Тольяттинский государственный
университет
Кафедра «Педагогика и
психология начального образования»
Контрольная работа
На тему: «Философия
Древней и Средневековой Индии»
Студент: Ванеева А. В.
Группа: Ппобз – 332
Преподаватель:
Г. Тольятти, 2012 г.
|
Содержание |
|
1 |
Веды………………………………………………………………. |
3-5 |
2 |
Буддизм………………………………………………………....... |
5-7 |
3 |
Учение материалистов…………………………………………... |
7-10 |
4 |
Йога………………………………………………………………. |
10-12 |
5 |
Ньяя……………………………………………………………… |
12-15 |
6 |
Список литературы……………………………………………… |
16 |
Веды
Cамыми древними памятниками
индийской культуры являются Веды. Речь
идет об обширном наборе текстов, которые
составлялись в течение приблизительно
девяти столетий (1500-600 лет до н.э.). Однако
и в более поздний период создаются произведения,
которые по своему содержанию относятся
к этой литературе.
Ведические тексты - это
литература преимущественно религиозного
содержания, хотя ведические памятники
не только являются ценным
источником информации о духовной
жизни своего времени, но и
содержат много сведений об
экономическом развитии, классовой
и социальной структурах общества,
о степени познания окружающего
мира и о многом другом.
Ведическая литература формировалась
в течение длительного и сложного
исторического периода, который
начинается с приходом индоевропейских
ариев в Индию, их постепенным заселением
страны (сначала северных и средних областей)
и завершается возникновением первых
государственных образований, объединяющих
обширные территории. В этот период в обществе
происходят важные изменения, и первоначально
кочевые и пастушеские племенные общества
ариев превращаются в классово дифференцированное
общество с развитым земледелием, ремеслами
и торговлей, социальной структурой и
иерархизацией, содержащей четыре
главные варны (сословия).
Помимо брахманов (священнослужителей
и монахов) здесь были кшатрии
(воины и представители прежней
племенной власти), вайшьи (земледельцы,
ремесленники и торговцы) и шудры
(масса непосредственных производителей
и преимущественно зависимого
населения). Джайнизм . Основателем
джайнистского учения считается Махавира
Джайнистское учение, в котором (как и
в других индийских системах) религиозные
спекуляции смешиваются с философскими
рассуждениями, провозглашает дуализм.
Сущность личности человека двояка - материальная
( аджива ) и духовная ( джива ). Связующим
звеном между ними является карма, понимаемая
как тонкая материя, которая образует
тело кармы и дает возможность душе
соединяться с грубой материей. Соединение
неживой материи с душой узами кармы приводит
к возникновению индивида, а карма постоянно
сопровождает душу в бесконечной цепи
перерождений. Джайнисты подробно
разработали концепцию кармы и различают
восемь видов разных карм, которые имеют
в основе два фундаментальных качества.
Злые кармы негативно влияют на главные
свойства души, которые она, согласно джайнистам,
приобрела, будучи совершенной в своей
естественной форме. Добрые кармы удерживают
душу в круговороте перерождений. И лишь
когда человек постепенно избавится от
злых и добрых карм, произойдет и его
освобождение от пут самсары. Джайнисты
верят, что человек при помощи своей духовной
сути может контролировать материальную
суть и управлять ею. Лишь он сам решает,
что добро и зло и к чему отнести все то,
что встречается ему в жизни. Бог - это
всего лишь душа, которая когда-то жила
в материальном теле и освободилась из
пут кармы и цепи перерождений. В джайнистской
концепции бог не рассматривается как
бог-творец или бог, который вмешивается
в человеческие дела.
Освобождение души из-под
влияния кармы и самсары возможно
лишь при помощи аскезы и совершения благих
деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое
внимание разработке этики, традиционно
называемой три драгоценности (триратна).
В ней говорится о правильном понимании,
обусловленном правильной верой, о
правильном познании и вытекающем отсюда
правильном знании и, наконец, о правильной
жизни.
Первые два принципа
касаются прежде всего веры и знания
джайнистского учения. Правильная жизнь,
в понимании джайнистов, по сути большая
или меньшая степень аскезы. Принципам,
различным ступеням и формам аскезы посвящается
много места в текстах. Путь освобождения
души от самсары - сложный и многофазный.
Целью является личное спасение, ибо человек
может освободиться лишь сам и никто ему
не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический
характер джайнистской этики. В этических
принципах, разработанных прежде всего
для членов джайнистских общин, подробно
изложены различные клятвы, даваемые
монахами и монахинями. В них абсолютизированы,
в частности, принципы непричинения зла
живым существам, принципы, касающиеся
полового воздержания, отстранения от
мирского богатства; определяются нормы
деятельности, поведения и т. д.
