Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:13, реферат
Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей нового и новейшего времени. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры.
Введение
1. «Веды» - первоисточник древнеиндийской культуры и философии Содержание и структура «Вед»
2. Ортодоксальные (традиционные) школы древнеиндийской философии
2.1 Система ньяйи
2.2 Система вайшешики
2.3 Система санкхьи
2.4 Система йоги
2.5 Система мимансы
2.6 Система веданты
3. Неортодоксальные (нетрадиционные) школы древнеиндийской философии
3.1 Система чарвака
3.2 Философская система джайнизма
3.3 Буддийская система
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. «Веды» - первоисточник древнеиндийской культуры и философии Содержание и структура «Вед»
2. Ортодоксальные (традиционные) школы древнеиндийской философии
2.1 Система ньяйи
2.2 Система вайшешики
2.3 Система санкхьи
2.4 Система йоги
2.5 Система мимансы
2.6 Система веданты
3. Неортодоксальные (нетрадиционные) школы древнеиндийской философии
3.1 Система чарвака
3.2 Философская система джайнизма
3.3 Буддийская система
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Индийская
культура является одной из самых
древних в истории мировой
цивилизации. Оригинальность и мощь
древнеиндийской философии
1.
«Веды» - первоисточник древнеиндийской
культуры и философии. Содержание
и структура «Вед»
Источники ведического периода - обширные и многослойные тексты Вед (II-I тыс. до н.э.), записанные на языке ариев - ведическом санскрите. Поскольку ведическая литература оформлялась на протяжении почти тысячелетия, то она отразила различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества - от мифологического до предфилософского и философского. В целом Веды представляли собой священные тексты - шрути, которые были результатом откровения мудрецов - риши и выражали идеологию брахманизма, а затем - индуизма. Ведический комплекс составляют: собственно Веды или самхиты - сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, изречений, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа); Брахманы - мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам; непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или «Лесные книги» - поучения для лесных отшельников, ставших «на путь знания»; примыкавшие к Араньякам и Брахманам - Упанишады - тексты эзотерического знания. Составной частью вед были также веданги - совокупность текстов, посвященных различным отраслям предфилософской науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии и т.д.), являющихся плодом не сверхъестественного откровения (шрути), а «запоминания» (смрити).
Упанишады являются одним из самых замечательных образцов литературного, поэтического и философского творчества народов древней Индии. Всего имеется (по разным данным) от 108 до 200 Упанишад, которые создавались на протяжении более чем 2000 лет. Среди них имеется около десяти самых древних, предфилософских, или классических, которые создавались в XIII-VII вв. до н.э. (Брихадараньяка, Чхандогья, Айтарея, Каушитаки, Кена, Тайттирия и др.). Наряду с анонимным, в Упанишадах представлено и личностное творчество древних мыслителей: Махидасы, Айтареи, Шандильи, Сатьякамы, Джабалы, Джайвали, Уддалаки, Шветакету и др.
Наряду с живым мифологическим богом Брахманом (слово мужского рода), в Упанишадах мы находим учение о Брахмане (слово среднего рода) как о генетическом и субстанциональном начале всего сущего. Все природные вещи и стихии, все многообразные миры суть Брахман. Из него все вещи происходят, им поддерживаются и в нем растворяются: «Поистине отчего рождаются эти существа, чем живут рожденные, во что они входят, умирая, то и стремись распознать, то и есть Брахман». Ясно, что в подобных контекстах речь идет уже об отвлеченном философском начале, некоем мыслимом духовном и телесном пределе, выражаемом образом - понятием.
В
аналогичном аспекте в
Брахман
и Атман как объективное и субъективное,
космическое и психическое начала отождествляются,
и они оба, как сверхчувственные начала
всего сущего, отождествляются с человеческим
«я». Тем самым, человек в своих высших
духовных проявлениях (тождестве «я» с
Атманом и Брахманом) становится и богом,
и космосом: «Кто знает: "Я есмь Брахман",
тот становится всем. И даже боги не могут
помешать ему в этом, ибо он становится
их Атманом». В Упанишадах видимо уже осознается
сам факт антропоморфности мира (стихийное
перенесение на природу свойств человека).
