Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:02, реферат
СОДЕРЖАНИЕ
Джон Локк считал, что философы, как и естествоиспытатели, должны продвигаться шаг за шагом с помощью опыта. Прежде чем переходить к рассмотрению “ больших” проблем, необходимо изучить наши средства, то есть наши понятия. Поэтому Локк начинает с критики познания и анализа языка.
Джон Локк является одним из классиков педагогики и политической теории. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде «Опыт о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опыте основывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.
2. Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества.
3. Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей.
4. Одним источником идей является объект ощущения, другим - деятельность души.
5. Особенности
внутреннего опыта объясняют и такое весьма
важное свойство человеческого сознания,
как наличие в нем определенных задатков,
в сущности, независимых от внешнего опыта.
Следует различать, согласно Локку, отсутствие
врожденных идей как внеопытного знания
и наличие вместе с тем определенной способности,
предрасположенности к той или иной деятельности.
3.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ
ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА.
Важнейшая
составная часть социально-
Основанием
для этих оценок стало то, что
в центр не только философско-антропологического,
но и социально-политического
Один из принципов гражданского общества Джон Локк определяет, сочувственно цитируя популярного тогда теолога и философа Гукера: "Общественная власть всего общества выше любого человека, входящего в это общество; и основное назначение этой власти в том, чтобы давать законы всем, кто ей подчиняется, и этим законам в таких случаях мы должны повиноваться, если только нет причин, из которых по необходимости явствовало бы, что закон разума или Бога утверждает обратное". С принципом подчинения индивида общественной власти готов согласиться и Локк, но при соблюдении ряда важных условий. "Первым и основным положительным законом всех государств является законодательная власть". Эта власть, согласно Локку, является высшей в том смысле, что ни один указ какого-либо постороннего лица не обладает силой без санкции законодательного органа. Но, хотя законодательной власти принадлежит первенство в смысле законов, ей самой предъявляются строгие требования: "Эта власть в своих крайних пределах ограничена общественным благом". Она, во-первых, не должна быть деспотической и обязана иметь своей высшей целью "сохранение человечества. Во-вторых, отправлять правосудие, основанное на законе, необходимо через посредство судебной власти В-третьих, верховная власть не может лишить человека собственности без его согласия. Гражданская власть обязана опираться на законы и право, для чего она должна творить их, имея в виду незыблемые права, свободы каждого индивида и общие цели, принципы политического сообщества.
Сохранению частной собственности, ее законодательному и судебному обеспечению в философии гражданского общества придано центральное значение. Налоги на собственность не могут быть повышены, согласно Локку, без согласия народа. "Власть общества или созданного людьми законодательного органа, — пишет Локк, — никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага...". Вот почему претензии на абсолютную власть и абсолютистское правление любого вида и любой формы противоречат сущности, правам, устремлениям свободного человека. В гражданском обществе существует, кроме законодательной и судебной властей (последнюю Локк считал скорее ветвью законодательной власти), еще и власть исполнительная. Разделение властей необходимо для того, чтобы осуществлялись контроль за исполнением законов и практическое управление обществом. Исполнительная власть обладает правом созывать, а также распускать законодательный орган, но это делает ее не верховной властью, а просто уполномоченным народа, действующим в его интересах. Законодательный же орган не должен претендовать на то, чтобы собираться и заседать сверх разумной необходимости и вопреки потребностям государства. Кто является судьей, решающим, действует ли государь или законодательный орган в соответствии с оказанным им доверием или вопреки ему? "На это я отвечу, — пишет Локк, — народ будет судьей, ибо кому же еще быть судьей и определять, правильно ли поступает его доверенное лицо или уполномоченный..?". У народа есть святое право и верховная власть "устранять или заменять законодательный орган, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию".
Законодательная
и исполнительная власти действуют
не непрерывно, а в какие-то установленные
сроки. Право выбора представителей
законодательной власти принадлежит
народу. Таковы основные принципы социально-политической
философии Локка, поскольку она касается
таких проблем, как права человека и закон,
государство, разделение властей и верховное
право народа. Важно то, что Локк — наряду
с другими авторами "XVII в. — очертил
контуры правового государства, обосновал
принцип разделения властей, тем самым
заложив фундамент либерально-демократического
государственного устройства и управления,
противопоставленного деспотизму, тирании,
абсолютизму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Идеям Локка выпала завидная судьба. Они не только пополнили золотой фонд политической мысли. Их практическим воплощением стал в значительной мере общественно-политический порядок наиболее развитых стран мира. Более того, ими пропитано политическое и правовое самосознание граждан этих стран, подавляющее большинство которых даже не отдает себе в том отчета.
Настолько органично они усвоены ими. Для строящей гражданское общество и правовое государство России в мыслях британского философа, несмотря на трехсотлетнюю дистанцию, сохраняется немало поучительного.
Взгляды Джона Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.
С правителем, применившим силу, следует обойтись как с агрессором в войне. Но, во-первых, силу можно применять лишь как ответ на незаконное нападение; во-вторых, право на неповиновение дозволено не отдельному лицу или группе лиц, а лишь большинству народа, страдающего от угнетателя. Локк настаивал на том, что есть закон, который выше законов государства, и это привело к мысли, что подчинение закону - высокая, но не высшая добродетель.
Противники демократии утверждали, что, делая власть зависимой от согласия граждан, Локк "заложил зародыши частых мятежей". Локк не отрицал обвинения, но сказал, что его теория благоприятствует мятежу и анархии не больше любой другой, потому что: во-первых, если людей угнетать, они восстанут при любой форме правления: во-вторых, "из-за мелких ошибок в общественных делах люди не бунтуют"; в-третьих (и здесь Локк переходит в наступление), правительство, учрежденное по воле народа, в сочетании с правом восставать есть "лучшая преграда восстанию". Чем больше свободы, тем меньше нужна революция.
В
1690 году это было предположением, но
с тех пор оно подтверждено опытом. Английская
и американская системы, основанные на
Локковском праве восстать, оказались
самыми устойчивыми в мире, то же относится
и к странам, малым по размерам, но великим
по степени свободы, таким, как Голландия,
Швейцария, страны Скандинавии. А там,
где право восставать было отвергнуто
во имя порядка и стабильности, в результате
были перевороты, кровавые чистки, заговоры,
рекорд поставили военные диктатуры и
тоталитарные режимы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев В.В.,
Кротов А.А. История философии: Учебник
для вузов. М., 2005.
2. История философии:
Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия
XV – XIX вв./ Под ред. Мотрошиловой Н.В. М.
1996.
3. Лега В.П. Лекции
по истории философии. Ч. 2. М. 1999.
4. Введение в философию.
2 части. М. 1983.
5. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для
технических вузов./
Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
6. История философии
в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута.-М.:
Мысль, 1995.
7. Краткий очерк
истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука,
Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Москва,
1960.
8. Локк Д. Сочинения
в трех томах. Т. 1. – М.: Мысль. 1985.
9. Локк Д. Сочинения
в трех томах. Т. 2. – М.: Мысль. 1985.
10. Локк Д. Опыт о
человеческом разуме // Избранные философские
сочинения. Т.1., М., 1960.
11. Спиркин А.С. Философия.
М., 2001.
12. Философский
словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.
13. Фролов И. Т. Введение в философию. М., 2002.