шпаргалка
Ответы на вопросы по предмету - философия
1. Понятие философии. содержание, метод и цель
2. Функции философии
3. Специфика философского знания
4. Природа философских проблем
ФИЛОСОФИЯ (в переводе с греческого
означает - мудрость; любовь к мудрости)
- особая форма познания мира, вырабатывающая
систему знаний о фундаментальных
принципах и основах
Необходимость философского познания
мира коренится в динамике социальной
жизни и диктуется реальными
потребностями в поиске новых
мировоззренческих ориентиров, регулирующих
человеческую деятельность. В развитии
общества всегда возникают эпохи, когда
ранее сложившиеся ориентиры, выраженные
системой универсалий культуры (представлениями
о природе, обществе, человеке, добре
и зле, жизни и смерти, свободе
и необходимости и т.д.) перестают
обеспечивать воспроизводство и
сцепление необходимых обществу
видов деятельности. Тогда возникают
разрывы традиций и формируются
потребности в поиске новых мировоззренческих
смыслов. Социальное предназначение философия
состоит в том, чтобы способствовать
решению этих проблем. Она стремится
отыскать новые мировоззренческие
ориентиры путем рационального
осмысления универсалий культуры, их
критического анализа и формирования
на этом пути новых мировоззренческих
идей. В этом процессе универсалии
культуры из неосознаваемых оснований
культуры и социальной жизни превращаются
в предельно обобщенные категориальные
формы, на которые направлено сознание.
Они выражаются посредством философских
категорий, которые выступают
Значения имеют также личность философа и внешние условия его работы. Главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои методы: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как метод мышления, совокупность рациональных правил - универсальный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.
Основными методами являются диалектический, феноменологический, герменевтический, структурный, антропологический, прагматический. Часто в рамках одного философского исследования используются одновременно несколько методов.
Комплексность метода предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается мыслитель, и какой предмет он рассматривает.
С самого начала философия имела две разные цели, которые считались тесно связанными между собой. С одной стороны, философия стремилась к теоретическому осмыслению структуры мира; с другой - она пыталась найти и поведать лучший из возможных образов жизни.
· мировоззренческая функция
· методологическая функция философии состоит в определении способов достижения каких-либо целей, например, эффективность конструирования научного познания, эстетичного творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практик.
· гуманистическая функция
· практическая функция философии состоит в том, как уже отмечалось, прежде всего, в её моральной заботе о благе людей.
Источник философских проблем -
вся сфера человеческого
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заклю
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
start="3"
Специфика философского знания
Основная специфика
1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех
других наук заключается в том, что
философия является теоретическим
мировоззрением, предельным обобщением
ранее накопленных
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
Можно выделить также следующие особенности философского знания:
1. имеет сложную структуру (
2. носит предельно общий,
3. содержит базовые,
4. во многом субъективно - несёт
отпечаток личности и
5. Философское знание, будучи знанием
научным, вместе с тем нередко
выступает и как знание
6. является совокупностью
7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
9. испытывает на себе сильное
влияние доктрин,
10. в то же время динамично
- постоянно развивается и
11. опирается на категории - предельно общие понятия;
12. неисчерпаемо по своей сути;
13. ограничено познавательными
способностями человека (познающего
субъекта), имеет неразрешимые, «извечные»
проблемы (происхождение бытия,
Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.
Историко-материалистически
Что же было внесено нового в понимание философских проблем? Можно ответить совсем кратко: историзм. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в разных культурах и свой конкретный, неповторимый облик. И это касается не двух-трех проблем; речь идет о принципиально новой общей концепции философии, ее предназначения. Важно, однако, подчеркнуть, что преодоление старой формы философских учений отнюдь не означало и не означает отказа от сохранения, развития, углубления содержания обсуждавшихся в них серьезных проблем, а наоборот, предполагает все это.
К большим философским проблемам
обращались и будут обращаться мыслители
разных эпох. При всем различии их подходов
и историческом изменении характера
самих проблем все же в их содержании
и понимании будет сохраняться
определенное смысловое единство и
преемственность. Историко-материалистический
подход поставил под сомнение не сами
проблемы, а лишь полноценность, достаточность
их сугубо умозрительного решения. Он
привел к выводу: решение философских
проблем требует глубокого
Что же касается отношения “мир - человек” (“бытие - сознание” и т. п.), то оно тоже причастно к истории, хотя абстрактная его форма скрывает это обстоятельство. Но стоит только представить себе проблему, как становится понятным, что разлапые человеческие связи с миром развертываются в ходе истории. Они реализуются в изменяющихся формах труда, быта, в смене верований, развитии знаний, в политическом, нравственном, художественном и прочем опыте. Иначе говоря, поле практических, познавательных, ценностных отношений людей к миру, составляющих главный предмет философского осмысления,- явление всецело историческое.
Человеческая история - реальность особого рода. Это - сложное сочетание общественной жизни людей (форм производства, социально-экономических, политических структур) и всевозможных духовных ее составляющих. Причем оба компонента переплетены, взаимодействуют, нерасторжимы. Отсюда и двоякая направленность философского исследования - на реалии человеческой жизни, с одной стороны, и на различные, в том числе теоретические, отражения этих реалий в человеческом сознании - с другой.