Об этом свидетельствует и отождествление
Атмана и Брахмана с Пурушей - главным
символом антропоморфности природы эпохи
сакрально-мифологического мировоззрения.
Но осознание антропоморфности мировоззренческой
позиции в Упанишадах не приводит к изменению
последней. Скорее наоборот: очеловечивание
мира становится здесь главной целью мировоззрения,
подкрепляемой и высшими нравственными
ценностями (растворение человеческого
«я» в Атмане и Брахмане как главный смысл
человеческой жизни). Таким образом, в
целом мировоззрение Упанишад не является
еще личностным философским творчеством,
но именно остается предфилософским творчеством,
носящим спорадический характер.
2.
Ортодоксальные (традиционные) школы древнеиндийской
философии
К
ортодоксальной (астика) группе принадлежат
шесть главных философских систем: миманса,
веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика.
Они считаются ортодоксальными не потому,
что допускают наличие бога, а потому,
что признают авторитет вед. Так, например,
хотя школы мимансы и санкхьи отрицают
существование бога как творца мира, они
все же считаются ортодоксальными, так
как признают авторитет вед. Перечисленные
выше шесть систем относятся к главным
ортодоксальным системам. Кроме них, имеются
еще и менее важные ортодоксальные школы,
как, например, грамматическая, медицинская
и другие, отмеченные в сочинении Мадхавачарьи.
2.1 Система ньяйи
Система ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана прамана), сравнения (упамана прамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).
Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним (бахья), если касается таких органов чувств, как зрение и слух, посредством которых мы получаем восприятия извне, или внутренним (антара), если оно касается ума (манас).
Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а через сознательное выделение некоего признака (линга), который неизменно связан с данным объектом. Неизменная связь между объектом и его признаком называется вьяпти. В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере, три суждения, три термина: пакша, или меньший термин, по поводу которого мы что-нибудь выводим; садхья, или больший термин, являющийся выводимым объектом, и линга (или садхана), то есть средний термин, который всегда связан с большим и в то же время содержится в меньшем. Приведем пример: «Холм горит, потому что он дымится, а все что дымится - горит».
Сравнение есть познание связи между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании данного описания их сходства с некоторым уже известным объектом. Например, человеку говорят, что гавая (дикая корова) похожа на корову. И когда этот человек находит в лесу животное, очень похожее на корову, он приходит к выводу, что это животное и должно быть гавайей. Такое знание извлекается посредством упаманы, то есть сравнения.
Шабда (свидетельство или доказательство) есть знание о невоспринимаемых объектах, получаемое из утверждений авторитетных лиц. Ученый сообщает нам, что вода представляет собой соединение водорода и кислорода в известной пропорции. Хотя мы и не сами доказали эту истину, мы признаем ее, считаясь с авторитетом ученого. Наше знание в этом случае исходит из свидетельства ученого.
Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий (апаварга).
Философы школы ньяйи наряду с представителями многих других систем индийской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело - это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая, вечная субстанция (ану). Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как удовольствие, боль и т. д. Поэтому он называется внутренним чувством.
Я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Но сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство, которое перестает ограничивать я в состоянии мукти, то есть освобождения. В то время как ум (манас) является бесконечно малой величиной, подобной атому, я представляет собой нечто всепроникающее (вибху), неразрушимое и вечное. Я - это действующая сила, которая любит или не любит объекты, старается получить или избежать их, наслаждается или страдает от последствий своих поступков.
Освобождение
означает абсолютное прекращение всех
мучений и страданий, ставшее
возможным благодаря
Существование
бога доказывается системой ньяйи при
помощи нескольких аргументов. Бог
есть первопричина творения, поддержания
существования и разрушения мира.
Он сотворил мир не из ничего, а из
вечных атомов пространства, времени,
эфира, умов и душ. Этот мир сотворен
с тем, чтобы индивидуальная душа
(джива) могла наслаждаться удовольствием
или испытывать страдания в соответствии
с достойным или недостойным своим поведением
в другой жизни в иных мирах. Наиболее
популярный аргумент в пользу бытия бога
гласит: «Все вещи мира, как, например,
горы и моря, солнце и луна, поскольку они
состоят из частей, являются следствием.
Поэтому они должны иметь своего создателя».
2.2 Система вайшешики
Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).