Философия Древней и Средневековой Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:26, контрольная работа

Описание работы

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и, наконец, о правильной жизни.

Содержание

1
Веды……………………………………………………………….
3-5
2
Буддизм……………………………………………………….......
5-7
3
Учение материалистов…………………………………………...
7-10
4
Йога……………………………………………………………….
10-12
5
Ньяя………………………………………………………………
12-15
6
Список литературы………………………………………………
16

Работа содержит 1 файл

Контрольная философия ДОДЕЛАЙ.docx

— 37.30 Кб (Скачать)

Тольяттинский государственный  университет

Кафедра «Педагогика и  психология начального образования»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

На тему: «Философия Древней и Средневековой Индии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент: Ванеева А. В.

Группа: Ппобз – 332

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

Г. Тольятти,  2012 г.

 

 

Содержание

 

1

Веды……………………………………………………………….

3-5

2

Буддизм……………………………………………………….......

5-7

3

Учение материалистов…………………………………………...

7-10

4

Йога……………………………………………………………….

10-12

5

Ньяя………………………………………………………………

12-15

6

Список литературы………………………………………………

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веды

Cамыми древними памятниками индийской культуры являются Веды. Речь идет об обширном наборе текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н.э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литературе.

 Ведические тексты - это  литература преимущественно религиозного  содержания, хотя ведические памятники  не только являются ценным  источником информации о духовной  жизни своего времени, но и  содержат много сведений об  экономическом развитии, классовой  и социальной структурах общества, о степени познания окружающего  мира и о многом другом.  Ведическая литература формировалась  в течение длительного и сложного  исторического периода, который  начинается с приходом индоевропейских  ариев в Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и средних областей) и завершается возникновением первых государственных образований,  объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные  изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев  превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием,  ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей  четыре главные варны (сословия).

 Помимо брахманов (священнослужителей  и  монахов) здесь были кшатрии  (воины и представители прежней  племенной  власти), вайшьи (земледельцы,  ремесленники и торговцы) и шудры  (масса  непосредственных производителей  и преимущественно зависимого  населения).  Джайнизм . Основателем джайнистского учения считается Махавира Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских системах)  религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями,  провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка - материальная (  аджива ) и духовная ( джива ). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает  возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно  разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на  главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи  совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых  и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты  верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать  материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь душа,  которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи  перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец  или бог, который вмешивается в человеческие дела. 

Освобождение души из-под  влияния кармы и самсары возможно лишь при помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной  верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и,  наконец, о правильной жизни.

 Первые два принципа  касаются прежде всего веры  и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по  сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от  самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим объясняется эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических принципах,  разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно изложены  различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы, в частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся  полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются нормы деятельности, поведения и т. д.

Буддизм

 В VI в. до н. э.  в Северной Индии возникает  буддизм - учение,  основателем  которого был Сиддхартха Гаутама  (примерно 583-483 до н. э.), сын   правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29  лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью,  он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный  жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии  он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально  "пробужденный", иногда неточно переводиться как "просвещенный",  "просветленный". В течение жизни у него было много последователей.  Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение  приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые  стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

 Буддийская доктрина  долго существовала лишь в  устной традиции, а  канонические  тексты были записаны через  несколько столетий после   возникновения учения. Со временем  буддийская традиция окружила  жизнь Будды  множеством легенд, ему приписывалось творение чудес,  а его фигура постепенно  приобретала божественный характер.  Нелегко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения, тем  не менее, сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно  основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

 Центром учения являются  четыре благородные истины, которые  Будда  провозглашает в самом  начале своей проповеднической  деятельности. Согласно  им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение,  болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,  невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной  страдания является желание, ведущее через радости и страсти к перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в устранении этого желания (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой  восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное  решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление,  правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь,  посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. 

Наиболее последовательно  исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна ("малая повозка"), в котором путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. Другие школы буддизма  указывают на это направление лишь как на индивидуальную доктрину, не  подходящую для распространения учения Будды. В учении махаяны ("большая повозка") важную роль играет культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Сущность Будды выступает в трех телах, из них только одно проявление Будды - в образе человека - наполняет все живое.  Особое значение приобретают в махаяне обряды и ритуальные действия. Будда и бодхисатвы становятся объектом поклонения. Ряд понятий старого учения  (например, некоторые ступени восьмеричного пути) наполняется новым содержанием.  Кроме хинаяны и махаяны - этих главных направлений - существовал и целый ряд других школ. Буддизм вскоре после возникновения распространился на  Цейлоне, позже через Китай проник на Дальний Восток.

УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ

 В процессе развития  философского мышления в древней  и средневековой  Индии обнаруживаются  и материалистические тенденции;  среди множества  различных  религиозно-философских и философских  школ существовали определенно   материалистические направления.  Однако от этих школ не сохранилось  никаких  подлинных текстов.  Их взгляды можно реконструировать  лишь на основе  отдельных упоминаний  и более или менее кратких  пассажей, цитированных в  работах  их противников. Следует, однако, иметь в виду, что эти фрагменты   часто приводятся не полностью  и тенденциозно.

 Основателем локаяты  провозглашается чаще всего Чарвака (иногда эта материалистическая система называется чарвака), однако о времени его жизни и его трудах нет никаких сведений.  Тем не менее первое упоминание об учении древнеиндийских материалистов обнаруживается уже в самых древних упанишадах. Кроме взглядов, которые  провозглашал Уддалака и которые весьма близки материализму, упоминается учение Брихаспати, о котором в упанишадах утверждается, что оно ложное и лишает человека его устоев. Поскольку в более позднее время некоторые материалистические направления назывались термином брихаспатья (т. е. учение  Брихаспати), можно предположить, что в упанишадах обсуждается одно из  древних направлений материализма.  Среди тех, кто в середине 1-го тысячелетия выступал против традиционной  идеологии ведического брахманизма, провозглашая материалистические взгляды,  был прежде всего Аджита. С ним перекликаются буддийские тексты. К материалистическому направлению этого времени можно отнести и труды последователей джайнизма. И хотя изложение этих трудов лишь фрагментарно, из них следует, что речь идет о системе, которая не допускает существования какой-либо высшей силы и утверждает, что человек и весь мир состоят только  из материальных элементов. Из этих элементов состоит и душа, которая возникает вместе с телом индивида при рождении, а после смерти погибает и больше не существует. Из текстов можно узнать и о мыслях другого философа  того времени - князя Паяси, который хотел доказать, иногда выбрав путь  жестоких экспериментов, ложность учения о вечной душе человека и о самсаре.  Паяси, например, приказывав взвесить тело преступника до и после казни через повешение, чтобы выяснить, выходит ли из тела душа и станет ли после этого тело легче. Или, пытаясь обнаружить дух в мертвом теле, он анатомировал и констатировал, что при самом подробном изучении он не нашел никакого вечного жизненного принципа. 

В буддийских и джайнистских текстах упоминаются и другие мыслители,  которые отвергали традиционные брахманские догматы. Однако сведений о материалистических учениях того времени недостаточно чтобы сделать вывод о том, что они были последовательно материалистическими.

О взглядах  материалистов  говорится и в других источниках - в эпосе, в комментариях  философов веданты, например Шанкары.  Общим для всех материалистических направлений является прежде всего отрицание существовали загробной жизни, закона кармы и самсары. Поэтом  сторонники идеализма называли их настиками (отрицателями), т. е. теми, кто утверждает, что все это не существует. Согласно локаятикам, человек состоит из четырех материальных элементов - земли, воды, огня и воздуха. Соединяясь,  они образуют тело, органы чувств, и на их основе возникает духовное начало.  Поскольку в человеке нет ничего, что пережило бы его смерть, локаятики  говорят о необходимости пользоваться реальной жизнью, принимать все, что она приносит, с сознанием того, что приятные стороны жизни могут уравновесить  зло и страдание.

"Пока живешь,- говорится  в одном тексте,- живи радостно,  ибо смерти не может избежать  никто. Когда тело будет сожжено,  превратится в  пепел, обратное  превращение никогда не совершится". Однако в этом не следует   видеть одностороннее стремление  локаятиков к наслаждениям и удовольствиям,  как это представляют часто их противники. Свои воззрения локаятики  обосновывали логическими положениями, подвергали сомнению традиционные доктрины. Например, ставится вопрос: если при принесении жертвы жертвенное  животное попадает на небо к богам, тогда почему приносящий жертву не убивает  своего отца, чтобы помочь ему побыстрее попасть на небо? Или ставился  вопрос: почему души умерших не предупреждают людей о последствиях плохих  поступков? Выступали они также и против кастовой системы, критиковали ритуальную практику жрецов и авторитет священных текстов.   Развитию материалистических воззрений и направлений способствовали  новые научные знания, в частности в области естественных наук. Известно, что именно локаятики занимались этими дисциплинами и имеют заслуги в этой  области. Хотя мы располагаем неполными данными, очевидно, что с самых древних времен материалистические направления были неотделимой частью  процесса развития философского мышления в Индии. Известно также, что они влияли и на некоторые идеалистические системы (например, санкхья, вайшешика,  некоторые поздние буддийские школы и т. д.). Санкхья. Хотя санкхья и является, видимо, старейшей из всех философских систем индуизма, первый трактат этой философской школы, автором которого  является Ишваракришна, относится к IV в. н. э. Из эпосов и других  многочисленных источников можно заключить, что санкхья уже примерно в III  столетии до н. э. была самостоятельным учением.

Информация о работе Философия Древней и Средневековой Индии