Философия Джона Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 13:02, реферат

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ



Джон Локк считал, что философы, как и естествоиспытатели, должны продвигаться шаг за шагом с помощью опыта. Прежде чем переходить к рассмотрению “ больших” проблем, необходимо изучить наши средства, то есть наши понятия. Поэтому Локк начинает с критики познания и анализа языка.
Джон Локк является одним из классиков педагогики и политической теории. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.

Работа содержит 1 файл

с-п лок.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде «Опыт о человеческом разуме», где придерживается принципа «на опыте основывается все знание». По Локку, человек от рождения не имеет никаких принципов, никаких идей.

2. Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества.

3. Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей.

4. Одним источником идей является объект ощущения, другим - деятельность души.

5. Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА. 

     Важнейшая составная часть социально-политической философии Локка, которая всегда давала и до сих пор еще дает ориентиры для конкретной политической практики, — это анализ различных  форм государственного правления, разветвляющихся и в то же время взаимодействующих сфер государственной власти. Главы VII-XIX второго из трактатов о государственном правлении концентрируют в себе философию политики и государства Джона Локка. Её оценки в историко-философской литературе значительно варьируются. В ряде сочинений Локк однозначно предстает идеологом индивидуализма. В марксистской литературе его долго оценивали как буржуазного индивидуалиста, как защитника "интересов буржуазии" и "социально-классового компромисса 1688-1689 гг. Исследователи других направлений нередко делают акцент на том, что идеи Джона Локка легли в основу многих либеральных политических программ и объединений, которые не ограничиваются лишь буржуазно-классовыми целями и ценностями. Существенно и то обстоятельство, что просматривается явный параллелизм между социально-политическими идеями Локка и рядом документов (например, демократических конституций), в которых на формально-правовом уровне фиксируются права и свободы человека и которые на целые столетия стали фундаментом общецивилизационных демократических преобразований.

     Основанием  для этих оценок стало то, что  в центр не только философско-антропологического, но и социально-политического исследования Локк решительно ставит отдельное человеческое существо, индивида, утверждая его неотъемлемые. Богом дарованные права. Индивидуализмом такую концепцию можно было бы безоговорочно именовать в том случае, если бы одновременно отрицались, игнорировались или недооценивались социальные стороны человеческой сущности. Между тем, Локк пишет: "Бог создал человека таким существом, что, по господнему решению, нехорошо было быть ему одиноким, и, положив необходимость, удобства и склонности могучими побудительными силами, которым должен был подчиняться человек, он заставил его искать общества, равно как и снабдил его разумом и языком, дабы тот мог поддерживать и наслаждаться им". Иными словами, о мысли Локка, человек уже по божественному замыслу есть существо общественное. Индивидуальность и социальность в человеческой сущности в тенденции должны сосуществовать и взаимодействовать. Однако проходит весьма длительное время, пока первые естественные общности, каковыми являются семья и родовые объединения, уступают место политическому, или гражданскому, обществу.

     Один  из принципов гражданского общества Джон Локк определяет, сочувственно цитируя популярного тогда теолога и философа Гукера: "Общественная власть всего общества выше любого человека, входящего в это общество; и основное назначение этой власти в том, чтобы давать законы всем, кто ей подчиняется, и этим законам в таких случаях мы должны повиноваться, если только нет причин, из которых по необходимости явствовало бы, что закон разума или Бога утверждает обратное". С принципом подчинения индивида общественной власти готов согласиться и Локк, но при соблюдении ряда важных условий. "Первым и основным положительным законом всех государств является законодательная власть". Эта власть, согласно Локку, является высшей в том смысле, что ни один указ какого-либо постороннего лица не обладает силой без санкции законодательного органа. Но, хотя законодательной власти принадлежит первенство в смысле законов, ей самой предъявляются строгие требования: "Эта власть в своих крайних пределах ограничена общественным благом". Она, во-первых, не должна быть деспотической и обязана иметь своей высшей целью "сохранение человечества. Во-вторых, отправлять правосудие, основанное на законе, необходимо через посредство судебной власти В-третьих, верховная власть не может лишить человека собственности без его согласия. Гражданская власть обязана опираться на законы и право, для чего она должна творить их, имея в виду незыблемые права, свободы каждого индивида и общие цели, принципы политического сообщества.

