Философия Джона Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:58, доклад

Описание работы

Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения,

достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский

философ, врач по образованию и политик по роду своей практической

деятельности, Джон Локк (1632-17-4). В своем главном научном труде «Опыт о

человеческом разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать

положение об опытном происхождении всякого человеческого знания.

Работа содержит 1 файл

Философия Джона Локка.docx

— 26.25 Кб (Скачать)

счет усиления материалистических тенденций. Мы уже  неоднократно

подчеркивали, что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил

упрощенного характера. Теория абстрагирования  показывает, что Локк придавал

большое значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический

уклон отчетливо  проявляется в его учении о  трех родах познания:

интуитивном, демонстративном и опытном. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – представитель  философии французского Просвещения. Он происходил из дворянского гасконского рода. Получив классическое и юридическое образование, был на различных должностях в

судебных  учреждениях, что дало ему возможность изучить юридическую практику Франции того времени. Затем отходит от всего этого и посвящает себя изучению естественных и общественных наук. Первый его литературный опыт - роман "Персидские письма" (1721) - имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально-абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по праву считается произведение "О духе законов" (1747). Еще он написал "Рассуждение о причина величия и падения римлян" (1734). В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования разных форм общества, полагая, что для того, чтобы снять ту или иную форму общественного развития, необходимо почитать то законодательство, которое существует в данном обществе. Монтескье различал два типа законов, существующих в обществе:

1) "естественные", которые определяются биологическими, природными характеристиками человека  и выражают его отношения к  природе я к другим людям,  но, так сказать, во внеобщественном состоянии;

2) социальные  законы.

Монтескье выделял три основных образа правления, существовавших в истории: республиканский, монархический, деспотический. Он полагал что юридические нормы государства определяются формой государства, законы же - это юридические выраженные правила, определяющие отношения между верховной властью и членами общества. Эти законы, согласно Монтескье, формируют политическую свободу, состоящую в том, что каждый имеет право делать все, что дозволено законами. Смысл концепции Монтескье сводился к утверждению, что законодательства, характерные для определенных форм

правления, а именно демократического, монархического и деспотического, детерминированы  различными факторами: характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. географической средой), нравами, обычаями, религиозными верованиями, численностью населения. Тем самым Монтескье попытался осознать общество как целое, связанное в единое целым рядом условий, факторов. Эта целостность и определяет, согласно Монтескье, "дух народов". Каждая форма правления - своеобразная структура, все элементы которой взаимосвязаны и необходимы для функционирования целого. В каждой социальной структуре главным элементом Монтескье считал ту или иную человеческую страсть, которая дает возможность действовать, чтобы сохранить устойчивое состояние. Для республики характерна добродетель, для монархии - честь, для деспотии - страх. Если та или иная "страсть", или психологический принцип, ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым Монтескье устанавливал определенную зависимость между образами правления и психологией народов, что имело под собой важные основания. Монтескье выводил эти зависимости из географической среды, в которой главную роль играли климат, почва и рельеф местности. Составная часть учения Монтескье - его концепция "разделения властей", которая в определенной степени была развитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть при любой форме правления, как при монархии, так и при демократии. Он писал, что необходимо разделить "власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". Только подобное государственное устройство, в котором все эти власти разделены, может обеспечить такое положение, "при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему позволяет" [Избр. произв. М., 1955. С. 290-291]. Этаконцепция Монтескье имела огромное демократическое

содержание  и не потеряла своего значения до настоящего

времени. 
 

Информация о работе Философия Джона Локка