Буддизм
В VI в. до н. э.
в Северной Индии возникает
буддизм - учение, основателем
которого был Сиддхартха Гаутама
(примерно 583-483 до н. э.), сын
правителя рода Шакьев из Капилаваста
(область Южного Непала). В возрасте 29
лет (вскоре после того, как у него родился
сын), не удовлетворенный жизнью, он
покидает семью и уходит в "бездомность".
После многих лет бесполезной аскезы
он достигает пробуждения (бодхи), т. е.
постигает правильный жизненный путь,
который отвергает крайности. Согласно
традиции, впоследствии он был назван
Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда
- буквально "пробужденный", иногда
неточно переводиться как "просвещенный",
"просветленный". В течение жизни
у него было много последователей.
Вскоре возникает многочисленная община
монахов и монахинь; его учение приняли
и большое количество людей, ведущих светский
образ жизни, которые стали придерживаться
отдельных принципов доктрины Будды.
Буддийская доктрина
долго существовала лишь в
устной традиции, а канонические
тексты были записаны через
несколько столетий после
возникновения учения. Со временем
буддийская традиция окружила
жизнь Будды множеством легенд,
ему приписывалось творение чудес,
а его фигура постепенно приобретала
божественный характер. Нелегко реконструировать
самую древнюю форму буддийского учения,
тем не менее, сейчас исследователи
в основном пришли к согласию относительно
основы доктрины, которую провозглашал
сам Пробужденный.
Центром учения являются
четыре благородные истины, которые
Будда провозглашает в самом
начале своей проповеднической
деятельности. Согласно им, существование
человека неразрывно связано со страданием.
Рождение, болезнь, старость, смерть,
встреча с неприятным и расставание с
приятным, невозможность достичь желаемого
- это все ведет к страданию (1). Причиной
страдания является желание, ведущее через
радости и страсти к перерождению, рождению
вновь (2). Устранение причин страдания
заключается в устранении этого желания
(3). Путь, ведущий к устранению страданий,-
благой восьмеричный путь - заключается
в следующем: правильное суждение, правильное
решение, правильная речь, правильная
жизнь, правильное стремление, правильное
внимание и правильное сосредоточение.
Отвергается как жизнь, посвященная
чувственным удовольствиям, так и путь
аскезы и самоистязания.
Наиболее последовательно
исходного учения Будды придерживалось
направление хинаяна ("малая повозка"),
в котором путь к нирване полностью открыт
только монахам, отвергшим мирскую жизнь.
Другие школы буддизма указывают на
это направление лишь как на индивидуальную
доктрину, не подходящую для распространения
учения Будды. В учении махаяны ("большая
повозка") важную роль играет культ
бодхисатв - индивидов, уже способных
войти в нирвану, но откладывающих достижение
конечной цели из-за того, чтобы помочь
в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно
принимает страдания и чувствует свое
предопределение и призвание заботиться
о благе мира так долго, пока не будут
избавлены от страдания все. Последователи
махаяны рассматривают Будду не как историческую
личность, основателя учения, а как наивысшее
абсолютное существо. Сущность Будды выступает
в трех телах, из них только одно проявление
Будды - в образе человека - наполняет все
живое. Особое значение приобретают
в махаяне обряды и ритуальные действия.
Будда и бодхисатвы становятся объектом
поклонения. Ряд понятий старого учения
(например, некоторые ступени восьмеричного
пути) наполняется новым содержанием.
Кроме хинаяны и махаяны - этих главных
направлений - существовал и целый ряд
других школ. Буддизм вскоре после возникновения
распространился на Цейлоне, позже
через Китай проник на Дальний Восток.
УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ
В процессе развития
философского мышления в древней
и средневековой Индии обнаруживаются
и материалистические тенденции;
среди множества различных
религиозно-философских и философских
школ существовали определенно
материалистические направления.
Однако от этих школ не сохранилось
никаких подлинных текстов.
Их взгляды можно реконструировать
лишь на основе отдельных упоминаний
и более или менее кратких
пассажей, цитированных в работах
их противников. Следует, однако,
иметь в виду, что эти фрагменты
часто приводятся не полностью
и тенденциозно.
Основателем локаяты
провозглашается чаще всего Чарвака
(иногда эта материалистическая система
называется чарвака), однако о времени
его жизни и его трудах нет никаких сведений.
