Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 14:24, доклад
В философии индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Философия
древней Индии
В философии индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Дхарма –
учение, доктрина, в нашем понимании
философия. На востоке дхарма – это
философия и религия вместе (неотделимые),
дхарма это моральный долг и путь каждого
благочестивого человека. Веды – древние(до
1500 до н. э.), священные тексты индуизма,
написанные на санскрите (Ведийский санскрит).
Веды и комментарии к ведам лежат в основе
индийской философии. Веды подразделяются
на две категории шрути и смрити. Категория шрути –
считаются богооткровенными
После этого, для
людей с низким интеллектом - женщин,
рабочих и недостойных потомков
высших каст Вйасадевасоставил 18 Пуран и
эпос “Махабхарату” которые относятся
к категории смрити. Мантры (
Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека, является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей. Цель буддиста– осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется. Атман – отождествляется с брахманом, и является вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта. Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира. Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс в котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор, пока не достигается целькаждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.
Пути достижения абсолюта или мокши:
Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед.
Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах.
Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.
В старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.
Традиционные
философские школы индии
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов, описанных в ведах.
4) Санкхья – признает, что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши ипракрити.
5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.
6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то, что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.
3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавиться путем отказа от желаний
г) венец всему – освобождение от уз сансары.
Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.
Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал. Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).
Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные
1-е - Признают
авторитет вед (веданта, йога,
2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)
Общие черты инд. фил сис-м
1) Фил рассотр, как руководство к жизни
2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм.
3) Во всех сис-мах кроме чарвака
4) Важнейшая задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я.
5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье)
Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением.
Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой:
1)жизнь есть страдание;2) причины страданий - наши желания;3) чтоб избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;
Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальные сис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.