Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:16, контрольная работа
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в
глубокой древности.
В Древней Индии еще на ранних этапах очень высокого развития достигла
философия. При этом правильный в целом подход к миру в них был скорее
результатом непосредственного созерцания природы, нежели глубок
Философия Древней Индии
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в
глубокой древности.
В Древней Индии еще на ранних этапах очень высокого развития достигла
философия. При этом правильный в целом подход к миру в них был скорее
результатом непосредственного созерцания природы, нежели глубокого и
конкретного изучения действительности в подробностях и частностях. Научное
изучение природы делало свои первые шаги.
Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими
соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную
преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия
на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о
происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы,
теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное
свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией.
Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность
целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не
знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях
чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии
состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир
возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее
притягательности и живучести.
В Древней Индии развитые философские воззрения содержатся в ведической
литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая
представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы,
религиозных ритуалов и т.п.
Характерная черта древнеиндийского общества – распадение его на четыре варны
(длительное время называвшиеся в Европе кастами). Это брахманы, кшатрии,
вайшьи и шудры. Санскритское слово «варна» означает «покров, оболочка, цвет,
окраска». Каждая варна имела свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии
– красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна – замкнутая группа
людей, она занимает строго определенное место в обществе. Варна эндогамна –
браки заключаются лишь внутри варны. Принадлежность к варне определяется
рождением и наследуется. Члены варны имеют свою традиционную профессию.
Умственный труд стал монополией высшей варны жрецов – брахманов, воинское
поприще – варны кшатриев, земледельческий, ремесленный и торговый труд –
варны вайшьев («вайшья» - принадлежность, зависимость), самый низменный труд
– варны шудры. Происхождение термина «шудра» неясно. Слово «кшатрий»
производят от глагола «кши» – «владеть, обладать; иметь власть, править;
уничтожать, истреблять, убивать». «Брахман» означает «благоговение,
благочестивая жизнь», это также имя одного из главных богов Древней Индии.
Первые три варны были арийскими, они резко отмежевывались от низшей варны
шудр, состоящей, по-видимому, из основного населения Индии. Мужчины первых
трех варн проходили обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому
назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приобщение
было запрещено, поэтому, согласно законам, они ничем не отличались от
животного. Шудра – «слуга другого, он может быть по произволу изгнан, по
произволу убит».
Физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов.
Только брахманы могли учить священным текстам, совершать усложненные ими
обряды. Вайшьи – основная масса населения – земледельцы, скотоводы, торговцы.
Это также податное сословие, они содержали своим трудом брахмаов и кшатриев,
и являлись общинниками. Сельские общины – незыблемый фундамент индийского
общества.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем,
или школ, и деление их на две большие группы: первая группа - это
ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед:
Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.),
Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.).
Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед:
Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята.
Самостоятельные учения в Индии появляются в VII-VI вв. до н.э. в форме философии
локаята (чарвака), крупнейшими представителями которой считаются Брихаспати
и Дхишан, и философии санкхья (основатель Капила). Наиболее известная
школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против
основных положений религиозно-философских школ, против религиозного
«освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали
чувственное восприятие. Признавая естественность и вечность бесконечно
многообразного мира, древнеиндийские мыслители отвергали сверхъестественность
природных явлений и процессов, отрицали бессмертие души, выступали против
языческих обрядов, религиозных учений джайнизма и буддизма.