Философия, ее роль в жизни человека и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:00, реферат

Описание работы

Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины? Вот круг вопросов, которые рассматриваются в данной главе.

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 344.92 Кб (Скачать)
yle="text-align:justify">Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям.  Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек - мир».

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».

Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ

Суть основного вопроса или проблемы

Философское течение (школа)

Представители

Эпоха

1

2

3

4

5

1.

Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

Буддизм

Гаутама Будда и др.

Древнейший мир -Новейшее время

2.

Как избавиться от сансары (круговорот перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

Ортодоксальная индийская философия

Капила, Патанджали, Вьяса, Канада, Шанкара и др.

Древний мир - Новейшее время

3.

Познание Дао и достижение  бессмертия

Даосизм

Лао-Цзы и др.

Древний мир - Новейшее время

4.

Что есть Бог? Спасение души

Христианская философия

Августин, Ориген, Василий великий, Фома Аквинский

Средние века

5.

Воссоединение с Богом

Суфизм

Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди и др.

Средние века - Новейшее время

6.

Трансмутация сущности  человека и достижения духовного бессмертия

Оккультная философия

Альберт великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме и др.

Средние века и Возрождение

7.

Каков истинный метод научного и философского познания?

Эмпиризм, рационализм

Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.

Новое время

8.

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Дуализм, рационализм

Кант

Новое время

9.

Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития

Объективный идеализм, рационализм

Гегель

Новое время

10.

Энгельс  в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» формулирует основной вопрос таким образом: «Великий  основной вопрос всей, в особенности Новейшей философии, есть вопрос  об отношении мышления к бытию»

Марксизм

Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов

Новейшее время

11.

Что есть истинное научное познание?

Неопозитивизм

Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.

Новейшее время

12.

Проблема языка

Лингвистическая философия

Витгенштейн, Хайдеггер и др.

Новейшее время

13.

Проблема человека

Экзистенциализм

Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.

Новейшее время

14.

Почему есть нечто, а не ничто?

Экзистенциализм

Хайдеггер

Новейшее время


 

 

Литература

 

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994.

2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Наука, 2001.

3.Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1996.

4. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.: 2002.Т.2.

5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М., 1970. 

6. И. Кант. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». 1764. // Соч. 6 т. М., 1964. - Т.2.

8. Философия. Опыт художественного осмысления. - Ставрополь: Изд-во МГУ, 1989.

10. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

11. Цицерон. Избранные сочинения. - М., 2005.

 

 


 



 



Информация о работе Философия, ее роль в жизни человека и общества