Философия Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в
глубокой древности.
В Древней Индии еще на ранних этапах очень высокого развития достигла
философия. При этом правильный в целом подход к миру в них был скорее
результатом непосредственного созерцания природы, нежели глубок

Работа содержит 1 файл

Философия Древней Индии.doc

— 32.50 Кб (Скачать)


Философия Древней Индии                            

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в

глубокой древности.

В Древней Индии еще на ранних этапах очень высокого развития достигла

философия. При этом правильный в целом подход к миру в них был скорее

результатом непосредственного созерцания природы, нежели глубокого и

конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Научное

изучение природы делало свои первые шаги.

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими

соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную

преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия

на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о

происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы,

теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное

свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией.

Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность

целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не

знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях

чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии

состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир

возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее

притягательности и живучести.

В Древней Индии развитые философские воззрения содержатся в ведической

литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая

представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы,

религиозных ритуалов и т.п.

Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре варны

(длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии,

вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» означает «покров, оболочка, цвет,

окраска». Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии

– красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна – замкнутая группа

людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна –

браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется

рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профессию.

Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов – брахманов, воинское

поприще – варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд –

варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый низменный труд

– варны шудры. Происхождение термина «шудра» неясно. Слово «кшатрий»

производят от глагола «кши» – «владеть, обладать; иметь власть, править;

уничтожать, истреблять, убивать». «Брахман» означает «благоговение,

благочестивая жизнь», это также имя одного из главных богов Древней Индии.

Первые три варны были арийскими, они резко отмежевывались от низшей варны

шудр, состоящей, по-видимому, из основного населения Индии. Мужчины первых

трех варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому

назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приобщение

было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались от

животного. Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по

произволу убит».

Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов.

Только брахманы могли учить священным текстам, совершать усложненные ими

обряды. Вайшьи – основная масса населения – земледельцы, скотоводы, торговцы.

Это также податное сословие, они содержали своим трудом брахмаов и кшатриев,

и являлись общинниками. Сельские общины – незыблемый фундамент индийского

общества.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем,

или школ, и деление их на две большие группы: первая группа - это

ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед:

Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.),

Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.).

Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед:

Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята.

Самостоятельные учения в Индии появляются в VII-VI вв. до н.э. в форме философии

локаята (чарвака), крупнейшими представителями которой считаются Брихаспати

и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Наиболее известная

школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против

основных положений религиозно-философских школ, против религиозного

«освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали

чувственное восприятие. Признавая естественность и вечность бесконечно

многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность

природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против

языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.



Информация о работе Философия Древней Индии