     Сохранению  частной собственности, ее законодательному и судебному обеспечению в философии гражданского общества придано центральное значение. Налоги на собственность не могут быть повышены, согласно Локку, без согласия народа. "Власть общества или созданного людьми законодательного органа, — пишет Локк, — никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага...". Вот почему претензии на абсолютную власть и абсолютистское правление любого вида и любой формы противоречат сущности, правам, устремлениям свободного человека. В гражданском обществе существует, кроме законодательной и судебной властей (последнюю Локк считал скорее ветвью законодательной власти), еще и власть исполнительная. Разделение властей необходимо для того, чтобы осуществлялись контроль за исполнением законов и практическое управление обществом. Исполнительная власть обладает правом созывать, а также распускать законодательный орган, но это делает ее не верховной властью, а просто уполномоченным народа, действующим в его интересах. Законодательный же орган не должен претендовать на то, чтобы собираться и заседать сверх разумной необходимости и вопреки потребностям государства. Кто является судьей, решающим, действует ли государь или законодательный орган в соответствии с оказанным им доверием или вопреки ему? "На это я отвечу, — пишет Локк, — народ будет судьей, ибо кому же еще быть судьей и определять, правильно ли поступает его доверенное лицо или уполномоченный..?". У народа есть святое право и верховная власть "устранять или заменять законодательный орган, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию".

     Законодательная и исполнительная власти действуют  не непрерывно, а в какие-то установленные  сроки. Право выбора представителей законодательной власти принадлежит народу. Таковы основные принципы социально-политической философии Локка, поскольку она касается таких проблем, как права человека и закон, государство, разделение властей и верховное право народа. Важно то, что Локк — наряду с другими авторами "XVII в. — очертил контуры правового государства, обосновал принцип разделения властей, тем самым заложив фундамент либерально-демократического государственного устройства и управления, противопоставленного деспотизму, тирании, абсолютизму.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Идеям Локка выпала завидная судьба. Они  не только пополнили золотой фонд политической мысли. Их практическим воплощением  стал в значительной мере общественно-политический порядок наиболее развитых стран  мира. Более того, ими пропитано политическое и правовое самосознание граждан этих стран, подавляющее большинство которых даже не отдает себе в том отчета.

     Настолько органично они усвоены ими. Для  строящей гражданское общество и  правовое государство России в мыслях британского философа, несмотря на трехсотлетнюю дистанцию, сохраняется немало поучительного.

Взгляды Джона Локка нашли яркое выражение в "Декларации независимости США" и в "Декларации прав человека и гражданина" во Франции.

     С правителем, применившим силу, следует  обойтись как с агрессором в войне. Но, во-первых, силу можно применять лишь как ответ на незаконное нападение; во-вторых, право на неповиновение дозволено не отдельному лицу или группе лиц, а лишь большинству народа, страдающего от угнетателя. Локк настаивал на том, что есть закон, который выше законов государства, и это привело к мысли, что подчинение закону - высокая, но не высшая добродетель.

     Противники  демократии утверждали, что, делая власть зависимой от согласия граждан, Локк "заложил зародыши частых мятежей". Локк не отрицал обвинения, но сказал, что его теория благоприятствует мятежу и анархии не больше любой другой, потому что: во-первых, если людей угнетать, они восстанут при любой форме правления: во-вторых, "из-за мелких ошибок в общественных делах люди не бунтуют"; в-третьих (и здесь Локк переходит в наступление), правительство, учрежденное по воле народа, в сочетании с правом восставать есть "лучшая преграда восстанию". Чем больше свободы, тем меньше нужна революция.

     В 1690 году это было предположением, но с тех пор оно подтверждено опытом. Английская и американская системы, основанные на Локковском праве восстать, оказались самыми устойчивыми в мире, то же относится и к странам, малым по размерам, но великим по степени свободы, таким, как Голландия, Швейцария, страны Скандинавии. А там, где право восставать было отвергнуто во имя порядка и стабильности, в результате были перевороты, кровавые чистки, заговоры, рекорд поставили военные диктатуры и тоталитарные режимы. 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

1. Васильев В.В., Кротов А.А. История философии: Учебник для вузов. М., 2005.  

2. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая: Философия XV – XIX вв./ Под ред. Мотрошиловой Н.В. М. 1996.  

3. Лега В.П. Лекции по истории философии. Ч. 2. М. 1999.  

4. Введение в философию. 2 части. М. 1983. 

5. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для

технических вузов./ Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. 

6. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута.-М.: Мысль, 1995. 

7. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Москва, 1960. 

8. Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 1. – М.: Мысль. 1985.  

9. Локк Д. Сочинения в трех томах. Т. 2. – М.: Мысль. 1985.  

10. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960. 

11. Спиркин А.С. Философия. М., 2001. 

12. Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991. 

13. Фролов И. Т. Введение в философию. М., 2002.

Информация о работе Философия Джона Локка