Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:47, контрольная работа
Что же такое философия? Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Любовь к мудрости. Философия – это одна из форм общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития. Только философия формирует цельную систему взглядов на мир и место человека в мире; философия исследует проблемы социально-политического, культурно-нравственного и эстетического отношения человека к миру. Содержанием, внутренним стержнем философии является духовно-нравственная мудрость.
Философия, ее предмет и роль в обществе
Содержание:
1.Философия - как особая форма общественного сознания…….3
2.Философия как мировоззрение…………………………………..5
3. Мировоззрение: сущность и жизненный смысл ………………7
4.Философия - теоретическое ядро мировоззрения……………..8
5.Философия как общая методология ………………………......19
7. Список используемой литературы…………………………….22
За решение какой бы проблемы ни взялся философ, как бы он ни разматывал нить философской мысли, он рано или поздно натолкнется на вопрос, который ему не обойти, как бы ему этого ни хотелось. Это и есть основной вопрос философии вопрос об отношении мышления к бытию. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, согласно Ф. Энгельсу, есть вопрос об отношении мышления к бытию». (Маркс Я., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 282.). Столкнувшись с этим вопросом, философ должен волей-неволей выбрать для себя позицию, которая будет определяющей для всей его философии, материалистическую или идеалистическую.
Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух фундаментальных типов реальности объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материя предшествует сознанию, или, наоборот, сознание предшествует материи? Материя на определенном уровне своего развития порождает свой высший цвет разум, или, наоборот, мировой дух творит материальный мир? А может быть, они сосуществуют как равноправные субстанции? Эти проблемы, составляющие стержень основного вопроса философии, образуют одну его сторону.
Материализм отвергает все антинаучные
трактовки происхождения и
Другой стороной основного вопроса философии является не менее принципиальный вопрос о познаваемости мира. Может ли человек постичь. Объективные законы мира или мир непознаваем? Те, кто считает, что мир принципиально непознаваем. Называются агностиками. Наиболее ярким примером агностицизма является религиозная философия, отрицающая познаваемость мира, дабы утвердить примат веры над разумом.
Почему вопрос об отношении мышления к бытию - этот, казалось бы, довольно отвлеченный вопрос - является именно основным? Потому что от сути его решения, как от истока многоводной реки, берут свое начало не только все иные проблемы собственно философии (проблема определения метода. Проблема практики и истины, проблема движущих сил истории и др.), но и общетеоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни, то есть тех паук, которые вносят существенный вклад в создание научной картины мира.
Применительно к социальной истории,
к истории общества основной вопрос
философии решается как вопрос о
соотношении общественного
В своем развитии философский материализм прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через механистический и метафизический к высшей форме - диалектическому материализму. Об этих этапах мы скажем подробнее в дальнейшем. Здесь же отметим, что, поскольку люди в своей жизни не могут не считаться с фактом объективного существования материального мира, постольку они в своей повседневной практике действуют как материалисты: одни - стихийно, а другие - сознательно, теоретически, философски осмысленно. История науки знает немало примеров, когда ученые, не приемля материалистического истолкования основного вопроса философии, на деле в своей науке стихийно основывались на принципах материализма в объяснении сущности явлений: ученый отличается в своих общих воззрениях интересом и почтением к объективному началу.
Идеализм так же неодинаков в
своих формах. Так, объективные идеалисты,
начиная от древних и кончая современными,
признают существование реального
мира вне человека, но считают, что
в основе его лежит разум (Платон,
Гегель и др.). В рамках такой рационалистической
объективно-идеалистической
С точки зрения субъективного идеализма объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений, восприятия. Отсюда основополагающая идея субъективного идеализма: «вещи суть комплексы ощущений» (Беркли, Мах), и существовать, быть значит быть воспринимаемым органами чувств человека. Субъективные идеалисты утверждают, что наши усилия выйти за пределы сознания тщетны, и поэтому признание бытия внешнего мира, независимого от сознания, недопустимо. Да, действительно, мы знаем мир в его данности человеку, в той мере, в какой он отразился в нашем сознании, через ощущения. Но это совсем не значит, что восприятие мира и есть сам мир. Ведь даже обыденный опыт показывает, что предметы восприятия продолжают существовать и тогда, когда мы их не воспринимаем, и до, и во время, и после восприятия. Иными словами, даже обыденный опыт утверждает, что бытие вещей не зависит от акта их восприятия. Логическое развитие идей субъективного идеализма ведет к солипсизму утверждению, что существую лишь «я» и, кроме меня, ничего и никого нет. Субъективный идеалист, таким образом, похож на человека, который как бы оказался в комнате, состоящей из одних волшебных зеркал, где он со всех сторон видит только себя и никак не может найти выхода, всюду натыкаясь на свое же собственное изображение.