Тем не менее первое упоминание об учении
древнеиндийских материалистов обнаруживается
уже в самых древних упанишадах. Кроме
взглядов, которые провозглашал Уддалака
и которые весьма близки материализму,
упоминается учение Брихаспати, о котором
в упанишадах утверждается, что оно ложное
и лишает человека его устоев. Поскольку
в более позднее время некоторые материалистические
направления назывались термином брихаспатья
(т. е. учение Брихаспати), можно предположить,
что в упанишадах обсуждается одно из
древних направлений материализма.
Среди тех, кто в середине 1-го тысячелетия
выступал против традиционной идеологии
ведического брахманизма, провозглашая
материалистические взгляды, был прежде
всего Аджита. С ним перекликаются буддийские
тексты. К материалистическому направлению
этого времени можно отнести и труды последователей
джайнизма. И хотя изложение этих трудов
лишь фрагментарно, из них следует, что
речь идет о системе, которая не допускает
существования какой-либо высшей силы
и утверждает, что человек и весь мир состоят
только из материальных элементов.
Из этих элементов состоит и душа, которая
возникает вместе с телом индивида при
рождении, а после смерти погибает и больше
не существует. Из текстов можно узнать
и о мыслях другого философа того времени
- князя Паяси, который хотел доказать,
иногда выбрав путь жестоких экспериментов,
ложность учения о вечной душе человека
и о самсаре. Паяси, например, приказывав
взвесить тело преступника до и после
казни через повешение, чтобы выяснить,
выходит ли из тела душа и станет ли после
этого тело легче. Или, пытаясь обнаружить
дух в мертвом теле, он анатомировал и
констатировал, что при самом подробном
изучении он не нашел никакого вечного
жизненного принципа.
В буддийских и джайнистских
текстах упоминаются и другие мыслители,
которые отвергали традиционные брахманские
догматы. Однако сведений о материалистических
учениях того времени недостаточно чтобы
сделать вывод о том, что они были последовательно
материалистическими.
О взглядах материалистов
говорится и в других источниках
- в эпосе, в комментариях философов
веданты, например Шанкары. Общим для
всех материалистических направлений
является прежде всего отрицание существовали
загробной жизни, закона кармы и самсары.
Поэтом сторонники идеализма называли
их настиками (отрицателями), т. е. теми,
кто утверждает, что все это не существует.
Согласно локаятикам, человек состоит
из четырех материальных элементов - земли,
воды, огня и воздуха. Соединяясь, они
образуют тело, органы чувств, и на их основе
возникает духовное начало. Поскольку
в человеке нет ничего, что пережило бы
его смерть, локаятики говорят о необходимости
пользоваться реальной жизнью, принимать
все, что она приносит, с сознанием того,
что приятные стороны жизни могут уравновесить
зло и страдание.
"Пока живешь,- говорится
в одном тексте,- живи радостно,
ибо смерти не может избежать
никто. Когда тело будет сожжено,
превратится в пепел, обратное
превращение никогда не совершится".
Однако в этом не следует
видеть одностороннее стремление
локаятиков к наслаждениям и удовольствиям,
как это представляют часто их противники.
Свои воззрения локаятики обосновывали
логическими положениями, подвергали
сомнению традиционные доктрины. Например,
ставится вопрос: если при принесении
жертвы жертвенное животное попадает
на небо к богам, тогда почему приносящий
жертву не убивает своего отца, чтобы
помочь ему побыстрее попасть на небо?
Или ставился вопрос: почему души умерших
не предупреждают людей о последствиях
плохих поступков? Выступали они также
и против кастовой системы, критиковали
ритуальную практику жрецов и авторитет
священных текстов. Развитию материалистических
воззрений и направлений способствовали
новые научные знания, в частности в области
естественных наук. Известно, что именно
локаятики занимались этими дисциплинами
и имеют заслуги в этой области. Хотя
мы располагаем неполными данными, очевидно,
что с самых древних времен материалистические
направления были неотделимой частью
процесса развития философского мышления
в Индии. Известно также, что они влияли
и на некоторые идеалистические системы
(например, санкхья, вайшешика, некоторые
поздние буддийские школы и т. д.). Санкхья.
Хотя санкхья и является, видимо, старейшей
из всех философских систем индуизма,
первый трактат этой философской школы,
автором которого является Ишваракришна,
относится к IV в. н. э. Из эпосов и других
многочисленных источников можно заключить,
что санкхья уже примерно в III столетии
до н. э. была самостоятельным учением.