Если материализм опирается на достижения науки и практики, то идеализм нередко идет бок о бок с религией, являясь ее косвенным, а подчас и прямым обоснованием. Но, говоря о связи идеализма с религией, недопустимо отождествлять их: религия опирается на веру и чувства, идеализм же обращается к разуму, стремясь теоретически доказывать свои положения.
История развития философской мысли
сложнее описанной выше схемы. Как
правило, все домарксовские материалисты
были идеалистами в объяснении явлений
общественной жизни. Да и в объяснении
явлений природы, истолковывая их в
целом в материалистическом духе,
порой допускали
Идеализм не прихоть заблудших по недомыслию философов, нередко к тому же гениальных. Он имеет свои гносеологические и социальные корни. Дело в том, что познание мира очень сложный и крайне противоречивый процесс, далеко не прямолинейный, а движущийся, но преимуществу зигзагами и кружными путями, спиралеобразно. Тут и буйство фантазии, и здравый смысл, и хитрость ума, и сила стройной логики, и правдоподобные и далекие от реальности допущения. Во всем этом потоке творчески ищущей мысли, мечущейся из стороны в сторону, а иногда и заходящей в тупик, существует засвидетельствованная опытом духовной жизни человечества неизбежность ошибок и заблуждений. «...Философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный» (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 322.). Следовательно, в самом процессе познавательной деятельности заложена возможность отрыва мысли от действительности и ухода ее в сферу фантазии, что невольно толкает мыслителя на ложный путь. Известно, что вещи, их свойства даны нам в форме ощущений и что субъективные образы этих вещей осознаются нами как существующие там, где находится их объект. Например, глядя на зеленый лист, мы эту «зеленость» воспринимаем как принадлежащую самому листу, а, созерцая голубое небо, приписываем «голубизне» объективное бытие. Субъективный идеализм как раз и «раздувает» эту, только одну сторону нашего познания: опираясь на эмпирически данный опыт, он дает ему ошибочное теоретическое истолкование. А именно: субъективную форму данности объекта субъекту он трактует как сам объект, то есть сводит вещи к ощущениям, а ощущения -- к вещам. Но любой биофизик скажет, что «зеленость» и «голубизна» суть ощущения, отражающие видимый спектр электромагнитных колебаний определенных частот и длин волн и что сами по себе волны не «зеленые» и не «голубые». Поэтому надо отделять субъективную форму, в какой нам дан объект, и его объективный источник, существующий сам по себе, что и делает научный материалист.
Если субъективный идеализм замыкается
сферой познающего индивида, чувственной
формой его познания, то объективный
идеализм, напротив, прежде всего, абсолютизирует
в качестве надличностного бытия
результат человеческого
Гносеологические корни
Объективный идеализм абсолютизировал не только результаты человеческой деятельности, но и самую творческую активность человека, оторвав ее, однако, от него. Таким образом, и получилось, что в истории философии до возникновения марксистской философии активная, творческая способность человека разрабатывалась в основном объективным идеализмом. Известно, что идея создаваемой человеком вещи предшествует, но времени и, по сути, бытию самой этой вещи, которая является производной от цели, замысла творца, скажем столяра. Большая часть того, что окружает человека, есть результат его творческой активности, и потому идея творения становится своего рода призмой, сквозь которую он смотрит на мир. Человеку не так просто отвлечься от этой идеи и мыслить мир как никем не сотворенный и существующий вечно. Поэтому извечное, несотворенное бытие мира не укладывалось, да и до сих пор не у всех укладывается в голове. А отсюда допущение вселенского творца и управителя.
Философский идеализм имеет и социальные
корни, связанные, в общем, с процессом
отделения умственного труда
от физического и
5.Философия как общая методология
Методы зарождаются в
Среди всего разнообразия методов
можно выделить такие, которые используются
только одной наукой, характеризуя
ее специфическую область